Психологическая поддержка родителей в подготовке детей к школе
консультация (подготовительная группа) по теме

       Поступление ребенка в школу очень важный и ответственный период в семье. И, конечно же, родители волнуются больше, чем дети. Известно, что одни родители перекладывают подготовку детей к школе полностью на детский сад, другие – не доверяют педагогам ДОУ и самостоятельно пытаются решить эту проблему. Таким образом, существует расхождение в понимании роли детского сада и семьи в реализации единой цели – подготовка ребенка к школе. Поэтому мне, как психологу, необходимо помочь родителям в этот сложный переходный период. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая поддержка родителей в подготовке детей к школе

       Поступление ребенка в школу очень важный и ответственный период в семье. И, конечно же, родители волнуются больше, чем дети. Известно, что одни родители перекладывают подготовку детей к школе полностью на детский сад, другие – не доверяют педагогам ДОУ и самостоятельно пытаются решить эту проблему. Таким образом, существует расхождение в понимании роли детского сада и семьи в реализации единой цели – подготовка ребенка к школе. Поэтому мне, как психологу, необходимо помочь родителям в этот сложный переходный период.

(слайд) Мы поставили задачи: оказать психологическую помощь родителям в переходный период к обучению детей в школе; организовать эффективное взаимодействие с семьёй.

       (слайд) На первом этапе решения этой задачи  провели анкетирование родителей о представлении готовности ребенка к школьному обучению.

      (слайд) На втором  этап решения задачи разработали тематический план взаимодействия с родителями, дети которых заняты предшкольной подготовкой, так появилась «Школа родителей будущих первоклассников».      Встречи в школе проводятся 1 раз в месяц. Перед первой встречей проводится опрос родителей о том, в какую школу они хотят отвести ребенка и затем приглашаются учителя этих школ.

       (слайд) Вторая встреча проводится по теме «Психологическая готовность к школе», которая проходит в форме «Круглого стола». В начале, проводится игра «Корзина  чувств», в которую «складываются» чувства, которые испытывают родители перед поступлением в школу. Затем рассказывается о понятии «Школьная зрелость»; о трудностях, которые встречаются в период адаптации к школе и о компонентах психологической готовности: интеллектуальной, мотивационной, волевой и социальной готовности;  далее проводится игра «Закончи предложение», в ходе которой разбираются проблемы, которые могут привести детей к школьным неврозам (знаешь, как мы тебя будем любить, если ты будешь отличником).

       (слайд) Третья встреча проводится по теме «Мотивационная готовность к обучению в школе». Оценивать мотивы у дошкольника сложно, потому что ему еще трудно дать объективный ответ, хочет ли он учиться, почему хочет или не хочет. Но его мотивы  можно легко определить, наблюдая за ребенком в  привычной ситуации.  Встреча проходит в форме «Деловой карусели»  (родители работают в подгруппах и отвечают на вопрос: каким должен быть первоклассник, после все вместе зачитывают свои предложения). И родителями совместно составляют модель будущего первоклассника.

      (слайд) Четвертая встреча проводится по теме «Интеллектуальная готовность к обучению в школе», которая  проходит в форме «Устного журнала». На этой встрече  собираются странички журнала:

1 – «Дерево чувств» - настроение и чувства, которые в данный момент испытывают родители;

2 – «Какая семья считается дружной?» (искренняя, которая умеет прощать, помогать, уважать интересы другого, умеет разрешать конфликтные ситуации, у которой есть семейные традиции.); 

3 - называется «Ребенок должен…» (уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы, систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений, у него должна быть развита разговорная речь, важно, чтобы ребенок желал узнать новое, все психические процессы должны быть достаточно развиты);

4 – «Свод правил в период адаптации к школе» (никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, искренне интересоваться его школьной жизнью, хвалить его работу, а не самого ребенка, не ругать, а тем более не оскорблять его, особенно в присутствии посторонних, научить делиться своими проблемами, слушать внимательно, отвечать на каждый его вопрос, не строить взаимоотношения с ним на запретах, всегда объяснять причины, обоснованность требований, если возможно, предложите альтернативный вариант);

5 – «Дерево семейных ценностей»  (каждому родителю раздаются стикеры в форме яблока, на котором ему нужно будет перечислить семейные ценности, пожелания, а затем разместить эти яблоки на дереве семейных ценностей). 

      Затем снова возвращаемся к «Дереву чувств» с вопросом «Изменилось ли настроение и чувство у родителя после встречи?»

      (слайд)  Пятая встреча проводится по теме «Волевая и социальная готовность к школе», которая проходит в форме дискуссии. Например, такие вопросы для дискуссии: «Как родители могут помочь ребенку в воспитании необходимых качеств для учебы? Что означает слово «нельзя»?  Обсуждаются вопросы умение ребенка ставить перед собой цель, намечать план действий, оценивать свой результат, уметь находить общий язык с окружающими людьми, оценивать свои поступки и действия. 

     (слайд) Шестая встреча проводится по теме  «Роль игры в подготовке детей к школе», которая проходит в форме родительского ринга. На нем создаются команды родителей. Они вспоминают игры, в которые можно играть дома с ребенком:

- на развитие познавательной активности ребенка

Игра «Плохо-хорошо» (машинка), игра «Аукцион» (карандаш)

- на развитие воли

Игра «Да и нет не говорить»

- на развитие памяти

Игра «Самый зоркий» (запомнить рисунок за 5 секунд)

на развитие внимания

Игра «Какая команда быстрее соберет пазлы?»

Таким образом, рассмотренные игры и задания игрового характера позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества: внимание, самоконтроль, наблюдательность, сообразительность, настойчивость.

       Наша   работа позволяет повысить уровень психологической готовности родителей воспитанников к обучению их детей в школе. Взрослые чувствуют себя более уверенно. Они знают, как помочь ребенку в ситуациях, которые могут возникнуть при поступлении в школу.

Психологическая поддержка родителей

в подготовке детей
к школе

выступление педагога-психолога

МАДОУ – д\с № 98

Хафизовой И.З.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая поддержка родителей в подготовке детей к школе

Слайд 2

Оказать психологическую помощь родителям в переходный период к обучению детей в школе; Организовать эффективное взаимодействие с семьёй. Задачи

Слайд 3

Готовы ли родители к поступлению ребенка в школу? Да (%) Нет (%) В чем, на Ваш взгляд, заключается готовность ребенка к школе: - Умение писать, считать, читать 34,9 65,1 - Психологическая готовность 34,4 55,6 - Ответственность, самостоятельность 49,6 50,4 Можете ли Вы убрать свои дела в сторону и посвятить время ребенку? 53,4 46,6 Рассказываете ли Вы ребенку о своей работе? 19,3 80,7 Выслушиваете ли Вы своего ребенка до конца? 50,2 49,8 Играете ли Вы со своим ребенком? 46,3 53,7 Анкетирование родителей

Слайд 4

№ Тема Срок 1 Встреча с учителями школ октябрь 2 Психологическая готовность к школе (круглый стол) ноябрь 3 Мотивационная готовность к школе (деловая карусель) январь 4 Интеллектуальная готовность к школе (устный журнал) февраль 5 Волевая и социальная готовность к школе (дискуссия) март 6 Роль игры в подготовке детей к школе (родительский ринг) апрель План работы «Школы родителей будущих первоклассников»

Слайд 5

- Игра «Корзина чувств» - «Что такое школьная зрелость»? - Компоненты психологичес -кой готовности : интеллектуальный, мотивационный , волевой и социальный - Игра «Закончи предложе-ние » Психологическая готовность ребенка к школе (круглый стол)

Слайд 6

Составление модели будущего первоклассника, каким видят родители своего ребенка Мотивационная готовность к школе (деловая карусель)

Слайд 7

1страница – «Дерево чувств» - настроение и чувства перед школой; 2страница – «Какая семья считается дружной ?»; 3страница – «Ребенок должен…» 4страница - «Свод правил в период адаптации к школе »; 5 страница – «Дерево семейных ценностей». Интеллектуальная готовность к школе (устный журнал)

Слайд 8

- Как родители могут помочь ребенку в воспитании необходимых качеств для учебы? - Что означает слово «нельзя»? Волевая и социальная готовность к школе (дискуссия)

Слайд 9

- Команды родителей решают проблемы, которые появляются в период адаптации ребенка к школе; вспоминают игры, в которые можно играть дома с ребенком: - на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» , игра «Аукцион» - на развитие воли Игра «Да и нет не говорить» - на развитие памяти Игра «Самый зоркий» на развитие внимания Игра «Какая команда быстрее соберет пазлы ?» Роль игры в подготовке детей к школе (родительский ринг)

Слайд 10

Анкетирование родителей «Готовы ли родители к поступлению ребенка в школу?» Да (%) Нет (%) В чем, на Ваш взгляд, заключается готовность ребенка к школе: - Умение писать, считать, читать 72 28 - Психологическая готовность 95 5 - Ответственность, самостоятельность 94 6 Можете ли Вы убрать свои дела в сторону и посвятить время ребенку? 83 17 Рассказываете ли Вы ребенку о своей работе? 92 8 Выслушиваете ли Вы своего ребенка до конца? 76 24 Играете ли Вы со своим ребенком? 94 6

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкеты для родителей по подготовке детей к школе

Анкеты предназначены для родителей, которые с их помощью смогут определить готовность своего ребенка к школе...

Советы родителям по подготовке детей к школе.

Подготовка к школе - процесс многоплановый.Следует отметить , что начинать заниматься с детьми следует  с  младшего дошкольного возраста, и не тодько на специальных занятиях, но и в самостоя...

Консультация для родителей по подготовке детей к школе

Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т.е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и...

Семейный клуб "Мамы, в школу собирайтесь" (Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями при подготовке детей к школе)

Целью данной работы являестя вовлечение семьи в единое образовательное пространство при подготовке к школе Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активиза...

Консультация для родителей "Азбука безопасности для родителей при подготовке детей к школе"

Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный пример. Если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего, сами выполняйте их. Как можно чаще говорите с детьми, помогайте реш...

Консультация для родителей Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС.

Консультация для родителейВзаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС....

Консультация для родителей "Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС"

 Успешное осуществление подготовки детей к школьному обучению является одной из важнейших проблем дошкольного образования. Осуществление этой работы невозможно в отрыве от семьи. Семья для дошкольника...