Статья: Влияние детской поэзии на речевое развитие дошкольников.
статья по теме

Браниште Татьяна Юрьевна

Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_naychnaya.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Влияние детской поэзии на речевое развитие дошкольников.

Автор : Браниште Т. Ю.

Воспитатель

 ГБДОУ  детский сад №7

Адмиралтейского района

«Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, а сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует на них как музыка» (В. Г. Белинский).

Сегодняшний ритм жизни и повседневная занятость родителей, не позволяет им много времени уделять чтению детских литературных произведений своим малышам, что очень жаль. Ведь регулярное, с раннего возраста чтение детям играет колоссальную роль в развитии их интеллектуальных способностей, мышления и укрепления памяти.

Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма.

В наше время проблемы с речевым развитием у детей дошкольного возраста возросли. Есть очень много приемов, методов и форм работы с детьми по этому направлению. Но детская художественная литература несомненно играет большую роль. Несомненно, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, потому что «поэзия первоначально воспринимается сердцем, а потом передается голове» (В. Г. Белинский).

Поэтическая речь кардинально отличается от обычной – разговорной речи. Она насыщена яркими образами, зрелищна, красочна, фонетически богата и воспринимается, как песня. Ребенок чувствует эти особенности, и интуитивно тянется именно к таким произведениям. А четкие, звонкие, легко запоминающиеся рифмы, которые присущи всем детским стихотворениям, позволяют малышу без особых усилий выучить произведение за несколько повторений. Заучивание стихов, развивает память ребенка, приобщает его к чтению.

В свою очередь повторение  и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга. В то время,  когда ребенок занимается с логическими развивающими играми или игрушками, у него усиленно работает только левое полушарие мозга, а при повторении и заучивании стихов активно действует весь мозг.

Было доказано, что ребенку, знающему большое количество стихов в раннем возрасте, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания и такие дети, демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким-либо причинам со стихами в детстве не знакомили.

Следует учитывать, что стихотворения для детей подбираются соответственно возрасту малыша, для самых маленьких – короткие четверостишья о любимых игрушках, для детей постарше – о природе, сказочных персонажей, животных.

Для заучивания в группе раннего возраста можно использовать коротенькие стихи (например, А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик; стихи С. Маршака и др.).

В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворение Е. Серовой «одуванчик2 есть такие образные эпитеты : одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А.С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»).

В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лебедь, Рак и Щука»

Стихи учат детей прислушиваться к звучанию слов и дают им знания о том, что одинаковые по звучанию слова могут быть разными по смыслу ( содержанию) и, наоборот, слова различные по звучанию могут обозначать одно и тоже.

Детская поэзия содержит достаточно много звуковых повторов (аллитераций) и созвучий, которые превосходно развивают артикуляцию и произношение.

Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма.

Многие ученые, педагоги, занимающиеся проблемами методики развития речи, отмечают огромное положительное влияние поэзии на развитие речи ребенка. Н. А. Стародубова в своем труде «Теория и методика» развития речи дошкольников пишет, что поэтические произведения оказывают на ребят огромное воздействие : обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонаций и звукового состава слова; развивают чувство ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогают увидеть и увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира; учат любить яркое меткое слово. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи : дикцию, дыхание; овладение орфоэпией.

Поэтому окружая малыша выражениями в разнообразных литературно-художественных формах, мы, несомненно, обеспечим, не только становление правильной и красивой речи, но и обогатим его внутренний мир и общее эмоциональное мировоззрение.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что изучение стихов с раннего возраста является необходимой и эффективной составляющей развития и обучения ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему"Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников"

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение детей с отклонениями в развитии речи. Исследователями установлено, что развитие речи находится в прямой зависимости от движений пальц...

Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников

Влияние поэзии на речевое развитие дошкольниковЧитайте детям стихи. Пусть ухо ихприучается к гармонии русского слова, а сердце преисполнится чувством изящного.пусть поэзия действует на них как му...

Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников

Влияние поэзии на речевое развитие дошкольниковЧитайте детям стихи. Пусть ухо ихприучается к гармонии русского слова, а сердце преисполнится чувством изящного.пусть поэзия действует на них как му...

Консультация "Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников"

Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы....

Рекомендация для родителей "Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников"

Читайте детям стихи. Пусть ухо ихприучается к гармонии русского слова, а сердце преисполнится чувством изящного.пусть поэзия действует на них как музыка.В. Г. Белинский...