Консультация для родителей «Речевые игры: что это такое и как в них играть?
консультация (старшая группа) на тему

Киселёва Элла Анатольевна

 

                                           Консультация для родителей

                           «Речевые игры: что это такое и как в них играть?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район

Учитель-логопед Киселева Э.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_rechevye_igry.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Консультация для родителей

                           «Речевые игры: что это такое и как в них играть?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район

Учитель-логопед Киселева Э.А.

          Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшими в гости приятелями, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как хотелось бы нашим детям.

        Я предлагаю вам – мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и , главное, полезным, поиграть вместе с ними в РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Поверьте, что играть со словами детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает её полезной и желанной.

      Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.  

        Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка»мы сидели на печи»), это солдаты, которые пошли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин») и т.д. особенно нравятся стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.

      Где же взять такие стихи? Вы их найдёте ан страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.

     А в чём же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребёнка. Кроме того, придумывая вместе с ребёнком движения, мы помогаем развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать те или  логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.

    Выступая в самых разных ролях, - бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги,- ребёнок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Игррая и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом  – играть.

      Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чём говорю, то и показываю.

     Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причём желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестами название, например «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

    Ещё кое-что об играх . Часто в речевых играх используется приём подражения. Если в тексте речь идёт о бабушке -  текст произносится по-старушачьи, шепеляво; о мяснике – грубоватым голосом; о мышонке – тоненько, высоким голоском; о бычке – низким, протяжным. Элементы звукоподражания. Как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми! А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и… читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!

                                          «Аты-баты, шли солдаты»

                                                  (по народной потешке)

Аты-баты,                                      Дети маршируют.

Шли солдаты.                                Прикладывают правую руку к голове- «отдают честь».

Аты-баты,                                       Маршируют.

На базар.                                        Указывают левой рукой в сторону базара- «вон там базар».

Аты-баты,                                       Маршируют.

Что купили?                                   Разводят руки в стороны – вопросительная интонация –

                                                         «спросить ручками».

Аты-баты,                                       Маршируют.

Самовар.                                         Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бёдра,              

                                                         Локти в стороны – «я самовар».

Аты-баты,                                       Маршируют.

Сколько стоит?                              Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперёд – вопроси-

                                                         тельная интонация.

Аты-баты,                                       Маршируют.

Сто рублей!                                    Поднимают руки, пальцы растопыривают – «много денег».

Аты-баты,                                       Маршируют.

Заходите,                                         Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой –

                                                         пригласительный жест, ласковая интонация.

Выпьем чаю                                    Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой – «блюдце».

Поскорей!                                       Соединяют большой и указательный пальцы правой руки – «над

                                                          блюдцем»  держат «чашечку»

                                                 

                                  Считалка «Мы сидели на печи»

Мы сидели на печи                      Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются рука

                                                       Ми в бёдра – «сидят на печи».

Ели булки                                     Выставляют правую руку в сторону – «держат на ладони булку».

Калачи,                                          выставляют левую руку в сторону – «держат калач».

Бабка Ёжка прилетела,                Расставляют слегка ноги, пружинят – «сидят на помеле», слегка

                                                       сжимают руку в кулак перед собой – «держат помело», левой кис-

                                                       тью руки выполняют круговые движения в воздухе – «ветерок».

 

Все бараночки поела,                   Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки –

                                                       «бараночки». Говорят с обидой в голосе – «Забрали наши

                                                       «бараночки».

Нам остался дишь батон,             Вытягивают руки перед собой – «держат длинный батон»,

                                                        говорят с сожалением в голосе.

Кто не съел,                                   Кладут обе руки на живот.

Тот вышел вон!                             Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указы-

                                                        вают на «выход».

                                Речевая  игра «Как у бабушки Наташи».

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.

Ели вкусную мы кашу                            Соединяют ладони перед собой – делают «тарелку»,  показы

                                                                   вая её всем, стоящим справа и слева.

Каша пшённая с дымком                         Над раскрытой ладонью левой руки – «тарелкой», указатель

                                                                   ным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок,  

                                                    идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому

                                                                   текст произносится нараспев, «глиссандрируя».  

Каша пшённая с дымком,                        Повторяют те же движения, но с правой рукой – «тарелка»,

                                                                   С левой – «дымок».

С хлебом,                                                  выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону,

                                                                   Внутреннюю сторону ладони вниз – «ломоть хлеба».

С маслом,                                                  Левую ладонь кладут на правую сверху – «слой масла».

С молоком.                                                Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые

                                                                    вверх большие пальцы рук – «кружка».

Взяли мы большие ложки,                       Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и

                                                                    разводят в стороны – две «ложки».

Съели всё до самой крошки!                   Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу»,

                                                                    поднося «ложки» ко рту.

Вот какая каша                                          Снова делают «Тарелку» и показывают её всем, стоящим

                                                                    справа и слева.

У бабушки Наташи!                                  Снова берутся за воображаемые концы платка, говорят по-

                                                                     старушечьи.

                                                               Речевая игра «Барабек»

                      («Как дразнить обжору» из английского фольклора, пер. К Чуковского)

Робин Бобин  Барабек                  Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с

                                                        ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.

Скушал сорок человек                 Взявшись  руками за голову, удивляются, произнося текст с

                                                        удивлённой интонацией.

И корову,                                       Приставляют указательные к голове – «рога», говорят низким

                                                        голосом.

И быка,                                           Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка

                                                        наклонив голову, - «упрямый бык».

И кривого мясника,                       Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами

                                                         Ноги ставят косолапо – «кривой мясник».

И телегу,                                         Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в

                                                         стороны – «сидят на телеге».

И дугу,                                            Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь

                                                         Кончиками пальцев, - «дуга».

И метлу,                                          Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней

                                                         «метла».

И кочергу,                                      Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое

                                                         движение вперёд, ноги слегка расставляют и чуть сгибают –

                                                         «кочерга в печи».

Скушал      церковь,                       Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы

                                                          рук поднимают вверх и соединяют – «это свеча», голову накло-

                                                          няют вниз, смотрят на «свечу», произнося текст серьёзно и не-

                                                          громко – «мы в церкви».

Скушал дом,                                 Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев

                                                       соединяют друг с другом – «крыша дома».

Скушал кузню с кузнецом           Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись    

                                                       через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно,

                                                        энергично, в ритме движений.

А потом и говорит:                       Разводят в руки в стороны.

- У меня живот болит!!!               Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким

                                                        голосом, жалостливо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Данна консультация направлена на просвещение родителей в вопросах норм речевого развития детей 2-3 лет. А также предлагаются речевые игры для дальнейшего развития...

Консультация для родителей "Речевые игры: что это такое и как в них играть"

Что же такое "речевая игра"? Любые ли стихи могут стать речевой игрой?...

Консультация для родителей: "Речевые пальчиковые игры"

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, сти...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Речь детей раннего возраста постоянно улучшается, ребенок каждый день учит новые слова, и как губка впитывает в себя их. Многие мамы двухлетних детей не понимают, что каждый ребенок индивидуален...

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» Интересные и занимательные речевые игры способствуют развитию речи ребенка, пока вы добирае

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»Бейнарович Светлана анатольевнаКонсультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»Интересные и за...