Консультация "Учите детей общаться"
консультация (старшая группа) на тему

Филимонова Ирина Юрьевна

Консультация "Учите детей общаться"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchite_detey_obshchatsya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Учите детей общаться.

Так устроено человеческое бытие, что, появившись на свет, человек вступает в разнообразные отношения с окружающим миром вещей и людей. Вне общения не может сформироваться психика человека; не научится ребенок воспринимать и осознавать окружающую действительность, если не приобретет опыт общения в совместной и индивидуальной деятельности.

Есть две формы общения. Одна – это общение непосредственное, не стесненное рамками деятельности, осуществляемое ребенком без каких-либо правил, нормативов и образцов. В большинстве случаев его можно рассматривать как особую, специфическую деятельность.

Есть и другой вид общения, которое осуществляется не непосредственно, а опосредованно ситуацией совместной деятельности ребенка и взрослого или ребенка и другого ребенка.  Если первый вид общения носит непосредственный и часто непроизвольный характер, то второй можно назвать общением произвольным, опосредованным. Содержание и строение общения к концу дошкольного возраста начинают характеризоваться уже не только непосредственно предметной ситуацией и ситуативными взаимоотношениями с окружающими, но и сознательно понимаемыми задачами, правилами, требованиями.

Произвольные формы общения свойственны детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Современным детям очень трудно договориться друг с другом, они испытывают значительные трудности при организации совместной деятельности. Это сказывается на интеллектуальном и нравственном развитии (ребенок не может понять другого), на одностороннем восприятии взрослого и в конечном счете на психологической подготовленности детей к школе.

Какие же условия влияют на развитие произвольности в общении?

Условие первое – совместная с другими людьми деятельность ребенка. Для участия в коллективной деятельности ребенок должен овладеть соответствующими формами общения, которые возникают и развиваются в совместной с другими людьми деятельности.

Вторым условием развития произвольности в общении является организация такой совместной продуктивной деятельности, где продукт выполняет функцию наглядной оценки успешности взаимодействия с другими участниками. Дети дошкольного возраста по своим психологическим особенностям активно направлены на получение оценок, нуждаются в них, требуют оценок от взрослого. Прямая оценка со стороны взрослого зачастую неприемлема для детей дошкольного возраста, а косвенная оценка очень часто воспринимается ребенком не как оценка успешности деятельности, а как характеристика личностных свойств и качеств. Таким образом, при организации общения оценка обязательно нужна, но характер ее должен быть особым. Функцию такой оценки может

выполнить продукт, получаемый в совместной деятельности.

Третьим условием, способствующим развитию произвольности в общении, является овладение ребенком разными позициями в общении со взрослым и сверстниками в определенной логике и преемственности: ребенок «над» партнером – ребенок «подчинен» партнеру – ребенок «на равных» с партнером.

Взрослый воспринимается ребенком как образец для подражания, поэтому взаимоотношения, складывающиеся между взрослыми и детьми в дошкольном возрасте, имеют особенно важное значение. В том случае, когда ребенок положительно настроен на взрослого, признает его авторитет, происходит добровольное принятие позиции взрослого. В старшем дошкольном возрасте осознание своего поведения формируется в социальном взаимодействии со взрослым, где смысл и средства деятельности передаются ребенку в единстве. Взрослый дает ребенку возможность почувствовать и осознать себя, свое действие. Вне опоры на отношение взрослого ребенок не может знать, что и как он делает. Отношение взрослого к правилу превращает это правило в мотив собственных действий ребенка. Осознание и принятие правила делают поведение ребенка осознанным и произвольным.

В дошкольном возрасте при организации совместной деятельности ребенка со взрослым необходимы разные позиции взрослого: «под» ребенком, «над» ребенком, «на равных» с ребенком.

Четвертым условием формирования произвольности в общении детей является индивидуальная деятельность детей. В старшем дошкольном возрасте детям доступно осознание себя как субъекта коллективной деятельности и коллективных взаимоотношений. Быстрый темп развития самосознания происходит благодаря тому, что ребенок находит готовые представления, знания об окружающем мире в обобщенном виде: языке, науке.

В старшем дошкольном возрасте важно развивать такую мотивацию деятельности, которая обусловливает предпочтение детьми совместной формы ее организации. Это может быть:

объективная и субъективная необходимость партнера для достижения общей цели;

потребность в обществе сверстников и общении с ними;

потребность в положительных эмоциях;

адекватная самооценка;

высокий уровень развития навыков совместной деятельности.

Это факты, которые способствуют осознанию совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "как научить детей общаться"

Советы родителям по формированию адекватной самооценки, подборка игр позволяющих выявить самооценку ребенка, принципы общения, советы родителям замкнутых детей...

Учите детей общаться

Учите детей общаться...

Консультация для родителей "Учим детей общаться"

Критерии оценки уровня общения детей. Игры , советы, рекомендации для общения с детьми разных типов поведения....

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Консультация для родителей "Учимся детей общаться и общаемся вместе с ними"

В данной консультации даны советы родителям о том, как общаться со своими детьми...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...