Мастер – класс: «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний – эффективное средство повышения правовой и педагогической культуры родителей (законных представителей)»
материал

Шульга Евгения Николаевна

ЦеЦель:

  • повысить компетентность педагогов в создании условий для развития ответственных и партнёрских отношений с родителями воспитанников;
  • Обогатить педагогический опыт коллег в проведении родительских собраний нетрадиционными способами.

    Задача: показать коллегам важность тесного взаимодействия с родителями для повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса.ль: повысить компетентность педагогов в создании условий для развития ответственных и партнёрских отношений с родителями воспитанников.

Обогатить педагогический опыт коллег в проведении родительских собраний нетрадиционными способами.

Задачи: показать коллегам важность тесного взаимодействия с родителями повышения эффективности воспитательно–образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_k_prezentatsii.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пахомова Елена Викторовна, воспитатель

Шульга Евгения Николаевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 «Здоровячок»»

Мастер – класс: «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний – эффективное средство повышения правовой и педагогической культуры родителей (законных представителей)»

Цель:

  • повысить компетентность педагогов в создании условий для развития ответственных и партнёрских отношений с родителями воспитанников.
  • богатить педагогический опыт коллег в проведении родительских собраний нетрадиционными способами.

Задача: показать коллегам важность тесного взаимодействия с родителями повышения эффективности воспитательно–образовательного процесса.

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт является основой для разработки программы. Приоритет программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций (инициативность), имеющего своё мнение и умеющего отстаивать его (самостоятельность).

Одним их важнейших условий обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношении друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров – сотрудников.

Уважаемые коллеги! Мы хотим представить вам мастер – класс по работе с родителями. Набрав в прошлом году малышей от года до двух лет, мы разработали проект работы с родителями «Дружная семейка», с целью вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений. При этом ставя перед собой задачи:

  • Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  • Объединение усилий для развития и воспитания детей.
  • Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей.
  • Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

 Хочется отметить, что все то, что мы задумали теоретически, на практике оказалось немного иначе. В ходе предварительного знакомства с родителями выяснилось, что основная их масса не владеет секретами воспитания и знаниями особенностей развития детей раннего возраста, а так же не осведомлена о том, чем  занимается ребенок в саду, кроме того, что он питается, спит, играет и гуляет.

Целью первого собрания – встречи является разностороннее знакомство педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами. Для снятия барьеров общения, на первой встрече «Давайте познакомимся» мы использовали элемент психологического тренинга «Работа в круге», которая вызвала у родителей позитивные эмоции, ориентированные на развитие доверительных отношений с педагогами и между собой.

Представьте, что ребенок, который находится в периоде раннего детства, собрался плыть в маленькой лодочке по волнам знаний.

ЛОДКА + РЕБЕНОК (схематический рисунок на полу)

На втором году жизни, малыш, как правило, уже умеет сидеть, ходить, бегать, а значит, постепенно познает окружающий его мир, при этом отмечая каждый момент, но даже таким простым транспортным средством, как лодочка, ребенок управлять не в состоянии. Ему нужен помощник в многолетнем путешествии по океану знаний. Так кто же будет в лодке рядом с малышом? ( проблемная ситуация –диалог с родителями).

Но что же нам гласит закон «Об образовании»?  То, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы. (Статья 64. Дошкольное образование [Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ, Новый!).

Проще говоря, мы убеждаемся, что первыми педагогами своих детей являются родители. Только они проживают жизнь рядом с ребенком, заинтересованы в его счастливом будущем.

ЛОДКА С РЕБЕНКОМ + РОДИТЕЛИ (схематический рисунок на полу)

Давайте рассмотрим, какова роль педагога в этом процессе? А педагог – это маяк, помогающий лодочке ориентироваться в огромном океане.

(ставим маяк).

Переход от младенчества к раннему детству осуществляется постепенно, на протяжении всего второго года, по мере роста и развития малютки. Без помощи взрослого, без развивающего обучения, без организации активной деятельности малыша его психическое развитие может остаться на уровне младенчества.
        Поэтому ФГОС определил для педагога целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте (социально –нормативные  возрастные характеристики возможных достижений ребенка на определенном этапе):

  • Знакомство с окружающим миром.
  • Самостоятельность детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании.
  • Владение активной речью.
  • Развитие эмоционального взаимообщения с взрослыми и со сверстниками.
  • Проявление эмоционального отклика на различные произведения культуры и искусства;
  • Совершенствование основных движений (ходьба, бег, лазанье, перешагивание и пр.).

ЛУЧИКИ МАЯКА (схематический рисунок на полу)

Целевые ориентиры не являются итоговым результатом развития ребенка, так как каждый ребенок индивидуален, он развивается по своему сценарию.  Поэтому педагог не имеет права требовать от детей одинаковых образовательных достижений и сравнивать детей друг с другом.

 

        Но мы должны представить вам те образовательные области, которые должны обеспечивать  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Что нам предлагает программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Мы узнаем об этом, отправившись в путешествие по общеобразовательным областям.

Путешествуя, мы посетим 5 островов – образовательных областей.

ОСТРОВА (схематический рисунок на полу)

 Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей

семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и

правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

БУКЛЕТ «МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ» (СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ). С содержанием каждой образовательной областью родители знакомятся самостоятельно.

Тему второй встречи нам подсказали сами родители. Несмотря на то, что в путешествии по программе мы сделали акцент, что все дети развиваются по своему сценарию и одинаковых результатов от них ждать не следует родители спустя некоторое время стали задавать вопросы: Почему….? Для того чтобы доступно объяснить родителям, почему так происходит, мы предложили им интересную, на наш взгляд, форму проведения встречи – лаборатория. Тема данной встречи «Биологические и социальные факторы развития ребенка» .

Обращаем ваше внимание, еще раз, на то, что каждый ребенок индивидуален, он развивается по своему сценарию.

Как вы считаете, какие факторы влияют на развитие вашего ребенка. Проще говоря, почему ваши дети, рожденные в один год, развиваются по-разному? Что на это влияет?

(ответы родителей)

На индивидуальное развитие ребенка большое влияние оказывают биологические факторы: (ватман)

Но помимо биологических факторов, на индивидуальное развитие ребенка, влияют социальные факторы, проще говоря, та среда, в которой проживает ребенок.

А сейчас мы с вами проведем эксперимент.

  1. Перед вами семена фасоли, сбор урожая одного года. Это условно – ваши детки.
  2. Предлагаем каждому родителю взять своего условного ребенка. Рассмотрите его, выделите особые признаки, по которым вы сможете запомнить, узнать своего условного ребенка.
  3. Какие это могут быть признаки? Размер, вес, объем, рисунок. Особые приметы – щербинки, выемки.
  4. Теперь просим вас объединиться по парам и сравнить своих детей. Скажите: одинаковы ли они?

(ответы)

  1. Отдайте своих детей воспитателю.
  2. А теперь заберите своих условных детей, и попробуйте определить- правильно ли вы нашли своего ребенка?

А теперь давайте подведем итог: от чего же зависит высокий разброс вариантов развития ребенка (обращаемся к схеме). Но несмотря на все влияющие факторы, мы стараемся сформировать три главных умения: общаться, трудиться, учиться. Ребенок с тремя базисными умениями становится целеустремленной, сознательной, самообучающейся системой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Нетрадиционные формы проведения родительских собраний"

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....

Нетрадиционные формы проведения родительского собрания "КВН По дорогам сказок"

Детство-самое счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений детства остаётся в памяти человека  навсегда. Вот почему необходимо воспитывать любовь к чтению и к книге с раннего детства. В...

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

«Педагогическая лаборатория»«Читательская конференция»«Аукцион»«Семинар – практикум»«Душевный разговор»«Мастер – класс» «Ток – шоу» «Вечера вопросов и ответов»...

Мастер – класс: «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний – эффективное средство повышения правовой и педагогической культуры родителей (законных представителей)»

Цель:повысить компетентность педагогов в создании условий для развития ответственных и партнёрских отношений с родителями воспитанников;Обогатить педагогический опыт коллег в проведении родительских с...

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний с применением технологий педагогического общения.

laquo;Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детстве»....

Мастер - класс как форма проведения родительского собрания

В презентации представлен практический опыт проведения родительских собраний в форме мастер - классов...