Консультация для родителей «Устное народное творчество в жизни дошкольника»
консультация на тему

Кучешева Юлия Ивановна

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ustnoe_nar_tvorchestvo.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

                             МКДОУ «Малиновский детский сад»

Консультация для родителей

«Устное народное творчество в жизни дошкольника»

Воспитатель: Кучешева Ю. И

П. Малиновка 2016г.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

Разнообразие видов устного народного творчества говорит о мудрости и ценности знаний народа в области воспитания детей, придании особой значимости дружбе, духовным качествам человека, отношении к жизни в целом.

Пословицы – народная мудрость, свод правил жизни. О каких только сферах жизни и ситуациях не говорят они, чему только не учат. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, учат любить родную землю, понимать труд как основу жизни, формируют нравственную сторону человека. В пословицах – философское осмысление жизни.

Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Играй, играй, да дело знай.

Поговорки – это поэтические, устойчивые, краткие выражения, использующиеся для образно – эмоциональной характеристики людей, их поведения, каких – то житейских ситуаций.

Глуп, как осел.

Надулся как индюк.

Издавна человек наделял природу способностью жить, чувствовать, действовать, влиять на его судьбу. Особая роль отводилась природным объектам и явлениям. Считалось, что служа солнцу, воде, ветру, земле, люди будут вознаграждены хорошим урожаем, благополучием и процветанием. Поэтому широко использовались в народе заклички.

Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания, имитирующие крестьянский труд. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и собраны особые переживания и восхищение.

Матушка – репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста.

Секи, секи дождь,

На бабину рожь,

На дедово семя –

Чтоб взошло вовремя.

Приговорки – интимное обращение с природой один на один. Они обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям.

Ветер, ветер, ветерцо.

Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу.

В старину погода имела большое значение. От нее зависела жизнь людей. Многочисленные наблюдения людей позволили создать народные приметы. Это позволяло крестьянам готовится к сельхозработам, вовремя сеять и убирать урожай, делать запасы на зиму.

Дым столбом – к морозу.

Жуки жужжат – к ненастью.

Русский народ всегда ценил в человеке ум и сообразительность. Главным средством его развития являлась загадка.

Загадки – это иносказательное изображение предмета или явления действительности, которые предлагается отгадать.

Загадки позволяли обратить внимание на скрытые, невидимые признаки предметов. Ведь человек привык схватывать лишь яркие внешние признаки. Отсюда - загадки создавались под влиянием глубоких наблюдений в природе.

Стоит старичок – красный колпачок. (гриб)

Один пастух – тысячи овец пасет. (небо и звезды)

Считалка – это ритмичное стихотворение, предназначенное непосредственно для расчета играющих. Для считалки характерно то, что можно четко произносить каждое слово и даже его кричать. Считалки – исстари придуманный способ осуществления объективной справедливости.

Ягодка –Малинка.

Медок –Сахарок.

Вышел Иванушка –

Сам Королек.

Из поколения в поколение передаются из уст в уста народные сказки. В них собраны многовековые традиции, особый способ отражения реальности, охвачены жизненные явления и судьбы. Они привлекают остротой социального смысла, выдумкой, игрой фантазии.

В сказках главными героями являются как животные, птицы, так и люди со своими достоинствами и недостатками. Каковы бы ни были действия героев, исход событий, всегда присутствует мораль, позволяющая делать выводы. Красота родной речи, повторения, обороты делают народные сказки поистине настоящим кладом нашей культуры.

Устное народное творчество – это очень ценная кладовая нашей отечественной культуры. От того, на сколько люди будут помнить, и беречь его, зависит будущее нашего народа, его духовность и целостность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника».

Устное  народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе...

Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника».

Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника». ...

Консультация для родителей "Устное народное творчество в жизни дошкольника"

Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Разнообразие видов устного народного творчества говорит о мудрости и ценности знаний народа в области воспитания детей, в отнош...

Народное творчество в жизни дошкольника

Консультация для воспитателей...

"Народное творчество в жизни дошкольников"

Дидактическая игра, трафареты. " Дымковская игрушка "Народное творчество - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость...