Семинар-практикум для родителей по теме "Предупреждение и разрешение конфликтов возникающих в процессе взаимодействия с окружающими: детьми и воспитывающими взрослыми в аспекте ФГОС ДО"
консультация на тему

Филина Марина Ивановна

Семинар-практикум для родителей представлен в форме проведения деловой игры "микропреподавание", родители в процессе приема Дж.Родари открывают негативные стороны конфликта, осознают что отрицательные эмоции и переживания пагубно влияют на наш организм, зримо представляюют эту жуткую картинку, прикасаясь к воспоминаниям конфликтной ситуации и занимаются поиском "компромиса" и грамотных решений, пропуская через себя проблемы ребенка, которые им всегда казались "пустяковыми" или вовсе не являлись для них "проблемой ребенка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_konflikt_-_na_sayt.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

Тема: «Предупреждение и разрешение конфликтов возникающих в процессе взаимодействия с окружающими: детьми, педагогами, другими людьми» форма проведения:  деловая игра «Микро преподавание»

Цель: Повышение компетентности родителей в  теоретических и практических вопросах по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими  в процессе педагогического взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Задачи:

  1. Провести анализ понятия « конфликт».
  2. Расширить представления родителей  о причинах и факторах возникновения конфликтов.
  3. Проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействий на межличностные отношения и на состояние здоровья.
  4. Способствовать развитию у членов семьи навыка конструктивного решения конфликта.
  5. Познакомить родителей с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций.

Ожидаемые результаты:

Возможность пересмотреть взаимоотношения  с «оппонентами», улучшить отношения с детьми, членами семьи, педагогами, компетентно подбирать эффективные способы разрешения конфликтови адекватного  поведения в конфликтной ситуации.

Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать  на семинаре - практикуме, тема которого «Предупреждение и разрешение конфликтов возникающих в процессе взаимодействия с окружающими: детьми, членами семьи, другими людьми». И вот сейчас давайте познакомимся, создадим эмоционально-положительный настрой на проведение нашей творческой встречи.

Игра «Давайте познакомимся»

Перед вами лежат сердечки. Напишите в них свои имена, как захотите, каким хотите цветом, подчерком. Охарактеризуйте себя в соответствии с первой буквой вашего имени. А мы послушаем ваши характеристики, представим вас в этих положительных образах.

Теперь, когда мы имеем представления друг  о друге, поговорим о главном, насущном. В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями, которые заполняют наше  жизненное пространство. Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты. Что означает слово «конфликт»? У каждого слова, явления, объекта  есть 2 стороны: темная и светлая. Предлагаю разобрать это понятие «по косточкам» с двух сторон (положительной и отрицательной), применив прием Джанни Родари:

Предлагаю разделиться на 2 команды: команда «Позитив» и команда «Отрицание».  Вам даны рабочие листы с одним и тем же, словом  конфликт. Обратите внимание слово конфликт расположено на весь лист по вертикали. Каждая команда будет заполнять строки, начинающиеся на заглавную букву этого слова, но с одним условием:  

Команда  «Отрицание», только те слова, которые характеризуют это понятие с плохой стороны, то есть,  то, что вредит нашему здоровью.

Крик, кулаки, кулачный бой

Оппозиция, оскорбление, обида

Несогласие, насилие, негативизм

Физиология

Лживость, лицемерие,

Издевательство, истязание

Коварство, капризы

Телесные повреждения, тирания

Команда «Позитив», только те слова, которые начинаются на заглавные буквы этого слова и характеризуют его только с хорошей стороны и позволяют предотвратить конфликт.

Контроль над эмоциями

Остроумие, открытость

Нравственность, находчивость

Формирование ценностей общения

Любовь, ласка

Истина, идеальное решение, интерес

Конструктивный диалог, компромисс

Такт, толерантность (терпимость)

Так что же такое конфликт – дадим определение этому понятию.  Пожалуйста, команда «Отрицание» ваш звёздный час настал, попробуйте вывести определение этому понятию. Конфликт - несогласие, борьба, оскорбление, оппозиция,  издевательство, коварство, тирания и другое. В основе любого конфликта лежит ситуация, которая содержит: противоречивые позиции сторон по какому-то вопросу; противоположные мнения, суждения,  расхождение интересов, желаний, стремлений оппонентов.

Закройте глаза и вспомните ситуацию конфликта, проникнитесь той обстановкой, что вы почувствовали? Вам страшно? Больно? Обидно? Перед вами лежат листочки, нарисуйте то, что вы представили в этом состоянии….

Что у вас получилось? расскажите…. таким образом, мы увидели, как выглядит   конфликт, который приносит нам столь негативные эмоции, разочарование и вредит нашему здоровью. Как вы думаете, что  можно сделать, чтобы это «чудо-юдо» не навредило нам? (порвать, поджечь и т.д.), а можно с ним договориться, как вы думаете,  а что если оно улыбнется, оно перестанет быть таким страшным и перестанет нас раздражать? Попробуйте изменить конфликт изнутри, изменится чудище? (изменилось). А что вы для этого сделали? (дорисовали улыбку, договорились с ним).

Вы самостоятельно подошли к самым верным механизмам урегулирования конфликта – это доброжелательное отношение к оппоненту (улыбка)  и умение договариваться.

Психологическая разминка «улыбка»

У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение  (дарим улыбки друг другу).

Напомню, что  мы рассмотрели понятие конфликт только с отрицательной стороны, а что же нам могут предложить оппоненты? Команда «Позитив» работала со стороны положительного влияния этого понятия и надеюсь, наработала модель конструктивного решения возникающих проблем. Какие механизмы и качества личности мы можем назвать (перечисляем по приему Дж.Родари).

Таким образом, делаем вывод, что  Конфликт может  выполнять 2 функции: негативные и позитивные.

Отрицательные стороны конфликта: разрушает здоровье; вызывает стресс, психотравмы; разрушает межличностные отношения,  семьи,  личности; формируется отрицательная установка, отрицательный жизненный сценарий.

Положительные стороны конфликта: дает возможность сформулировать и осознать проблему, выявить трудности; найти новые пути решения; учит формам общения,  умению  налаживать  отношения; оказывает содействие личностному, профессиональному росту  и  развивает волевую саморегуляцию; развивает познавательные  черты  ума,  скорость реакции,  принятие решений.

В детском саду используют  современные методики конструктивного диалога, Я-сообщение, Ты-сообщения, игры на развитие коммуникативных навыков, н-р: «Попроси игрушку», на  развитие  навыка налаживания дружеских взаимоотношений, н-р: «Хороший друг», на развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми игра «Хорошо-Плохо», игры, воспитывающие у детей нравственные ценности, доброту, отзывчивость, эмпатийность, способствующие развитию самообладания и самоконтроля над собой, чувства толерантности – терпимости к чужому мнению, есть замечательные игры, которые учат  конструктивному диалогу, умению договариваться н-р: игры «Стоп, кулак!», «Обзывалки, стоп!» игры-эмпатии, игры-импровизации. Хорошим помощником - служит альбом «Мы разные», который содержит фотографии и небольшой стихотворный текст на различные ситуации. Например,  рядом с фотографией, демонстрирующей драку, располагается стихотворение: «Петушки распетушились, но подраться не решились: Если очень петушиться, можно перышек лишиться». Использование в работе данного альбома помогает детям улыбнуться, проанализировать свои поступки, и очень часто на этом конфликт исчерпывается. Ваши воспитатели сделали подборку игр для детей в папке-передвижке, можете позже ознакомиться.

Предлагаю поиграть в детскую игру «Дрозд» на развитие дружеских отношений. Правила игры: разбиваемся парами и делаем 2 круга: внешний и внутренний, при этом участники внешнего круга стоят на месте, а участники внутреннего круга передвигаются по часовой стрелке от одного игрока к другому, повторяя  речёвку  и осуществляя действия (смотрим на меня и повторяем за мной):

Я дрозд и ты дрозд (прикладываем руку сначала к своей груди, потом к груди напарника). У меня нос и у тебя нос (слегка дотрагиваясь до носа своего и напарника). У меня щечки гладкие и у тебя щечки гладкие (взаимные поглаживания). У меня губки сладкие и у тебя губки сладкие (взаимные касания пальчиком до губ друг друга). Мы два друга (взяться за руки), мы любим друг друга (обняться).

Кто могут быть участниками конфликта? Рассмотрим модели  отношений потенциальных участников конфликта: ребенок-ребенок, ребенок-воспитатель, воспитатель-родитель, родитель-родитель

Причины:

  • разногласие по поводу неразделенной игрушки (посягание на собственность);
  • дефицит вниманияк ребенку со стороны воспитывающих взрослых (чувство неполноценности);
  • заниженнаяили завышеннаясамооценка (закомплексованность или эгоцентризм, амбиции);
  • потеря самоконтроля (безнравственность);
  • когда ребенка лишают самостоятельности;  
  • детские страхи (когда ребенка запугивают, вопреки его интересам навязывают свое мнение, н-р: тебя обижают, и ты обижай – бей обидчика) – отсюда неадекватное поведения ребенка в группе;
  • незнание психологических особенностей ребенка;
  • идеализация своего ребенка, превосходство над другими вопреки всему;
  • различие в целях, недостаточная информированность сторон  о событии (родитель получил информацию от ребенка, воспитатель был сам свидетелем происшествия);
  • некомпетентность одной из сторон;
  • низкая культура поведения родителей;
  • завышенные требования к ребенку;
  • неадекватная оценка способностей ребенка и т.д.

Поиграем в игру «Родительский диктант»

Современные родители стараются все делать сами за своего ребёнка: кормят его, одевают, играют за него, тогда зачем ему ручки? Давайте их завяжем. (Завязываем руки). Он же еще совсем маленький, ножки еще слабенькие, не дай Бог упадёт, или свернет не на ту тропинку и что-нибудь случится, тогда зачем ему ножки? Завяжем мы их. (Завязываем ноги). А если он на остановке или в магазине закатит скандал, начнёт кричать и плакать, окружающие подумают, что он невоспитанный и начнут осуждать. Нам же не хочется, чтобы про нас так думали?  давайте завяжем ему ротик? (Завязываем рот). А если он услышит что-то,что ему надо знать или вдруг его кто-нибудь поругает, за плохое поведение …давайте ему завяжем ушки. (Завязываем уши). А вдруг он увидит что-то плохое, и узнает, что мир не так добр, как мама ему нарисовала, что есть трудности в жизни и с ними необходимо бороться, самостоятельно сняв розовые очки, пусть лучше он в них и остается – завяжем ему глазки. (Завязываем глаза). А так как мы (взрослые) ему самостоятельности не даем, оберегаем от всего, в том числе и от детских шалостей, от детского любопытства давайте завяжем ему сердечко, он же всё равно нашей жизнью живёт, а не своей, зачем оно ему? (Завязываем сердечко). Посмотрите, какой замечательный красивый ребёночек у нас получился. Вам нравиться?  А почему он  Вам не нравиться? Это же «идеальный ребёнок», такой, какого хотите Вы! Что мы можем сделать для этого ребёнка? А ребёнку станет лучше, когда мы его развяжем? Ребёнок только тогда, станет ребенком, когда мы начнём относиться к нему как к самостоятельной личности, будем только корректировать его поведение и сами начнём меняться и выполнять правила. 

Техники активного слушания и высказываний в форме «Я-сообщений»: учите ребенка чувствовать ….Когда мы побуждаем ребенка «прикасаться» к своим чувствам, он получает огромную информацию о самом себе. Детям важно дать понять, что они могут испытывать разные чувства: и радость, и удивление, и раздражение, и обиду, и страх и др. Важно внушать ребенку, что чувствовать что-либо - это нормально.  А что делаем мы, взрослые?  Оберегаем на столько, что связываем ребенка по рукам и по ногам, это мы уже увидели со стороны. Активное слушание позволяет не обесценивать чувства ребенка, не показывать превосходства над ним, не подавлять его инициативы, а напротив, выражать ему свое доверие. Например, увидев расстроенного сына, мать говорит ему: «Ты очень огорчен тем, что мальчик взял без разрешения твою лопатку...« или «Тебе очень грустно, потому что ты поссорился с мальчиком из-за игрушки» или «Сейчас я вижу, как ты сильно расстроен...». Подобной фразой взрослый как бы дает ребенку понять, что он знает о его чувствах и желаниях в связи со случившимся, что он понимает и признает чувства ребенка. Очень важно воздействуя на ребенка, в контакте с ним отделять его поведение от его чувств и подсказывать ребенку, исходя из ситуации, более удачное действие, которое не задевало бы окружающих и не унижало бы самого ребенка.

Форма «Я-сообщения» позволяет искренне и эмоционально честно выразить свои чувства по отношению к поведению ребенка в безоценочной форме, сохраняя принятие ребенка, показывая уважение к нему, вместе с тем увеличивая вероятность того, что ребенок изменит свое поведение. Попробуйте ответить ребенку так, чтобы помочь осознать собственное чувство, возникающее у него в данной ситуации:

  • «Не хочу надевать это платье»,
  • «Ни за что не пойду завтра в детский сад»,
  • «Сережа ударил меня палкой»,
  • «Света отняла у меня куклу»,
  • «Не хочу я ложиться спать, не буду ложиться» и др.

Полезные советы:

  1. Наблюдайте за своим ребенком, обращая внимание на то, какие чувства ему сложнее заметить в себе и выразить, какие чувства ребенок подавляет в себе, избегает их.
  2. Привлекайте ребенка к наблюдению за собой, например: «Что сейчас случилось с твоим голосом, он очень тихий».
  3. Чаще задавайте ребенку вопрос: «Что ты хотел(а) бы сей-час от меня?" и предлагайте тут же варианты ответа, например: «Может, ты хочешь, чтобы я погладила тебя, пожалела... поцеловала... сказала что-то приятное...»
  4. Учитесь формулировать точное и нужное сообщение ребенку, которое его действительно поддержит, в котором он действительно нуждается в данный момент.

Обратите внимание на  стендовую информацию «извлечение из Закона об Образовании»статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложение № 1).

На основе действующего законодательства выведем правила к воспитывающим взрослым:

  1. Родители (законные представители)  воспитывают и обучают ребенка с позиции физического, нравственного и интеллектуального развития личности.
  2. Педагоги оказывают помощь родителям (законным представителям)   в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
  3. Родители  знакомятся с Уставом  и другими локальными актами Учреждения и следуют прописанным правилам.
  4. Знакомятся с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями и придерживаются единого стиля воспитания.
  5. Родители в праве защищать права и законные интересы детей при тесном сотрудничестве с работниками ДОУ.
  6. Принимать активное участие в жизнедеятельности учреждения, в форме, определяемой уставом ДОУ;
  7. Родители обязаны соблюдать правила и требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим дня и занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений.
  8. Уважать честь и достоинство обучающихся и работников ДОУ, конфликтные ситуации решать без детей, посредствам конструктивного диалога.

Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения. Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели,  они учатся жить у жизни. Если:

  1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
  2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
  3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
  4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
  5. Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
  6. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть  справедливым).
  7. Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
  8. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
  9. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).

10. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).

Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Практическое задание родителям «Загибаем лист»:

Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

В завершении,  притча о колодце

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: "Осёл мой, уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю". Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но никто не обращал внимание на его вопли, и молча, продолжали бросать землю в колодец. Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, и увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот...

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые испытания. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца. Как это сделал ослик.

Обратная связь. А сейчас мы хотели бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями о тренинге, оправдались ли ваши ожидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Толерантность - путь к разрешению конфликтов"

В материале консультации рассказывается о значении термина "Толерантность", дана сравнительнительная характеристика толерантного и интолерантного человека....

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Сценарий семинара-практикума с участием родителей на тему: «Сказка как источник развития речи, творчества детей и взрослых» с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)

Данное образовательное мероприятие с родителями разработано с использованием образовательной технологии активных методов обучения (АМО), что делает мероприятие интереснее, а родителей активными участн...

Психологический тренинг «Предупреждение и разрешение конфликтов участников образовательного процесса»

Тренинг дает возможность участникам образовательного процесса получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Предупреждение и разрешение конфликтов возникающих в процессе взаимодействия с окружающими: детьми, воспитывающими, в аспекте ФГОС ДОУ"

Семинар-практикум для родителей Тема: «Предупреждение и разрешение конфликтов возникающих в процессе взаимодействия с окружающими: детьми, воспитывающими, в аспекте ФГОС ДОУ"Цель:...

Семинар практикум с элементами тренинга для педагогов «Как избежать конфликтов с родителями»

На семинаре воспитатели отрабатывают навыки безконфликтного общения с родителями....