«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» из опыта работы
консультация (подготовительная группа) по теме

Чеснокова Виктория Александровна

игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele1.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

1) Игра «Любопытный».

Правила игры: на любой вопрос можно называть только те слова, которые начинаются со звука п-р: [Б].

-  Где был? - На балконе.

-  Кого видел? - Бульдога.

- Куда собираешься? - В булочную.

- Что будешь покупать? - Баранки и т.д.

2) Игра «Загадай любимую игрушку».

Правила: ребёнок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают. Например, [М'- А] - мишка. Аналогично загадывают овощи, фрукты, цветы и т.д.

3) Игра «соревнование».

Правила: воспитатель называет любой звук и спрашивает

а)  кто больше назовёт слов, начинающихся с этого звука?

б)  кто знает больше слов, оканчивающихся на этот звук?

4) Детская игра «Кто больше?» (или «Подбери слова по схеме»).

Правила: Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть схемы слов. Что обозначает первая схема? (это слово, в котором, например звук [С] слышится в начале).

Заданный звук изображен с помощью условной картинки (картинка, где изображено, как свистит насос).

Воспитатель предлагает подобрать слова к этой схеме (сахар, слон, сушка).

Аналогично рассматривается остальные схемы, где заданный звук слышится в середине и в конце слова. За правильный ответ - фишка. В конце игры выбирает победителя. Аналогично, играете с другими звуками.

5) Игра « Добавь звук».

Правила: Какое слово получится, если добавить звук, например: [К] в конце слова:

вол - волк

рыба - рыбак

завтра - завтрак

пар - парк

Добавить звук [Т] в конце слова: спор - спорт бор - борт бра - брат сор - сорт и т.д

6) Игра « Отними звук».

Правила: Какое слово получится, если убрать первый звук: косы - осы крот - рот смех - мех

гром, шинель, зверь, клей, скот, плуг, укол и т.д.

7) Игра « Вставь пропущенный звук».

Правила: Дети вставляют звук, например: [Л] так , чтобы он стал вторым в слове, которое произносит воспитатель:

Кок - клок; пот - плот; бок - блок; сон, куб, сова, кубок, сух, газ, пан.

Или звук [Р] :

Ковать - кровать; кошка - крошка; топка - тропка; дать, кот, битва, тон, дама, такт и т.д.

8) Д/игра « Угадай какое слово».

Правила: дети на слух составляют новые слова по первым, вторым, последним звукам, произносимых слов ( или по первым, вторым, последним звукам в название картинок). Например:

ворона - [В]

ракета - [Р]

астра - [А]

чайка - [Ч']

огонь - [О]

арбуз - [А]

бак - [Б]

очки - [О]

нос - [Н]

кенгуру - [К]

волк - [В]

9) Детская игра «Звучащий поезд».

Цель: закреплять умение детей слышать и определять заданный звук в разных частях слова.

Правила: воспитатель показывает картинку, например: слона и предлагает ребенку определить в какой части слова слышится, например звук [Л]. Ребёнок определяет заданный звук в слове и вкладывает его в первый, в средний или в последний вагончик поезда.

Для закрепления умения детьми слышать заданный звук и определять его место в слове можно использовать также речевые игры:

«Назови первый звук в слове».

«Назови последний звук в слове».

«Придумай слова, в которых заданный звук был бы: в начале, в середине, в конце слова».

«Назови первый и последний звук в слове». Например: банан - [Б-Н].

«Подбери слово так, чтобы первый звук был, например: [К], а последний - [Ш] (карандаш, камыш).

«Какой звук потерялся».

Предложить ребенку прослушать предложение. В одном из слов специально не проговаривается первый звук. Ребёнок внимательно вслушивается и говорит какое слово было произнесено не правильно, произносит его правильно, указывая какой звук был потерян. Например: В небе летит ... амолёт.

В каком слове не хватает одного звука: (самолет). Какой это звук? (твердый согласный звук [С]). Каким он находится в слове? (первым). Повтори предложение правильно.

«Цепочка слов».

Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.

«Сравни первые звуки в слове».

Например: предложит пары слов тапки - тень (В слове тапки слышим твердый согласный звук [Т], а в слове тень - мягкий согласный звук [Т']).

«Назови слова на каждый звук в слове».

Объяснить ребенку, что в слове есть звуки, они идут один за другим. Предложить по очереди придумать слова на каждый звук в слове. Начинать надо со слова от 3 звуков.

Например:

Сок: соска, очки, куклы, суп, обруч капуста и т.д.

При совместной работе воспитателя и родителей можно добиться наибольших успехов в подготовке ребенка к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.Разработала воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г.Волгодонска, Ростовской области: Мер...

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал  поможет познакомить родителей с понятием фонематический слух, с  играми и упражнениями для развития фонематического слуха, дает рекомендации об использовании речевых игр дом...

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека "Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Формирование слухового внимания, умение ориентироваться на фонему, развивать фонематический слух....

Практикум для родителей родительского клуба "Умелые родители" на тему "Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста".

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. ...