Роль дидактических игр с математическим содержанием в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Консультация для родителей

Роль  дидактических игр с  математическим содержанием в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

Не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований (Л.В.Занков,  С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев,  Х.М.Тёпленькая и др.), подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны)  

Все используемые в работе с дошкольниками дидактические игры носят развивающий характер.

 По видам дидактические игры с математическим содержанием, развивающие логическое мышление дошкольников, можно разделить на:

        настольно-печатные;

        игры с предметами;

        словесные игры;

        занимательные игровые задания-упражнения.

По содержанию развивающих задач игры можно разделить на игры, которые позволяют обучать детей умению:

  • упорядочивать предметы по определенным признакам;
  • выявлять и абстрагировать свойства;
  • сравнивать свойства и качества объектов;
  • анализировать, классифицировать и обобщать;

Старшие дошкольники уже знакомы с различными характеристиками предметов. Ставится задача по обучению детей умению упорядочивать предметы по определенным признакам. С этой целью проводятся игры на упорядочивание предметов сначала по одному признаку, затем, сразу по нескольким  – игры «Заполни квадрат», «Фабрика». В этих играх дети упражняются в упорядочивании предметов сначала по цвету, по форме, а затем сразу и по цвету, и по форме.

       Овладению признаками предметов способствуют игры на выявление и абстрагирование свойств. Игры и упражнения этой группы помогают развивать у детей умения выделять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форму, величину, толщину), абстрагировать одни от других, называть их. С их помощью дети получают самые первые представления о замещении свойств знаками-символами, осваивают умение строго следовать правилам при выполнении действий, приближаются к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат. С детьми организуются игры «Строительство дорог», «Две дорожки», «Новоселье сказочных героев» и др.

После того, как дети приобретают навыки выявления и абстрагирования свойств, необходимо развивать у них умения сравнивать предметы и качества предметов по одному, двум, трем свойствам, видеть в них общее и различное. Такие игры, как «Сравни и заполни», «Заполни пустые клетки», «Дорожки», «Домино», «Найди пару», «Поймай тройку» и др. помогают ребенку овладевать умением сравнивать в разных ситуациях: когда в его поле зрения находятся не только сравниваемые предметы, но и другие объекты.

      Постепенно нужно переходить к обучению детей анализу, классификации, обобщению. Игры этой группы развивают у дошкольников умения классифицировать и обобщать предметы по одному, двум, трем и четырем свойствам. При этом, сначала малыши осваивают умения анализировать, классифицировать и обобщать предметы по заданным свойствам, затем - по самостоятельно выделенным. При организации таких игр, как «Кто потерялся7», «Где чей гараж?», «У кого в гостях Вини-Пух и Пятачок?», «Что растет на дереве?» и др. дошкольники постепенно переходят от классификации и обобщения предметов по отдельным свойствам к выделению закономерностей.

 Все предлагаемые детям игры на данном этапе обучения формируют  умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений (дети описывают признаки предметов, узнают предметы по заданным признакам, определяют сходство и различие предметов по тем или иным признакам, сравнивают предметы между собой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста .

Данное пособи разработано лично мной . Опробовано и внедрено в работу с детьми . Успешно используется .1- Каждый хочет быть первым . Цель - Порядковый счет .2-Как соединить точки по порядку . Цель-Учи...

Авторское открытое занятие с элементами тренинга: « Путешествие по необитаемому острову!» Цель: Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

В твоих руках послание в бутылке,Оставил их тебе пиратИ если ты имеешь вредные привычкиТо не отыщите на острове вы клад.  Ну что ж Я капитан, И за слова свои всегда  я отвечаюДолой таба...

Сценарий родительского собрания в старшей группе «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Оказание педагогической помощи родителям при выборе игрового материала и организации игровой деятельности, способствующей развитию у детей логического мышления...