" Сон ребенка
консультация (средняя группа) на тему

Консультация  для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon son_rebenka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Сон ребенка.

     Каждому из нас не раз приходилось слышать: на спящих детей нельзя смотреть. Конечно, такое предостережение беспочвенно. Верно другое: детский сон надо всячески оберегать. Недосыпание для растущего организма не меньшее зло, чем, скажем, недоедание. Дефицит сна отражается, прежде всего, на нервной системе, тормозит умственное и физическое развитие, делает ребенка капризным, раздражительным, неуравновешенным.

     Почти в каждой группе яслей или детского сада обнаруживаются 1-2 ребенка, которые долго не засыпают. Чаще всего плохо засыпают днем те дети, у которых нарушен домашний режим. Почти всегда в таких случаях выясняется, что по субботам и воскресеньям или в дни болезни ребенка, во время отпуска родителей его вовсе не укладывали днем или укладывали в другое время, позднее поднимали утром и разрешали позже ложиться вечером. Вот и нарушился стереотип, а его роль в механизмах сна, вернее, засыпания, значительна.

     Можно заставить себя есть, когда есть, не хочется, но заставить себя заснуть, когда не хочется спать, практически невозможно. Зато возможно создать сонливое состояние, вызвать желание спать. Взрослым людям, у которых когда-либо была бессонница, известны такие приемы. Одним помогает прогулка перед сном, другим - чашка теплого молока с медом, третьим - умение, ложась в постель, вызвать в своем воображении одну и ту же однообразную картину...

     Почему столь различные приемы одинаково эффективны? Все дело в выработке условного рефлекса, стереотипа. Чтобы ребенок хорошо засыпал, надо создать у него стереотип, постоянный, повторяемый изо дня в день ритуал подготовки ко сну.

     Некоторые родители с первых дней жизни ребенка укачивают его. Рефлекторная связь "качание - сон" возникает очень быстро, тем более что ритмичность, монотонность плюс воздействие на вестибулярный аппарат действительно способствуют засыпанию. Но чем старше ребенок, тем дольше приходится его укачивать, тем обременительнее становится эта процедура. Причем обременительна она не только для матери. И ребенку плохо, потому что сон его становится более беспокойным. Некоторые дети, даже заснув, как бы контролируют, качают их или нет, и мгновенно просыпаются и начинают плакать, как только прекращается ритмичное движение.

      А что же в таком случае может быть рекомендовано? Прежде всего, обязательное проветривание комнаты. Прохладный воздух (на 2-3° ниже обычного) оказывает успокаивающее действие. Маленьких перед сном обычно купают; для ребенка постарше сигналом ко сну становится складывание игрушек, умывание, переодевание в пижаму или ночную рубашку. Многие дети привыкают засыпать с игрушкой - мишкой, куклой, зайчиком. Что ж, и это "работает" на создание стереотипа.

      - Спи! - строго приказывает малышу папа. А как же спать, если рядом включен телевизор или магнитофон?

     Многих беспокоит вопрос: может ли быть сон ребенка полноценным, когда в комнате звучит музыка? Если она тихая, мелодичная - может, если громкая - нет. А лучше всякой "машинной" музыки мамина колыбельная, тихая, успокаивающая, создающая так необходимое ребенку ощущение близости матери, защищенности...

     Хорошо, если в комнате нет яркого света, громких голосов, если ничто не отвлекает и не будоражит. Потому что восприятие внешних раздражителей во сне лишь притуплено, но не выключено совсем, и сон будет беспокойным.

      Важно не только то, сколько спит ребенок, но и то, как он спит. Иногда матерей беспокоит, что их сын или дочь "недобирает" норму сна.

      Малыш просыпается жизнерадостным, спокойным, значит, просто его индивидуальная потребность в сне меньше средних норм. Но если, проснувшись раньше времени, он хнычет, капризничает, то дело, возможно, в каком-то неблагополучии: либо сон организован плохо, либо ребенок нездоров.

      Каждая мать по опыту знает: если малыш, до того спавший спокойно, стал вдруг ночью ворочаться, метаться, значит, что-то с ним неладно. С расстройства сна нередко начинаются не только острые инфекции, но и нервно-психические заболевания.

     Имеет смысл понаблюдать, как спит ребенок: не разговаривает ли во сне, не вскрикивает ли, не встает ли с постели, продолжая спать. Если это не случайный эпизод, а явление, повторяющееся, например, на протяжении одного-двух месяцев, необходимо обратиться к врачу-психоневрологу.

      Как и взрослым, детям, конечно, снятся сны. Обычно они, так или иначе, отражают впечатления дня. После того как ребенок услышит страшную сказку, испугается чего-либо или, наоборот, увидит что-то восхитившее его, например представление в цирке, он может видеть "тематические" сны. Но если один и тот, же страшный сон повторяется у ребенка часто, об этом тоже надо рассказать врачу. В сочетании с другими симптомами это иногда становится сигналом нервного заболевания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...