ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
консультация на тему

 Профилактика речевых нарушений - важное направление логопедической работы. консультация для родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruem_pravilnuyu_rech_detey.pptx437.03 КБ
Microsoft Office document icon profilaktika_rechevyh_narusheniy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимосвязь работы семьи и логопеда Разработала: Синицына М.А. Учитель – логопед Детский сад №7 Формируем правильную речь детей

Слайд 2

Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия Задачи: помочь понять родителям, что дидактические игры развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучению грамоте, способствуют интенсивному развитию навыка чтения. Игра является способом обучения и развития правильной речи ребёнка

Слайд 3

К чему приводит нарушение Ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию звуки речи: р-л, ш-с, ч-щ, ц-с, т- ть . Словарь ребёнка не пополняется труднопроизносимыми словами. Дефекты произношения звуков приводят к возникновению ошибок на письме. Игры на развитие фонематического слуха «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш» (Выделение звука из звукового ряда:А,У,Ш,Н,С; из слогового ряда:СА, ША; из словоряда:шапка,санки . ВНИМАНИЕ! Согласные звуки и буквы называем не кэ,мэ,сэ , а К,М,С. Правильное название предотвратит ошибки при обучению чтению: МАМА, а не МэАМэА. Фонематический слух

Слайд 4

Использование весёлых стихов «Исправь неправильное слово» Будьте добры, позовите врача! Куда вы звоните? Какого грача? Врача позовите, будьте добры! Чего вы хотите? Какие бобры? Будьте бобры, позовите грача! Если бодры, так зачем же врача? (А.Баширов)

Слайд 5

Двустишия В лесу живёт сазан. По реке плывёт фазан. Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку. Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки. На обед дали вкусный халат. У Алёнушки новый салат. В облаках летала сайка. На столе лежала чайка. Постепенно ребёнок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки.

Слайд 6

Игры на развитие фонематического слуха с опорой на гласные звуки «Замени звук» Взрослый называет слово, а ребёнок заменяет гласный звук так, чтобы получилось новое слово. Например: дом – дым, сон- сын, бак – бык, пел – пил, вал – вол, мал – мел. «Назови первый звук в слове» (слова подбираются в ударной позиции) А-аист, астра, армия И – иволга, изредка О – обувь, остров У – узкий, ужин.

Слайд 7

Игры на развитие фонематического слуха с опорой на согласные звуки «Доскажи звук» Взрослый произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове. Ребёнок должен договорить нужный звук. В качестве речевого материала можно использовать известные стихи: «Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё….» «Ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверё…..» «Назови слова со звуком Ш» В тишине лесной глуши шёпот к шороху спешит. Шёпот к шороху спешит, шёпот по лесу шуршит.

Слайд 8

Зрительное восприятие Является важным условием умственного развития ребёнка. Тесно связано с мышлением, памятью, речью. 80% информации ребёнок получает через зрение. Специфическая особенность у детей: не узнают предметы с недостающими деталями («Дорисуй предмет»), затрудняются по отдельно взятой части предмета назвать целый предмет.

Слайд 9

Недостаточность зрительной памяти отрицательно влияет на: Формирование зрительного образа Пространственное расположение элементов букв Формирование правильной траектории движений при выполнении графического элемента

Слайд 10

Необходимость развития зрительного восприятия: Недоразвитие процессов зрительного восприятия и зрительной памяти в дошкольном возрасте задерживает переход на следующий возрастной этап. В дальнейшем это может привести к нарушениям чтения и письма, при которых наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, их замены, смешения букв в процессе чтения и письма.

Слайд 11

Направления коррекционной работы: Развитие восприятия формы, цвета, размера, величины. Развитие запоминания формы, цвета предмета или количества элементов в букве, количества букв в слове. Игры: «Назови предмет и обведи по контору», «Чего не стало», «Четвёртый лишний», «Что изменилось?»

Слайд 12

Формирование зрительных образов букв Игры: Найди букву среди ряда других букв Сравни одну и ту же букву, но написанную разными шрифтами Конструирование букв из различных элементов

Слайд 13

Что способствует развитию зрительного восприятия: Какие буквы сломались, помоги их отремонтировать Найди 2 одинаковые буквы в каждой строке

Слайд 14

Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.

Слайд 15

Определи буквы в неправильном положении Обведи контуры букв

Слайд 16

Играть всегда интересно! Игра позволяет естественно, точно и ненавязчиво устранять речевые недостатки Даёт возможность многократно с детьми повторять логопедические упражнения. В игре формируется правильная речь.

Слайд 17

Сотрудничество и сотворчество Тогда будет и результат Систематическая работа помогает добиваться успехов в коррекционной работе. Научиться упражнениям можно во время индивидуальной консультации, на которой они будут показаны именно с вашим ребёнком. В логопедическом кабинете имеются книги и пособия.

Слайд 18

Уважаемые родители! Регулярная работа с ребёнком предупреждает появление у него многих школьных проблем. В союзе с учителем-логопедом Ваш ребёнок достигнет отличных результатов! Успехов нам всем! Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Синицына М.А.

Учитель – логопед

Детский сад №7

ПРОФИЛАКТИКА  РЕЧЕВЫХ   НАРУШЕНИЙ

У МЛАДШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ.

Консультация для родителей.

Профилактика – система мер по предупреждению речевых нарушений. Это одна из главнейших задач образовательного учреждения и важное направление логопедической работы.

Как показывает практика, с каждым годом число практически неговорящих детей возрастает. Причины этого явления неоднозначны: нарушения ЦНС, минимальная мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери и натальные осложнения, которые возникают в процессе родов, целый ряд причин в постнатальный период от рождения до года.

Неврологическая симптоматика, на которую необходимо обратить внимание родителям.

·Первый крик ребёнка был очень слабым.

·Ранний отказ от грудного вскармливания. Это может быть связано с ослаблением круговой мышцы рта.

·Укороченная уздечка. Подрезать или нет – это решит хирург.

·Сглаженность носогубных складок, спастичность (напряжённость) рук.

·Слабость иннервации в органах артикуляции, саливации (повышенное слюноотделение), как результат – нечёткое звукопроизношение, смазанность речи.

Чем больше срок патологической речи, тем больше сил и времени потребуется для коррекции. Не ждите до 5 лет. Не откладывайте визит к неврологу, дефектологу и логопеду.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, подвижные органы речи: язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Поэтому нужно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная артикуляционная гимнастика. Даже если ваш ребёнок не говорит, она может укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика с младшими дошкольниками проводится как в пассивной, так и в активной форме. Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет взрослый, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Например, пассивная гимнастика для губ предполагает проведение таких упражнений:

̶  растягивание губ в улыбку;

̶  поднимание верхней губы;

Все движения выполняют по 3-4 раза, повторяя несколько раз в день.

Активная гимнастика сначала выполняется в медленном темпе и обязательно в медленном темпе и обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения. Затем количество повторений увеличивают до 10 раз.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно.

Будьте терпеливы!

Привлеките любимую игрушку: «Давай покажем мишке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».

Можно проводить упражнения – имитации: «Как тигр рычит», «Бегемот открывает рот», «Как птичка поёт», «Как лошадка скачет».

Очень эффективны игры и игровые упражнения на развитие речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает чёткую дикцию и произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1 – 2 упражнения. Они помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно произносимые звуки. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Нужно следить, чтобы щёки не надувались. Достаточно 3 раза повторить.

 Например, дыхательное упражнение: «Шторм в стакане». Оборудование: соломинка для коктейля и стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Нужно следить за тем,  чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.

«Футбол». Оборудование: вата,  кубики, карандаши. Из кусочка ваты нужно скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребёнок дует на мяч, пытаясь забить гол. Вата должна оказаться между кубиками.

Памятка для родителей.

Обучение артикуляции звуков – очень сложная задача. Несмотря на то, что в произнесении звуков ребёнок начинает упражняться с полуторамесячного возраста, ему требуется почти 5 лет для овладения этим искусством.

Нужно готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков  родного языка, тренировать его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, б, м, ф, в. Так же важно работать над дыханием, пропевать гласные звуки.

Следите за звукопроизношением ребёнка в бытовой речи, ненавязчиво поправляйте его. Лишь постоянное наблюдение за речью детей способствует успешному и быстрому формированию правильного произношения.

Синицына М.А.

Учитель – логопед

Детский сад №7

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ

У ДЕТЕЙ  С ОНР.

Рекомендации родителям.

В настоящее время всё чаще встречаются дети с нарушением звукопроизношения. Одна из частых причин этого – неумение владеть своим артикуляционным аппаратом.  При нарушениях его двигательной функции страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюстей. Из – за этого звуки особенно в потоке речи звучат смазано. Нарушаются динамика движений (они становятся вялыми, замедленными), скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое, а от неё зависит чёткость произнесения звуков.

У детей с функциональной незрелостью речевых зон коры головного мозга задерживается усвоение звукопроизношения. Вследствие этого они долгое время не умеют различать звуки и управлять своими органами артикуляции. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика, что служит одной из причин более позднего становления звуков речи.

Процесс постановки звука сложнее, чем самостоятельное появление звука у ребёнка, поскольку с физиологической точки зрения он предполагает формирование условного рефлекса.

Для отработки поставленных звуков я использую приём биоэнергопластики. Это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Некоторые исследователи заметили, что при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно если они пластичны и свободны, в организме происходит распределение энергии.

Если логопед ребёнку поставил звук, то дома его закрепить можно играя с ребёнком, а не просто повторяя за мамой поставленный звук. Возьмите трафарет, ребёнок обводит его и повторяет при этом изолированный звук.

Можно  нарисовать ребёнку   ступеньки, поднимаясь по ним, он произносит поставленный звук. Если вы закрепляете звук в слогах, можно взять его любимую игрушку и пропеть для неё слоги, играя на пианино, которое можно тоже нарисовать.

Коррекции звукопроизношения и развитию мелкой моторики способствует игра «Найди клад». В коробку с горохом спрятать предмет. Пока ребёнок ищет его, проговаривает то, что нужно отработать: звук, слог или слово.

Используя настольную игру «Мозаика», можно закрепить произношение звуков, слогов, слов. Например, выкладываем синий цветок и произносим закрепляемый звук «С». Прилетела оса и собрала нектар с цветочка. Таким образом, несколько раз закрепление звука происходит в игровой форме.

При кажущей простоте все игровые упражнения наполнены дидактическим смыслом, несут большую коррекционную нагрузку и побуждают детей с ОНР к более направленным пространственно – ориентировочным действиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В статье описывается работа по изобразительной деятельности с детьми с нарушением интеллекта...

консультация для родителей "Обогащение словаря младшихдошкольников"

Представлена консультация для родителей по обогащению словарного запаса детей младшего дошкольного возраста...