Воспитание мальчика в семье.
консультация на тему

Буйлина Марина Геннадьевна

Воспитать из мальчика будущего мужчину, защитника своей Родины и семьи не легкая задача. И родители всегда стораются дать все самое лучшее свои детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostye_pravila.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Простые правила воспитания мальчиков.

Правильное воспитание ребенка мальчика основывается на особенностях его развития, отличных от развития девочек. Это нужно учитывать и родителям и воспитателям, так как от этого будет многое зависеть в дальнейшей жизнь ребенка.

В своем развитии мальчики проходят три основных стадии.

Первая стадия охватывает период от рождения до7 лет: возраста, в котором у мальчика наиболее развита психологическая связь с матерью. Это "ее" мальчик, даже если роль отца в жизни ребенка также велика. Целью воспитания в этот период становится передача мальчику большой любви и ощущения полной безопасности. 

Вторая стадия длится от 7 до 14 лет. В этот период мальчик учится быть мужчиной, присматривается к отцу, к его интересам и поступкам. Цели воспитания в этот период: повышение уровня знаний, развитие творческих способностей. Не следует забывать  про доброту и искренность - то есть старайтесь вырастить гармоничную личность. 

В третий период - от 14 и до совершеннолетия - мальчику необходим пример мужчины-учителя. Родители уходят на второй план, но они должны обеспечить сыну достойного наставника, чтобы его место не занял некомпетентный сверстник. Целью воспитания на данном этапе является научить ответственности и самоуважению, активно втягивая подростка во взрослую жизнь. Основными критериями в выборе учителя должны быть безопасность и искренность. 

Эти стадии не имеют внезапных переходов или резкого изменения при влиянии одного из родителей. Лучший вариант, если родители совместно принимают активное участие в воспитании и обучении сына с рождения и до совершеннолетия. Стадии только показывают смену акцентов.  Рассмотрим первую стадию.

Младенцы одинаковы в главном: будь это девочка или мальчик (это не важно ни самому малышу, ни  его родителям), все они любят, когда их почаще берут на руки, играют с ними, им нравится наблюдать окружающий мир. В этот период жизни необходимо, чтобы ребенок чувствовал связь как минимум с одним человеком. Обычно это мама. 

Некоторые различия между мальчиками и девочками выявляются от рождения. Мальчики в меньшей степени, чем девочки, воспринимают касания. Мальчики быстрее растут, активнее играют, более остро воспринимают разлуку с матерью. В саду мальчики обычно игнорируют новеньких, а девочки, наоборот, замечают их и заводят дружбу. 

К сожалению, взрослые часто относятся к мальчикам более сурово. Исследования показывают, что девочек обнимают гораздо чаще, даже в неречевом возрасте. Мальчиков чаще и больнее наказывают. Исследования показывают, что мальчики хуже переносят разлуку, потому мальчикам лучше оставаться дома до трехлетнего возраста. Ясли им не подходят. У мальчиков чаще наблюдаются признаки эмоционального стресса от ощущения покинутости и ненужности, в результате может развиться агрессивность и нездоровое беспокойство, переходящее в невроз. Подобная модель сохраняется в некоторых семьях и в школе. 

Воспроизведение событий в окружающем мире - главное в игровой деятельности ребенка в возрасте от двух до семи лет. Подражая различным действиям, мальчик развивает свое творческое воображение, двигательные навыки, создает базу для будущих взаимоотношений с миром. Необходимо оградить мальчиков от полоролевых стереотипов, навязываемых обществом и диктующих мальчикам, как они должны играть и какими игрушками. Роль взрослого мужчины в нашем обществе неопределенна, переход от детства к зрелости у мальчиков нечеток, и наше общество требует от родителей привития мальчикам мужской роли чуть ли не с самого рождения. Мальчиков-младенцев наряжают только в голубое, но никак не в розовое! Им дарят мячи, а не кукол! Такое раннее привитие мужского стереотипа поведения разрушает нежную эмоциональную ткань существа мальчика, вредит его воображению, а ведь то и другое жизненно важно для способности любить и быть любимым. Мальчикам в детстве нужно раскрыться в рамках структуры, которая потом будет направлять их мужские силы, а не держать их в плену.

Наиболее травматичным запретом общества для мальчиков является отрицание их чувств: "Большие мальчики не плачут", "С тобой ничего не случилось. Вставай быстрее", "Ты же не очень сильно ушибся", "Не злись", "Будь большим мальчиком", "Ничего страшного". Позволяйте мальчику иногда плакать, если ему действительно очень больно или обидно. Прочувствовав свою боль, обиду, он вырастет внимательным, чувствительным к проблемам других людей, заботливым мужчиной. У каждого мальчика есть врожденное право чувствовать - это бальзам, который успокаивает боль самого жгучего горя, искра, которая воспламеняет огонь творчества, стабилизатор интеллекта, барометр несправедливости и ключ к отношениям с другими людьми.

Мальчики дошкольного возраста нуждаются в руководстве, а не в возможности выбирать. Мальчики, которым не хватает живого примера взрослого, уверенного в себе и способного направлять ребенка, в дальнейшей жизни будут вынуждены вести суровую борьбу с самими собой, чтобы достичь внутренней уверенности и способности пользоваться внутренней системой самоконтроля. Мальчики, которым предоставляют слишком широкие возможности выбора, превращаются во взрослых мужчин, испытывающих большие затруднения при необходимости принять решение.

Твердо установленный распорядок дел дома и в детском саду позволяют свести к минимуму борьбу с мальчиками, при выполнении таких дел, как одевание, чистка зубов, собирание игрушек; нужно только быть рядом, чтобы помочь ему. Мальчик дошкольного возраста обычно очень гордится, подражая взрослому в любом деле. Однако очень важно не ожидать от мальчика, что он сам по собственному почину сделает то, о чем его просят. Для мальчиков это возраст повторений, ему необходимо настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок дел по собственной инициативе.

Мальчикам-дошкольникам нужны "кирпичные стены". В зависимости от индивидуальных особенностей мальчикам до 4-5-6 лет нужны "кирпичные стены", которые только и могут обеспечить его физическую и эмоциональную безопасность. Мальчики надеются, что окружающие взрослые сами упорядочат их жизнь, и поэтому они могут свободно следовать за своим инстинктом Христофора Колумба, с их естественной энергией и отсутствием внешних запретов. Им не следует разрешать играть на улице, вблизи водоемов и рядом с кухонной плитой. Это абсолютные запреты, и здесь не может быть места для дискуссии! До пяти лет мальчикам вообще лучше всего играть в большом огороженном дворе. Снисходительно относитесь к непоседливости и излишней "шумливости" мальчиков, но в то же время обращайте внимание мальчиков на то, что будущий мужчина должен быть спокойным, сдержанным.

Последствия должны соответствовать ситуации и характеру мальчика. Ничто в мире не остается не потроганным, не попробованным и не раскрытым мальчиками. Никакие суровые слова, объяснения, шлепанье по рукам не помогут, лучше убрать бьющиеся или опасные предметы так, чтобы он не мог до них дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно или будет понимать, что этим можно любоваться, но нельзя трогать. Беда здесь в том, что мальчик  испытывает лишь изумление и обиду от того, что его шлепнули по рукам. Боль в пальцах не имеет для него никакого отношения к красивым и блестящим вещицам, которыми он забавлялся. Его миссия - исследовать, а родители и педагоги лишь проводники, которые обязаны сделать его экспедиции спокойными и максимально безопасными. Если установленные взрослыми "ограды" не помогают, то, возможно, они слишком слабые или слишком тесные, слишком маленькие или слишком большие. Для взрослых важно отрегулировать их, поискав модель, подходящую для воспитателя и воспитанника, для родителей и сына. Мальчик будет постоянно расти, и ему будет необходимо все больше пространства для прогулок. Частый анализ того, как соответствуют потребности его развития и прочность установленных взрослыми "оград", будет способствовать развитию и росту мальчика и сбережет здоровье ему и окружающим взрослым.

Мы только закрепляем плохое поведение мальчика, если обращаем на него внимание. Лучше всего игнорировать плохое поведение (его грубые выражения и "грязные слова"). Если кому-либо из взрослых приходит в голову вымыть ему рот с мылом в буквальном или фигуральном смысле, то таким действием взрослый уделяет внимание пока еще бессмысленным для ребенка выражениям, наделяет их смыслом. И теперь мальчик знает, как привлечь к себе внимание. Педагогам и родителям необходимо провести в своем сознании четкое различие между мальчиком и его плохим поведением. За непослушанием мальчика кроется жажда познания, желание исследовать мир самому, получать все сведения из первых рук. Видимое непослушание - это часто всего лишь способ сказать: "Я живой! Я хочу знать! Мне нужна помощь!"

Взрослым нужно четко определить свои собственные ценности в сфере интимных отношений. Отношения между родителями могут рассказать сыну больше, нежели любые слова. Основа здоровой сексуальности мальчика лежит в том, как его родители относятся друг к другу, как они общаются, находят ли время для бесед, проявляют ли интерес к чувствам друг друга, уважают ли потребности партнера, как распределяют домашние обязанности, с вниманием ли относятся к представлениям и взглядам друг друга, смеются ли вместе и обсуждают ли совместно семейные планы. Ласково прикасаясь к мальчику, взрослые учат его любви и привязанности. Приучать мальчиков к опрятности нужно мягко, спокойно. Если приучение к опрятности началось слишком рано и проводится слишком решительно, может вызвать чувство вины, привести к неуверенности в себе, стыду за свое тело, к сомнению в своей способности себя контролировать. Мальчик научится гордиться своим телом, а не стыдиться его, если и родители, и педагоги будут следовать за ним, с готовностью отвечая на его вопросы, связанные с взаимоотношением полов, и удовлетворяя его естественное любопытство простыми и понятными по возрасту пояснениями.

С 6-7-летнего возраста мальчики ищут себе пример для подражания и лидера. Они начинают копировать поведение, создавая образ своего мужского Я, и вырабатывая свои нравственные ценности, поэтому на них огромное влияние оказывают товарищи по играм, поступки родителей, рассказы, которые они слышат, или фильмы, которые они смотрят. Первыми примерами для подражания в жизни мальчика становятся родители и затем бабушки, дедушки и воспитатели. Наши действия всегда производят на мальчика более глубокое впечатление, чем те слова, которые мы говорим.

Мальчикам нужна поддержка в раскрытии своих особых талантов. Годы мальчика (начиная с 6-7 и до 12 лет) проходят в борьбе между усердием и неумением. Мальчик старается быть внимательным, трудолюбивым, прилежным, усердным, но при этом чувствует себя неловким, бестолковым, бесполезным, неспособным ничего сделать, как следует. Зарождающаяся в нем мужская сила рвет его на части, и все кажется либо черным, либо белым. На этом этапе развития для него не существует "может быть". Мальчику нужно помочь преодолеть этот сложный возрастной период. Им нужно предлагать как можно больше участвовать в разной работе взрослых, играх, определять обязанности, занятия, включать в разные виды творчества, чтобы удовлетворить их "волчий аппетит". Попробовав и то, и другое, и третье, мальчик скорее поймет свою ценность в этом мире, поймет, что у него получается лучше, ведь у каждого мальчика есть свой особый талант. Важно позаботиться о том, чтобы у мальчиков была высокая самооценка, чтобы они верили в свои силы.

Мальчику необходим опыт успеха. Но речь идет не о том успехе, который предполагает победы в чемпионатах, и не об успехе, как его понимают в мире взрослых, а о том успехе, который приходит, когда мальчик учится управлять своими руками, своим мозгом и своим телом. В этом возрасте жизненно важно понять, что сам мальчик расценивает как успех. Если мальчику мало что удается, у него развивается ощущение собственной некомпетентности, и он начинает считать себя бестолковым. Некоторые мальчики в старшем дошкольном возрасте очень любят всякие соревнования, другие же уклоняются от всего, где возможно соперничество. Лучше всего, если мальчик соперничает с самим собой, постоянно совершенствуя свое мастерство в каком-либо деле, а не стремится сравняться с кем-либо или превзойти кого-то. Мы можем помочь мальчику, создав условия для того вида деятельности, в котором он может добиться успеха.

Родителям на заметку.

9 заповедей воспитания ребенка.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Воспитание должно помочь ему стать не тобой, а собой. 

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности. 

3. В процессе воспитания не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет. 

4. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и, будь уверен, ему его тяжела не менее, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки. 

5. Не унижай в процессе воспитания. 

6. Не мучай себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучай, если можешь и не делаешь. 

7. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. Это важнейший закон воспитаний!

8. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему. 

9. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
      Можно сделать из всего этого вывод: дети рождаются не только для того, чтобы мы их воспитывали, но и для того, чтобы они воспитывали нас. Для того чтобы сделать своего ребенка лучше, хорошему родителю приходится стать лучше самому. Это основной постулат воспитания!

Как не надо воспитывать мальчика.

  • Не делайте из мальчика «настоящего мужчину». Все настоящие мужчины разные, единственные поддельные мужчины – те, которые притворяются «настоящими». Андрей Дмитриевич Сахаров так же мало похож на Арнольда Шварценеггера, как Кармен на мать-героиню. Помогите мальчику выбрать тот вариант маскулинности, который ему ближе и в котором он окажется успешнее, чтобы он мог принимать себя и не жалеть об упущенных, чаще всего лишь воображаемых, возможностях. 
  • Не воспитывайте из него воина и защитника отечества. Исторические судьбы современного мира, частью которого является Россия, решаются не на полях сражений, а в сфере научно-технических и культурных достижений. Если ваш мальчик вырастет достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои права и выполнять связанные с ними обязанности, он справится и с защитой отечества. Если же он привыкнет видеть кругом врагов и решать все споры с позиции силы, ничего, кроме неприятностей, ему в жизни не светит. 
  • Не воспитывайте его охотником, эта профессия давно уже вышла из моды. Чуть не половина видов животных занесена в Красную книгу, а охотники на людей рано или поздно оказываются на скамье подсудимых Гаагского трибунала. Пусть он лучше будет экологом, защитником природы и всех тех, кто нуждается в помощи. 
  • Не учите его отличаться от женщин. Во-первых, он и так от них отличается. Во-вторых, «не быть девчонкой» его обязательно и жестко, даже вопреки вашей воле, научат сверстники. Зачем вам петь в этом громком, но безголосом хоре? Родители уникальны и должны быть солистами. 
  • Не учите мальчика, по примеру благородных рыцарей и гнусных насильников, относиться к женщине с позиции силы. Быть рыцарем красиво, но если ваш мальчик окажется в отношениях с женщиной не ведущим, а ведомым, или столкнется с недобросовестной конкуренцией с ее стороны, это станет для него травмой. Разумнее видеть в «женщине вообще» равноправного партнера и потенциального друга, а отношения с конкретными девочками и женщинами выстраивать индивидуально, в зависимости от их и твоих ролей и особенностей. 
  • Не пытайтесь формировать сына по собственному образу и подобию. Это не удалось даже Господу Богу, любимое творение которого часто выглядит злой карикатурой на Его замысел. Для родителя, не страдающего манией величия, гораздо более важная задача – помочь мальчику стать самим собой. 
  • Не заставляйте мальчика реализовать ваши несбывшиеся мечты и иллюзии. Вы не знаете, какие черти сторожат тропинку, с которой вы когда-то свернули, и существует ли она вообще. Единственное, что в вашей власти - помочь мальчику выбрать оптимальный для него вариант развития, но право выбора принадлежит ему. 
  • Не пытайтесь изображать из себя строгого отца или ласковую мать, если эти черты вам не свойственны. Во-первых, обмануть ребенка невозможно. Во-вторых, на него влияет не абстрактная «полоролевая модель», а индивидуальные свойства родителя, его нравственный пример и то, как он к сыну относится. 
  • Не верьте психологам, утверждающим, что в неполных семьях вырастают неполноценные мальчики. Это утверждение фактически неверно, но действует как самореализующийся прогноз. «Неполные семьи» - не те, в которых нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви. Материнская семья имеет свои дополнительные проблемы и трудности, но она лучше, чем семья с отцом-алкоголиком или где родители живут как кошка с собакой. 
  • Не пытайтесь заменить сыну общество сверстников, избегайте конфронтации с мальчишеской средой, даже если она вам не нравится. Единственное, что вы можете и должны сделать – это смягчить связанные с нею неизбежные травмы и трудности. Против «плохих товарищей» лучше всего помогает доверительная атмосфера в семье. А стопроцентную гарантию от всех неприятностей, если верить старой рекламе, дает только страховой полис. 
  • Не злоупотребляйте запретами и, по возможности, избегайте противоборства с мальчиком. Если на вашей стороне сила, то на его стороне – время. Краткосрочный выигрыш может легко обернуться долгосрочным поражением. А если вы сломаете его волю, в проигрыше окажутся обе стороны. 
  • Никогда не применяйте телесных наказаний. Тот, кто бьет ребенка, демонстрирует не силу, а слабость. Кажущийся педагогический эффект полностью перекрывается долгосрочным отчуждением и неприязнью. 
  • Не пытайтесь навязать сыну определенный род занятий и профессию. К тому времени, когда он будет делать свой ответственный выбор, ваши предпочтения могут морально и социально устареть. Единственный путь - с раннего детства обогащать интересы ребенка, чтобы у него был возможно более широкий выбор вариантов и возможностей.
  • Не слишком уповайте на опыт предков. Мы плохо знаем реальную историю повседневности, нормативные предписания и педагогические практики друг с другом никогда и нигде не совпадали. Кроме того, сильно изменились условия жизни, а некоторые методы воспитания, которые считались полезными раньше (та же порка) сегодня неприемлемы и неэффективны. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Воспитание мальчика в семье казака"

Конспект занятия в средней группе о том, как воспитывали мальчика в казачьей семье. Есть интересные игры "Перетяжки", "Петушок"...

Актуальность традиций на фоне современного воспитания мальчиков в семье.

Опыт прошлого помогает служить надежным ориентиром в воспитании мальчиков, привитии таких качеств, как уважение к старшим, любовь к труду, презрение к скуке, выносливость, мужество....

Консультация:Воспитание мальчика в семье.

Рекомендации для родителей мальчиков....

Консультация для родителей «Воспитание мальчика в семье»

Консультация для родителей имеет рекомендательный характер. Воспитывать ребенка необходимо в атмосфере любви, уважения, уделяя внимание, прежде всего, личностному развитию и реализации детского п...

Консультация для родителей «Особенности воспитания мальчиков в семье»

Консультация для родителей«Особенности воспитания мальчиков в семье» «Мама приходит с работы.Мама снимает боты.Мама заходит в дом.Мама глядит кругом.- Может, случился налет?- Не...