Статья "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья (старшая группа)

Царева Диана Сергеевна

Аннотация: в статье раскрыто значение сюжетно-ролевых игр для развития воображения ребенка, приведены обоснования необходимости использования данного вида игры в работе ДОУ

 

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, воображение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье раскрыто значение сюжетно-ролевых игр для развития воображения ребенка, приведены обоснования необходимости использования данного вида игры в работе ДОУ

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, воображение

Игра является основным видом деятельности, которым овладевает дошкольник к возрасту 3 лет. Изначально дети используют простые сюжетные линии и простые игры. Посредством игры происходит познание мира и окружающей действительности, подготовка ребенка к взрослой жизни. Несмотря на всю кажущуюся простоту, игра выступает в роли основы и фундамента творческого развития ребенка, его умения соотнести собственные творческие навыки с реалиями действительности.

Стоит отметить, что игра служит для детей своеобразным «мостиком» который позволяет приобщиться к миру взрослых, где все взаимосвязано и оказывает значительное влияние на мир ребенка. Игра позволяет ребенку «примерить» роли тех взрослых, образы которых сохраняются в его опыте. Посредством игры ребенок получает возможность взять на себя роль взрослого, проявить свою самостоятельность и тем самым удовлетворить свою потребность в активном участии в жизни взрослых.

Следует отметить, что вопрос игры, а особенно сюжетно-ролевой игры, оценивается в психологии и педагогике весьма положительно. По мнению Кравцовой Е.Е. без сюжетно-ролевых игр ребенок никогда не сможет стать «волшебником».

В результате исследований психологами и педагогами установлено, что первоочередное развитие в сюжетно-ролевой игре получает воображение и образное мышление ребенка. Игра вооружает ребенка теми доступными для него способами активного воссоздания и моделирования действительности посредством предметных действий, которое в других условиях не может быть реализовано.

Посредством сюжетно-ролевых игр ребенок воссоздает те сферы реальной жизни, которые его действительно интересуют, используя при этом условные действия. Нетрудно заметить, что в определенные периоды своей жизни старшие дошкольники переживают моменты «перевоплощения». Это могут быть машины, животные, исторические и сказочные персонажи (например, рыцари, викинги, принцессы, волшебницы и пр.).

Примерами сюжетно-ролевых игр старших дошкольников может служить стремление ребенка постоянно быть вооруженным. Он всегда сумеет найти палку и не расстанется с ней ни за что. И только мама может понять, что в данном случае она – принцесса, а ребенок – рыцарь, который не может защитить ее без меча.

Как отмечает Гайсина Л.Г.  игра не только любимое занятие, но и ведущий вид деятельности старших дошкольников. Именно посредством игры формируются основные новообразования, которые позволяют старшему дошкольнику подготовиться к младшему школьному возрасту, в том числе и за счет развития его воображения.

Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта. В дошкольном возрасте воображение только начинает формироваться, что позволяет использовать весь потенциал творчества и, в том числе, сюжетно-ролевых игр для его развития.

Воображение выступает в роли «структурной единицы» всего творческого процесса дошкольника. Творческое воображение ребенка позволяет трансформировать содержание образа одного объекта через призму другого, посредством наделения его определенными качествами.

В специализированной литературе встречаются самые разнообразные определения воображения и его классификация. Выделяют активное, продуктивное и прочие виды воображения. Но любое определение воображения подразумевает создание новых образов и их реализацию в действительности. Наиболее ярко это проявляется посредством сюжетно-ролевой игры.

Воображение позволяет реализовать накопленные знания посредством анализа и синтеза предшествующего опыта. В процессе творческой деятельности создаются новые образы. Новое сочетание уже известных элементов дает в результате новый образ. И чем больше дошкольник в своей игре опирается на воображение, тем ярче и оригинальнее его деятельность. Овладевая способностью посредством комбинирования, акцентирования, типизации и других механизмов создавать новые образы воображения из совокупности исходных, ребенок тем самым добивается высокой продуктивности своей деятельности. 

Ребенок учится играть вместе с другими детьми, что позволяет максимально реализовать потенциал группового воображения. Не повторять шаблонные действия, а насытить игру воображением, волшебством – главная задача в данном случае.

Сюжетно-ролевая игра имеет в своей основе двео линии: сюжетную и ролевую. Сюжетная составляющая реализуется посредством овладения ребенком нового навыка -  режиссерского, когда он сочиняет сюжет данной игры. Ребенок может раскладывать предметы, перебирать их, играть с предметами в шкафу и т.д., при этом бормоча что-то под нос. Он может устраивать «парады», уходить «воевать с драконом», «лететь на ковре-самолете» - все это самые простые сюжеты, которые ребенок трансформирует в свою действительность посредством игры.

Для развития воображения данная составляющая сюжетно-ролевой игры весьма значительна, так как именно она позволяет ребенку реализовать навыки «выдумывания», «домысливания», воображения. Во-первых, ребенок сам придумывает сюжет, что развивает его самостоятельность, позволяет обходиться без помощи взрослых. Во-вторых, ребенок сам решает, кем именно он будет. Будет ли он машиной, тигром, рыцарем, принцессой. В-третьих, он сам решает, кто и что кем и чем будет в данной игре. Стол может превратиться в домик, мама в принцессу, папа в дракона. В-четвертых, ребенок самостоятельно сочиняет мизансцены и разыгрывает их.

В процессе подготовки игры, дошкольник может долго расставлять все детали для того, чтобы максимально воплотить свой замысел. В его игре он может сам исполнять все роли, а может доверить некоторые из них взрослым. В любом случае необходимо отметить огромное значение данной составляющей сюжетно-ролевой игры для развития воображения. Ведь именно посредством сюжетной составляющей ребенок учится видеть игру не с одного ракурса, а с общей позиции, обеспечивающей ему положение субъекта, которые не запоминает и слепо повторяет сделанное другими, а сам придумывает ход событий игры. Он начинает «видеть целое раньше частей».

Если ребенок овладел данной частью сюжетно-ролевой игры, он сможет без особых усилий подыграть другому партнеру в игре с сюжетом, который может изменяться в любом направлении. Подобный подход позволяет обыгрывать один и тот же сюжет, но каждый раз в него будут вноситься новые события и повороты, которые зависят от произошедших осмысленных и переосмысленных событий реальной жизни ребенка.

Вторая немаловажная составляющая сюжетно-ролевой игры – образно ролевая. Проиллюстрировать данное направление весьма просто. Часто можно видеть малыша, который не идет нормально по дороге, а «шаркает ногами», объезжает ступеньки, приостанавливается перед пешеходным переходом. Мама, спешащая на работу или домой, безрезультатно стремится поторопить его, и ребенок, в конце концов, объясняет маме: «Я не ребенок, я – машина». А это значит, что он своими действиями точно стремится отобразить движение транспорта – не поднимается по ступенькам и «шаркает», так как машина не отрывает колес от асфальта.

Перевоплощение позволяет ребенку полнее ощутить те объекты, которые его интересуют, почувствовать себя на «их месте». Это своеобразная психологическая реабилитация, позволяющая отключиться от проблем и сложностей.

Согласно исследованиям Д.Б. Эльконина ребенок посредством сюжетно-ролевой игры отображает те специфические отношения, которые он наблюдает в окружающем его обществе. Социальные отношения людей выступают основой сюжетно-ролевой игры. Поэтому дошкольники обыгрывают те сюжеты, с которыми хорошо знакомы – дом, магазин, больница, детский сад и пр. следует отметить, что усложнение современного мира, его закрытость привели к значительному обеднению детских игр. Еще несколько десятилетий назад самой распространенной игрой было воспроизведение труда мамы и папы – строитель, водитель, врач и т.д. В настоящее время многие дети не знают и не понимают, чем занимаются их родители (менеджер, маркетолог, экономист и т.д.). В связи с этим игры сводятся к обыгрыванию «бытовых ситуаций», что, конечно же, сказывается на снижении потенциала игры для развития воображения.

Тем не менее, можно и в данной ситуации развить несколько направлений. Дети играют во все, что видят: в «Семью», «Детский сад», «Путешествие», «Зоопарк» и пр. Для большего эффекта в одной игре можно соединить различные сюжеты, например: в игру «Путешествие по морю» необходимо включить «Семью», так как на море едут все вместе. Сочетание, комбинирование сюжетов дает волю и фантазии и воображению. От уровня развития игровой деятельности напрямую зависит уровень развития воображения дошкольника.

 Одним из направлений сюжетно-ролевой игры для расширения используемых инструментов может стать театрализованная игра. Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевыми, так как в основе тех и других лежит отображение событий, отображение отношений между людьми и другими персонажами. Основным различием театрализованной и сюжетно-ролевой игры является то, что театрализованная игра развивается, как правило, по сюжету, почерпнутому из книги.

Но театрализованная игра может стать частью сюжетно-ролевой игры, при условии развития новой сюжетной линии. Например, лиса могла не съесть колобка, и он мог покатиться дальше. Приключения на пути позволят дошкольнику реализовать себя и в роли режиссера игры (необходимо придумать сюжет, новых персонажей, слова и т.д.) и в роли участника игры (озвучивание персонажей, передвижение и пр.).

Использование элементов театрализованной игры с учетом создания собственных сюжетов может значительно обогатить сюжетно-ролевые игры дошкольников и способствовать развитию воображения. Подготовка костюмов, создание кукол, работа над декорациями – являются неотъемлемой частью творческого процесса и требуют от ребенка максимального использования воображения для реализации его замыслов.

Театрализованная свободная игра плавно перетекает в игру-фантазирование, которая позволяет строить новые цепи уже известных событий или придумывать совершенно новые сюжеты с уже знакомыми или придуманными персонажами. Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя полнее реализовать значимые переживания. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Использование данной игры становится новым этапом в развитии дошкольника, который можно закладывать в старшем школьном возрасте.

В связи с большой значимостью сюжетно-ролевых игр в развитии воображения старших дошкольников следует отметить необходимость использования данного вида творчества в досуговой, воспитательной и образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Среди основных особенностей сюжетно-ролевых игр можно выделить: необходимость соблюдения определенных правил, в рамках которых возможно развитие сюжета; преобладание социальных мотивов игр; способствование эмоциональному развитию дошкольников; повышение интеллектуальных способностей дошкольников; развитии воображения дошкольников.

По мнению психологов кроме ребенка никто не сможет развить его творческие способности, в том числе и воображение. Поэтому основной задачей педагогов ДОУ является создание необходимых условий для спонтанных творческих сюжетно-ролевых игр. Можно выделить две основные задачи, которые стоят перед педагогами ДОУ при осуществлении руководства в сюжетно-ролевой игре: развитие способностей дошкольников к игровой деятельности; использование игровой деятельности в процессе воспитания и развития дошкольников.

В связи с этим выбор конкретной игры, который производится педагогом, обусловлен теми воспитательными задачами, которые он ставит на данный момент. Применение сюжетно-ролевых игр можно использовать в качестве инструментов организации коллективной деятельности детей, направленной на освоение определенных задач. Например, игра «Мойдодыр» требует от дошкольников постоянного соблюдения чистоты. Для мальчиков может использоваться игра «Самоделкин», которая подразумевает поддержание мебели группы в сохранности. Постоянное использование подобных игр призвано способствовать закреплению положительных черт у дошкольников посредством игровых упражнений.

В заключение следует отметить, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного освоения дошкольниками новых знаний, но и является неотъемлемым атрибутом творческого развития, что способствует саморазвитию личности. Но творческое развитие воображения ребенка посредством сюжетно-ролевых игр будет более эффективно при создании хороших условий и адекватном воздействии взрослых.

                                                      Список литературы

  1. Кравцова Е.Е. Разбудить в ребенке Волшебника. - М.: Просвещение, 1996. – 126 с.
  2. Гайсина Л.Г. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. // МАДОУ Д/с №106 «Забава», г. Набережные Челны. – Режим доступа: http://doshvozrast.ru/igra/igrarolevaya16.htm 
  3. Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. - М.:Просвещение, 1989. – 284 с.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 228 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Изменения в дошкольном образовании вызывает две противоположные тенденции. Первая - это гуманизация целей и принципов педагогического процесса и осуществление личностно ориентированной модели взаимоде...

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье указаны данные диагностического исследования  творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на примере МКДОУ № 4 "Колосок", приведён  систематизированный и апробированный комп...

«Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Аннотация В данной работе представлены формы развития речи детей, роль познавательно-речевого развития, дидактические игры, как средство развития речи детей дошкольников. В работе использова...

Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Методическая статья о развитиии внимания детей старшего дашкольного возраста спомощью дидактической игры....

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средство...

План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию.  2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...