Развитие мелкой моторики в повседневной жизни
консультация (средняя группа) на тему

Пилипук Екатерина Андреевна

Развитие мелкой моторики в повседневной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki_v_povsednevnoy_zhizni.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ Югра

Тюменская область, Кондинский район

п.Лиственичный

МКДОУ детский сад «Березка»

«ФОРМИРОВАНИЕ  И  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  В  ПОВСЕДНЕВНОЙ  ЖИЗНИ ДЕТЕЙ»

                                                                   Подготовила:

                                                                   Пилипук Е.А.

 

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Педагоги-психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть?

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь малыша в активное освоение окружающего мира, помочь ему в формировании и совершенствовании тонкой моторики рук позволяет ИГРА!

Учиться играя! Эта идея увлекла многих педагогов, психологов, воспитателей, а также производителей всевозможных игр, направленных на развитие мелкой моторики. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Давайте посмотрим, как можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное - для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально - у нас все под рукой.

I. ИГРЫ  НА  КУХНЕ.

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Маленьких деток так порой и тянет туда. Кухня может стать местом для задушевных разговоров, шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности. Но если вы позаботились о безопасности, то получите ещё один шанс приятно и с пользой провести время.

1. Увлекательным могут быть игры с тестом, которое вполне можно использовать за место пластилина. Оно легко мнется, меньше пачкается, и не будет ничего страшного, если ребенок случайно проглотит кусочек. Разминание теста - увлекательное занятие для малыша, пока мама на кухне. Из него при помощи формочек можно слепить что-нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь. Вы ели когда-нибудь настоящий грузовик, или паровоз с трубой и колёсами, или слона?!

Тонкий, раскатанный пласт теста может использоваться как основа для картины из любого подручного материала - пуговиц, желудей, спичек, круп, веревочек, ниток, проволоки семечек, веточек и т. д.

2. Скорлупа от варёных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите её на кусочки, которые ребёнок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина (теста) – это фон, а затем предложите малышу выкладывать узор из скорлупы.

3. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики.

- Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное - заинтересовать, увлечь малыша. Потом возьмите пальчик ребенка. Пусть малыш сам нарисует несколько хаотичных линий. Когда ребенок освоится, можно переходить к рисованию узоров. Сначала рисует мама, затем пробует малыш. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица. Можно изучать форму, буквы и цифры.

- Крупную крупу (гречку-ядрицу, горох, фасоль) можно использовать для выкладывания картинок, так же как и из спичек, пуговиц и ватных палочек. Соответственно, подходит она и для аппликаций.

- Можно поставить перед ребёнком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис, гречка, и попросите помочь вам их перебрать.

- Можно насыпать горох на блюдце. Малыш большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берёт следующую горошину, потом ещё и ещё – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

- Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Малыш запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Помните, сажать малыша на кухне нужно так, чтобы он не рассыпал поднос с крупой в трудно доступные места, куда не залезает пылесос.

4. Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.

5. Берём пельменницу. Её поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

Пальцы, как пчёлы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли мёда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?

6. Бумажные стаканчики – прекрасный строительный материал. Пусть ребёнок попробует поставить их один на другой, так, чтобы они не упали.

7. Баночки, скляночки, тюбики, пузырьки тоже одна из излюбленных детский «игрушек». Часто родители боятся их давать детям - мало ли разобьют, поранятся. Но небольшую стеклянную банку, например, из под детского питания, очень не просто разбить.

- В прозрачные баночки гораздо интереснее все складывать - видно же все. Маленькие баночки можно использовать для обучения ребенка пересыпанию круп, переливанию жидкостей (переливать с маленьким ребенком лучше в ванне, иначе все вокруг будет залито водой).

- Огромное удовольствие ребенку доставляет откручивать и закручивать крышки. Дайте годовалому малышу чисто вымытый тюбик из-под крема, и вы его займете минут на 30.

- Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

8. Используя фрукты и овощи, можно научить детей узнавать и различать предметы на ощупь. Положите 4 или 5 разных продуктов в пакет, попросите ребёнка осторожно ощупать его и определить каждый из них.

II. ИГРЫ  МЕЖДУ  ДЕЛОМ.

Занимаясь домашними делами, взрослые могут привлечь внимание ребёнка к интересным событиям и явлениям.

1. Бумага, газеты, журналы, фольга - ее можно мять, рвать, из бумаги можно делать объемные фигурки. Маленьким деткам очень нравится разматывать и раздирать на части туалетную бумагу.

2. Полотенца, простынки, тряпочки, мешочки. Тут мы опять же тренируем тактильное восприятие. Их малышам очень полезно мять и щупать. Ведь полотенца и тряпочки из различных тканей могут иметь совершенно разную структуру. Совсем маленькие могут играть в «ку-ку». Из полотенца или пеленки можно сделать импровизированный мешочек, накидку, под который складываем различные предметы, а ребенок их на ощупь пытается узнать. Можно из простынок и полотенец делать домики, даже гамаки и качели для кукол. Тут малыши могут сами учится вязать узлы и конструировать.

3. Клубки. Пусть малыш крутит клубок, вертит, мотает, тянет за ниточку. Попробуйте вместе смотать клубок.

4. Прищепки. Покажите малышу, как действует прищепка. Предложите по образцу сделать солнышко, цветочек, ежика (закрепить прищепки по контуру фигур)

5. Спички, ватные палочки, пуговицы и желуди. Принято считать, что спички детям не игрушка, и напрасно. Играя с мелкими предметами (под внимательным присмотром взрослых), малыши развивают не только мелкую моторику, но и пространственно - образное мышление, тактильную чувствительность и творческие способности. Если вы боитесь, что ваш полуторагодовалый малыш скушает серу - соскоблите ее. Внимательно смотрите, чтобы мелкие предметы не попали ребенку в рот, нос, ухо.

- Можно предложить малышу собрать рассыпавшиеся спички в коробочку. Так же спички вполне подходят для поделок из пластилина и желудей, они могут быть скрепляющим элементом для собачек, человечков, гусениц.

- Очень полезны такие манипуляции  с пуговицами: собрать в баночку рассыпанные пуговицы; сложить пуговицы в «копилку» (непосредственно в вертикальную или горизонтальную прорезь); выложить пуговицы по трафарету;  выложить рисунок по образцу, предложенному взрослым (мячики, воздушные шарики, гусеница, снеговик, неваляшка, бабочка и др.);  сделать из пуговиц бусы, нанизав их на толстую нитку.

Только при этом мама должна быть на чеку! Как бы малыш не потянул игрушку в рот.

- Спички, ватные палочки, желуди и пуговицы можно также использовать для выкладывания различных рисунков, как произвольно, так и по схеме. Причем, все эти предметы можно совместить в одном рисунке. Начинать лучше с простых геометрических фигур - квадрата, треугольника, ромба, солнышка, постепенно усложняя игры. Из спичек и ватных палочек хорошо получаются звезды, ежики, машинки, елочки, любые фигуры, в которых много прямых линий. Сначала рисунок выкладывает мама, ведь малыша надо заинтересовать. Затем постепенно подключайте ребенка.

6. Молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки. Мы часто покупаем специально для тренировки мелкой моторики развивающие игрушки, шнуровки, планшеты, которые состоят из всевозможных молний, застежек, завязок. Только зачем покупать, если пряжки есть на каждом ремне и туфлях, на ботинках - шнурки, на одежде - пуговицы крючки и молнии, пуговицы.. Покажите назначение этих предметов на настоящей одежде. В любом доме есть старая, вышедшая из строя одежда и обувь, которую можно вычистив, отдать малышам для игр. Покажите малышу как плести косички из ленточек, шнурков и веревочек, как застегивать пряжки.

Не стоит ругать малыша, если он любит вытаскивать шнурки из вашей обуви, найдите не сезонную обувь со шнурками, помойте и дайте ребенку. Вот увидите - эта игрушка придется ему по душе. Кроме того, детки очень любят примерять самостоятельно обувь взрослых. А так же одевать шапки, заматываться в шарфы. Как только проявит интерес к самостоятельному одеванию - не мешайте ему. И если вам не надо спешить - предоставьте ребенку по мере возможности, одеться самому.

7. Обязательно научите вашего ребенка обращаться со шпингалетами и задвижками, как только он до них дорастет.

8. Так же можно использовать в детской игре вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). Настоящие предметы нравятся малышам значительно больше, чем игрушки.

И самое главное - поменьше ограничивайте ребенка, дайте ему возможность активно двигаться по квартире, манипулируя предметами. Ведь он лезет везде не из вредности - он реализует заложенный в нем огромный творческий потенциал, причем даже лучше, чем при специальном обучении, так как тут активность идет от самого ребенка. Он реализует свою внутреннюю, заложенную в нем программу, в движении он развивается. Вам повезло, если ваш ребенок подвижный и ловкий. Ни в коем случае не надо эту активность гасить. Малышу все интересно, этот интерес и есть проявление его творчества и интеллекта. Организуйте детское пространство так, чтобы опасных предметов было как можно меньше и тогда творческой активности малыша, не сдерживаемой постоянными запретами и окриками, будет огромный простор для его деятельности, творчества и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики в повседневной жизни.

Консультационный материал для родителей. Советы, как можно использовать разные крупы, горох, бобы, камешки для развития мелкрй моторики....

Консультация для родителей "Формирование и совершенствование мелкой моторики в повседневной жизни малышей"

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических  процессов, как внимание, память, мышление и вообра...

Экспериментальная работа «Использование игр на развитие мелкой моторики в повседневной деятельности детей раннего возраста – как решающий фактор их интеллектуального развития и развития их речи»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.Движения рук возбуждают мо...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук в повседневной жизни"

Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи де...

"ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ с ОВЗ"

Консультация для родителей детей с ОВЗ на тему: "Формирование и совершенствование мелкой мотрики в повседневной жизни детей с ОВЗ"....