"Развитие познавательной активности у дошкольников"
консультация на тему

Муравьева Елена Геннадьевна

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Дошкольное детство – очень важный период, именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznav._deyatelnosti.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие познавательной активности у дошкольников»

Подготовила Муравьева Е.Г.

воспитатель МБДОУ № 58 г. Апатиты

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Дошкольное детство – очень важный период, именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес. Во многом интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания.  Информация, которая преподнесена ребенку в доступной возрасту форме,  увлекательно и эмоционально,  обязательно захватит внимание малыша.  Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес.

В дошкольных учреждениях проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности.  Но и роль семьи в познании мира ребенком и его адаптации в жизни огромна в любом случае. Несмотря на то, что ребенка интересует все и сразу, не стоит обрушивать на него калейдоскоп различной не связанной между собой информации. Нужно стремиться к систематизации получаемых ребенком знаний.

В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. В ходе опыта дети высказывают свои предложения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Дети – исследователи. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность

удовлетворить присущую им любознательность (почему?, зачем?, как?) почувствовать себя ученым, исследователем. Детское экспериментирование -  это один из ведущих видов деятельности. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них?  Это не простые вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий

развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно – образовательная деятельность.

Несложные опыты и эксперименты родители могут  организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья,  ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Можно провести опыт на тему «Что быстрее растворится?». Для опыта потребуется морская соль, мыло, пена для ванны и т.д.

Любимое место мамы  - это кухня. На кухне ребенок все время мешает маме, когда та готовит еду. Проведите с ребенком опыт «Тонет – не тонет». Кладем яйцо в стакан с водой, оно тонет, вынимаем яйцо - насыпаем много соли в воду и опускаем яйцо заново. Уже не тонет. На этом примере можно рассказать ребенку про море, про то, что в нем плавать гораздо легче.

Опыт «Смешивается – не смешивается».Для проведения опыта берем холодную воду из-под крана и наливаем два стаканчика до верху. Добавляем краски в каждый стаканчик, например,  синий и желтый, которые при смешивании дают зеленый. Накрываем один стаканчик толстой картонкой, или лучше кусочком пластика или стеклом, но без краев, чтоб легко вытащить. Переворачиваем, накрываем другой стаканчик и вынимаем аккуратно картонку.

Смотрим - цвета практически не смешиваются. Тоже самое проделываем с теплой водой, и смотрим как быстро цвета смешиваются. Очень красивый опыт.

Смешной опыт. «Проколем шарик иголкой».

Надуваем шарик небольшой, показываем ребенку, что будет если его проколоть иголкой. (предварительно ребенок может уши заткнуть). Потом наклеиваем скотч на шарик и прокалываем иголкой. Шарик не лопается.

В домашних условиях можно проводит эксперименты на различные темы:

Лимон плавает в воде или тонет?

Смерч  в стакане. Правда или вымысел?

Как лопнуть шарик с помощью лимона?

Можно ли надуть шарик дрожжами?

Сколько монеток поместится в полный стакан с водой?

Булавка плавает или тонет?

Можно ли уронить яблоко в чашку, не касаясь его?

Лопнет ли воздушный шарик от свечи?

Можно ли сделать телефон из 2 стаканов и веревки?

Извергаются ли дома вулканы? И другие.

Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса

детей к познавательному экспериментированию.

• Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

• Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

• Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

• Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

• Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами  и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

• Если у вас возникает необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно..

• Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

В заключении хочется обратиться к китайской  пословице, которая  гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».  

Товарищи родители! Больше времени проводите со своим ребенком, развивая  его познавательную активность.

И помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....

Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"

Творческие способности подразумевают   наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является  умение перено...

Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Актуальность избранной  мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...

Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по ФЭМП

Развитие познавательной  активности старших дошкольников на занятиях по ФЭМП Познавательная активность детей до­школьного возраста выражается в за­интересованном принятии информа­ции...

Использование эксперимента в развитии познавательной активности детей-дошкольников

В выступлении раскрывается значение экспериментальной деятельности для познавательного развития ребёнка-дошкольника. Также описывается алгоритм проведения эксперимента, оборудование зоны экспериментир...

Проект «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются ...

Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...