Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные методы и приемы самомассажа рук».
учебно-методический материал ( группа) на тему

Гайворонская Диана Наримановна

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_samomassazh_ruk.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №1 «Малыш» города Невинномысска

Мастер-класс для родителей

«Нетрадиционные методы и приемы самомассажа рук».

Учитель-логопед

 Гайворонская Диана Наримановна

г. Невинномысск

19.11.2015 г.

Теоретическая часть

Логопед:

- Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы будем с вами говорить о методах и приемах самомассажа рук.

Многими исследователями установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Обратите внимание, если движения пальцев вашего ребенка развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Тренировка движений пальцев и кисти рук стимулирует речевое развитие ребенка, способствует улучшению артикуляционных движений и подготовки кисти руки к письму. Также является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Благотворное влияние на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок из различного материала, а также самомассаж. Вначале малыши испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, но постепенно, с помощью взрослого справляются с заданиями. Чтобы появился эффект от занятий, работу следует проводить ежедневно по 2-3 минуты, в виде игры. Самый простой и, как показала моя практика, массажер – это сосновая шишка. Детям очень интересно было собирать и исследовать природный материал, а еще оказывается с ним можно поиграть. Рекомендую выполнять упражнения и сопровождать действия стихотворным текстом. При проговаривании стихов работают слуховой, речевой и кинестетический анализаторы. Ритм стихов способствует развитию речеслуховой памяти, координации и произвольной моторики.

Практическая часть

- Предлагаю вам, дорогие родители, взять сосновые шишки и исследовать их (родители берут шишки).

- Расскажите о своих ощущениях. Шишка какая? (ответы родителей).

- Начнем с перекатывания шишек между ладонями до появления ощущения приятного тепла и легкого покраснения (логопед показывает, родители повторяют).

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать.

Раз, два, три, четыре, пять.

- Далее выполняем круговые движения шишкой между ладонями (логопед показывает, родители повторяют).

Мишка с шишкою играет,

Между лап ее катает.

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут.

Колются не больно,

Малыши довольны.

- Далее сжимание и разжимание шишек обеими руками одновременно или поочередно правой и левой рукой (логопед показывает, родители повторяют).

Шишку я в руке держу,

То сожму, то разожму.

Поиграю с нею,

Ладошки разогрею.

Вот сжимаю правую,

Вот сжимаю левую.

Буду шишки я сжимать,

Буду ручки укреплять.

- Далее легким постукиванием и вращательными движениями воздействуем на кончики пальцев и ладошку (логопед показывает, родители повторяют).

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Шишке все расскажем,

Пальчики покажем.

Каждый пальчик обойдем,

Снова мы считать начнем.

- А сейчас мы будем прокатывать шишку от кончиков пальцев до локтя и обратно (логопед показывает, родители повторяют).

От ладошки до локтя

Шишку прокачу я.

От локтя и до ладошки

Катит шишка по дорожке. (автор Гайворонская Д.Н.)

- Для самомассажа в своей практике я использую березовые палочки, разные по толщине и длине. Их можно катать между ладонями, прокатывать до локтя и обратно (логопед показывает, родители повторяют).

1. Березовую палочку я в руках катаю,

С палочкой березовой немного поиграю.

Покатаю медленно, а затем быстрее.

Березовая палочка ладошки мне согреет.

2. По  ручке палочку качу,

Слова простые ей шепчу:

«Катись, палочка, быстрей

мою ручку согрей».

- Как показывает моя практика, детям также интересны игры с карандашами с ребристой поверхностью (логопед показывает, родители повторяют).

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков кручу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Заключительная часть

- Расскажите о своих ощущениях, впечатлениях (родители делятся впечатлениями, рассказывают об ощущениях).

- Возможно, у кого-то возникли вопросы? (родители задают вопросы, логопед отвечает).

- Интересную информацию вы можете получить на моем сайте, приглашаю его посетить. Также рекомендую для ознакомления следующую литературу:

  • Пальчиковые игры. Авторы - Белая А.Е, Мирясова В.И;
  • Играем пальчиками и развиваем речь. Автор - Цвынтарный В.В.
  • Игры для развития речи малышей. Автор- Теплякова О.Н.
  • Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. Автор - Рыжанкова Е.Н.

- Игры и упражнения, предложенные этими авторами, не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки и больших временных затрат. Описания игр представлены в стихотворной форме, сопровождаются веселыми рисунками. Разнообразные по форме и содержанию задания развивают у малышей память, внимание, воображение, мелкую моторику рук и речь.

- Благодарю за сотрудничество! На этом наша встреча закончена.

 Литература:

  1. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики рук: Наглядно-практическое пособие. Часть 2. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 80 с. (Практическая логопедия).
  2. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб: Акцидент, 1997. – 112 с., 33л.: ил.: ил.
  3. Крупенчук О.И. система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией. Дошкольная педагогика /Ноябрь Декабрь/ 2005. с. 35-41.
  4. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001. – 96 с., ил.
  5. Рыжанкова Е.Н.Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (библиотека Логопеда) (2).
  6. Рыжова Н.В. Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Дошкольная педагогика  /Апрель/ 2009. – с. 44-45.
  7. Германовичене Е.Н. Игры для детей 3-4 лет. Дошкольная педагогика  /Апрель/ 2009. – с. 66-67.
  8. Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок. Дошкольная педагогика  /Октябрь/ 2008. – с. 33-37.
  9. Кравчук И.А., Шишова Н.В. Использование метода Су-Джок-терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика  /Январь/ 2012. – с. 41-42.
  10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Нижний Новгород.: Издательство «Флокс», 1995. – 32.: ил.
  11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений к комплекту «Домашние тетради для закрепления произношения звуков». – М.: Гном-Пресс, 2000. – 16 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "НОД с использованием нетрадиционных методов рисования"

Конспект занятия с полным описанием и примером детских работ....

Мастер- класс для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ"

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...

Мастер-класс для педагогов: «Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников».

Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....

Мастер – класс для педагогов « Использование нетрадиционных методов в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Мастер – класс для педагогов« Использование нетрадиционных методов в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста»...

Информация для родителей «Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников»

Проектная деятельность и мнемоника - вот основные формы, широко применяемые педагогами для успешного развития речи ребенка....

Мастер-класс для педагогов: «Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников»

Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....