Если ребенок не начинает говорить. Почему ребенок молчит?
консультация ( группа) на тему

Полещук Наталья Владимировна

роль пальчиковых игр в развитии речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebenok_molchit.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок не начинает говорить

Почему ребенок молчит?

Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи.

Как объяснить такие случаи в семье, где малыш окружен большой заботой, где ему отдается масса времени? Иногда ребенок произносит на втором году всего 4-5 слов, хотя понимает гораздо больше. Обеспокоенные родители обращаются к врачам: "В чем причина задержки речи?"

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи,- это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он научается артикулировать слоги слова. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Но, говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Пальцы помогают говорить.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 -7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Многие приемы из наиболее простых оказываются очень эффективными. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски газету (любую бумагу) - малыши делают это с удовольствием по нескольку минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны. Нужно, конечно, следить, чтобы ребенок не ел пластилин или обрывки бумаги.

Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы (они продаются в магазинах игрушек), складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши - полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя-тремя пальцами.

Начиная с полутора лет, детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани,- получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками.

"Сорока-белобока"

Сорока-белобока                      (Взрослый слегка щекочет ладонь ребенка).

Кашку варила,

Детей кормила...

Этому дала,                                               (Загибает мизинец ребенка).

Этому дала,                                            (Загибает безымянный палец).

Этому дала,                                                     (Загибает средний палец).

Этому дала,                                               (Загибает указательный палец).

Этому не дала -                                            (Вертит большой палец).

Ты, сын мал,                                                            (Щекочет ребенка).

Круп не брал,

По воду не ходил,

тебе каши не дадим!

Эта игра подходит и для детей второго года жизни.

"Пальчики в лесу"

Раз, два, три, четыре, пять                           (Взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе).

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,                                                 (Загибает мизинец).

Этот пальчик чистить стал,                               (Загибает безымянный палец).

Этот резал,                                                                           (Загибает средний палец).

Этот ел,                                                               (Загибает указательный палец).

Ну, а этот лишь глядел!                    (Загибает большой палец и щекочет ладошку).

Эта игра годится и для маленьких детей.

Игра "Пальчики" более сложна, так как в ней дети уже сами активно проделывают движения пальцами, которые требуются по ходу игры.

Игру можно проводить одновременно с несколькими детьми.

"Пальчики"

Этот пальчик хочет спать,          (Дети поднимают левую руку ладонью к себе.  Правой рукой берут мизинец левой руки и загибают его после слов"хочет спать").

Этот пальчик лег в кровать,                  (То же с безымянным пальцем).

Этот пальчик чуть вздремнул,                    (То же со средним пальцем).

Этот пальчик уж уснул,                         (То же с указательным пальцем).

Этот крепко, крепко спит.                             (То же с большим пальцем).

Тише, тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,                                            (Поднимают левую руку и

Будут птички щебетать,                                     распрямляют пальцы при

Будут пальчики вставать!                                             слове "вставать").

Эту игру нужно повторить, работая пальцами правой руки. Как оказалось, имеется большое количество русских, украинских, болгарских и т. д. пальчиковых игр. Очевидно, люди, наблюдая детей, обратили внимание на то, что движения пальцев благотворно отражаются на развитии речи и других психических процессов.

Вот, например, очень хорошая болгарская игра:

(Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе).

Кто приехал?                                      (Быстро хлопает кончиками больших пальцев).

Мы, мы, мы!                                    (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают).

Мама, мама, это ты?                                (Хлопает кончиками больших пальцев).

Да, да да!                                                (Хлопает кончиками указательных пальцев).  

Папа, папа, это ты?                                  (Хлопает кончиками больших пальцев).

Да, да, да!                                                   (Хлопает кончиками средних пальцев).

Братец, братец, это ты?                            (Хлопает кончиками больших пальцев).

Да, да, да!                                                (Хлопает кончиками безымянных пальцев).

Ах, сестричка, это ты?                                  (Хлопает кончиками больших пальцев).

Да, да, да!                                                                                (Хлопает мизинцами).

Все мы вместе, да, да, да!                                  (Хлопает всеми пальцами).

Есть еще более сложная игра пальцами - индийская; она требует уже значительной ловкости. Игра называется "Лесенки" и заключается в том, что к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой, затем соединяются кончик указательного пальца левой руки с кончиком большого пальца правой руки, опять кончик большого пальца левой руки соединяется с кончиком указательного пальца правой и т. д., причем начинаются эти движения на уровне груди, и руки поднимаются выше и выше. Такую же "лесенку" делают большими и средними, большими и безымянными пальцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста "Если ребёнок не начинает говорить"

1. Почему ребёнок молчит?2. Значение речевого общения для развития речи детей.3. Развитие моторной речи зависит от развития моторики в ребёнка?4. В чём заключается связь движений пальцев рук и речи?5....

Что делать, если ребенок не начинает говорить?

Если Ваш ребенок не начинает говорить, обратитесь к этой консультации....

МАЛЕНЬКИЕ МОЛЧУНЫ: ПОЧЕМУ ДЕТИ ПОЗДНО И ПЛОХО НАЧИНАЮТ ГОВОРИТЬ?

Статья раскрывает некоторые причины задержки речевого развития детей в младшем дошкольном возрасте, не связанные с органическим поражением головного мозга. Материал будет полезен родителям и воспитате...

А ваш ребенок в безопасности? Что делать, если ребенок пропал? Правила безопасности для ребенка.

Консультация для родителей в форме памятки о действиях, направленных на сохранение безопасности  ребенка, о приучении ребенка к выполнению определенных правил, помогающих сохранить безопасность. ...

«Если ребенок не хочет говорить!?»

Консультация для родителей...

Если ребёнок не начинает говорить

Советы для родителей, о причинах возникновения задержки речи и что могут сделать родители...