Консультация-практикум для родителей «Игры и игровые упражнения со звуками, буквами и слогами»
консультация (старшая группа) на тему

Гребенюк Светлана Николаевна

Формирование правильного фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза – важнейшее направление как в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, так и в работе по профилактике дисграфии и дислексии у детей, не имеющих выраженных речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игровые упражнения со звуками1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация-практикум для родителей «Игры и игровые упражнения со звуками, буквами и слогами» Воспитатель: Гребенюк С.Н. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 18 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Слайд 2

Фонематическое восприятие – фундамент, на котором строится полноценное обучение чтению и письму. Формирование правильного фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза – важнейшее направление как в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, так и в работе по профилактике дисграфии и дислексии у детей, не имеющих выраженных речевых нарушений. Предлагаем материал для занятий по развитию речи.

Слайд 3

ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ

Слайд 4

«Фишечный диктант» Цель: Упражнять в определении позиции звука в слове. Перед каждым ребёнком выложены в ряд 8 – 10 фишек. Педагог произносит слова с изучаемым звуком и с оппозиционными звуками. Например: с о с улька, с о с ка, с какать, ш алун, с кучать, з абавлять, з акричать, ш утить, с оловей, с олёный, на с тупать. Если дети слышат в слове звук {c} , они отставляют фишку. Когда в слове этот звук слышится дважды, всё равно отставляется одна фишка. Следующий этап – проверка. Педагог называет слово, вызванный ребёнок определяет позицию изучаемого звука в слове, отставляет фишку в сторону. Примерные ответы: «В слове СОСУЛЬКА звук [C] мы слышим в начале и в середине слова»; «В слове ШУТИТЬ (или ЗАКРИЧАТЬ) звук [C] мы не слышим.

Слайд 5

«Гласные звуки» Цель: Развивать навык выделения гласных звуков из состава слова. Это упражнение целесообразно проводить каждый день в начале занятия или после физкультминутки. Каждый ребёнок называет гласные звуки из предложенного ему слова, состоящего из одного, двух, трёх или четырёх слогов (слова подбираются педагогом с учётом возможностей детей). «Один, два, три…» Цель: Закрепить навык деления слов на слоги. У каждого ребёнка – по три карточки: с одним, двумя и тремя кружками. Педагог произносит слово, дети поднимают карточку с таким количеством кружков, сколько в слове слогов. Чтобы убедиться в осознанности выполнения задания и для тренировки в построении самостоятельного высказывания, педагог спрашивает ребёнка, почему он взял карточку с таким количеством кружков.

Слайд 6

«Волшебная картинка» Цель: Упражнять в определении позиции звука в слове. Развивать «звуковую зоркость» (умение увидеть, выбрать на сюжетной картинке предмет, в названии которого слышен заданный звук). Тренировать в составлении предложений и рассказа по картинке. На доске вывешена картинка с изображением предметов (10 - 12), в названиях которых есть изучаемый звук. Вокруг неё расположены картинки с изображением тех же предметов и 2 – 3 картинки с изображением предметов, в названиях которых изучаемого звука нет. Вызванный ребёнок выбирает предметную картинку и говорит: «В слове … мы слышим звук (…)» Затем накладывает картинку на аналогичное изображение на большой картинке. По окончании такой работы незадействованными остаются 2 – 3 предметные картинки. Педагог спрашивает, почему эти картинки остались. Дети должны ответить, что в названиях предметов, изображенных на этих картинках, заданный звук не слышится. Затем педагог вывешивает сюжетную картинку, просит рассмотреть её, перечислить все предметы (выкладывая их изображения около картинки), в названиях которых есть изучаемый звук, и определить позицию звука в слове. Потом предлагает придумать предложения по картинке и составить по ней рассказ. Упражнение «Волшебная картинка» можно использовать как на фронтальных, так и на подгрупповых занятиях.

Слайд 7

«Спрятанное слово» Цель: Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. На доске (или у каждого ребёнка) – картинка с изображением ряда предметов. Цифра около каждого изображения обозначает место звука в слове, который надо выделить и запомнить. Дети выделяют звуки и составляют из них слово.

Слайд 8

«Угадай слово» Проведение этой игры становится возможным после того, как дети познакомятся с понятиями «глухой звук», «звонкий звук», «парные звуки». Цель: Закреплять понятие «парные звуки» (по признаку глухости - звонкости). Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Упражнять в соотнесении звука с буквой. Педагог предлагает составить слово из звуков, которые описывает: «Первый звук в слове – глухой парный звука (Г). Второй звук – третий в слове СТАКАН. Третий звук – глухой парный звука (Ж). Четвёртый звук – пятый в слове ЛАМПА.» Дети составляют слово КАША. Можно «записать» слово с помощью букв разрезной азбуки. Эта дидактическая игра достаточно сложная, и качество её выполнения показывает, насколько хорошо дети владеют навыками звукового анализа. (В начале следует брать простые слова из 3 – 4 звуков, затем более сложные.)

Слайд 9

«Волшебный круг» Цель: Упражнять в узнавании графического образа звука (буквы). Закреплять навык первоначального чтения. На доске – бумажный круг с окошком. Педагог медленно вращает круг по часовой стрелке. Дети узнают буквы, которые появляются в окошке (они заранее написаны на доске), находят их в кассе букв и выкладывают в заданной последовательности. Читают полученное слово. А

Слайд 10

Дидактические пособия Спасибо, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Игры и игровые упражнения для развития правильного речевого дыхания»

Для развития правильного речевого дыхания детей дошкольного возраста рекомендовано проводить занятия в игровой форме. Это позволит в непринужденной форме решать образовательные, развивающие задачи по ...

Рекомендации родителям: "Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания".

Правильное дыхание - одно из важнейших компонентов в развитии речи детей дошкольного возраста.Оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Предлагаю игры и игровые упражнения для вы...

Консультация для родителей Игры и игровые упражнения для детей от3-4 лет

Игры и игровые упражнения для детей младшего дошкольного возраста...

Брошюра для родителей Игры и игровые упражнения на развитие воздушной струи.

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляционную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе п...

Консультация для родителей: «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»

Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию...

Консультация для родителей: «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»

Зачем нужно обучать детей правильно дышатьМногим деткам в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логич...