Поощрять или наказывать?
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Галицкая Елена Александровна

Практические рекомендации для родителей о том, как правильно поощрять детей, и стоит ли их наказывать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рекомендации для родителей341.47 КБ

Предварительный просмотр:

                           

    Как поощрять ребенка

дошкольного и младшего школьного возраста

  • поощрений в количественном отношении  должно быть больше, чем наказаний  - это необходимо для создания положительного фона воспитательного процесса

  • дети этого возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова

  • давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно

  • использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для ощущения радости, которое сопровождает успехи и достижения ребенка

  • выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать и говорить, что подарок – это лишь символ успеха

  • поощрять не только за результат, но и за попытку ребенка достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т. п.

Педагог-психолог Е.А. Галицкая

Словесные способы поощрения

и поддержки ребенка

дошкольного  младшего школьного возраста

  • Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!
  • Ты делаешь это очень хорошо! Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это значительно лучше! Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получится. С каждым днем у тебя получается лучше.  Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа (твой успех) принесла мне много радости.
  • Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее (умнее, сильнее)!
  • Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, с каждым разом у тебя будет получаться все лучше и лучше. Ты сейчас на правильном пути. Хорошо запомнил!
  • Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой! Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.
  • Это то, что надо! Ты прав(а). Я согласен (согласна) с тобой.
  • Большое тебе спасибо! Я благодарен тебе. Спасибо за помощь!
  • Молодец! Умница! Ты быстро учишься.
  • Ты удивительный! Ты супер! Ты чудо!

Педагог-психолог Е.А. Галицкая

Как нельзя наказывать детей

 дошкольного и младшего школьного возраста

  • Молчанием. Выдержать бойкот маленькому ребенку чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.

  • Говорить: «Я больше тебя не люблю» и т. п. Лишение любви – это самое сильное наказание, оно подрывает основу основ, от которой зависит здоровье и жизнь маленького ребенка.

  • Физически, поскольку следствием такого наказания будут страх, чувство обиды и протеста.  Утешать себя тем, что вы бьете ребенка для его же блага, бесполезно – вы не только научите ребенка бояться наказания, но и преподадите ему урок жестокости. Он будет понимать, что такое поведение возможно, в последствие может его повторить, особенно в адрес тех, кто слабее него.

  • Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается маленьким ребенком, как «словесное битье».

  • Упрекать и припоминать былые проступки, тем самым закрепляя их в памяти и поведении ребенка.

  • Длительно по времени или спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем младше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

  • Чрезмерно, не соблюдая правила: поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний. Акцентирование внимания на хороших поступках ребенка путем поощрений, закрепляет хорошее поведение, акцентирование внимания на плохом поведении - закрепляет его.

Педагог-психолог Е.А. Галицкая

Правила справедливого наказания

 

  • Глубоко вдохнуть воздух и сосчитать про себя (можно вслух) хотя бы до 5.

  • Выпустить пар – то есть попытаться доступно высказать ребенку свои претензии. Говорить нужно не о том, какой он «ужасный несносный ребенок», а о своих чувствах: «я очень расстроен(а), мне неприятно, я разочарован(а), я раздражен(а)»… Практика показывает, что большинство «вливаний» дети получают не за провинность, а за истрепанные родительские нервы.

  • Дать слово «виновной стороне».          В процессе переговоров можно выяснить, что проступок ребенка не так уж и велик, или вполне (а даже если и с трудом), но объясним.

  • Назначить наказание соизмеримое с проступком.

  • Набраться терпения и не требовать извинений, если ребенок не просит прощения.  Иначе это лишь усилит обоюдное раздражение. Со временем он научится извиняться.

  • Обязательно помириться после ссоры. Есть золотой принцип гармоничных семейных отношений: не ложитесь спать, не разрешив домашний конфликт (особенно с ребенком). Какой бы проступок не совершил ваш малыш, вы всегда должны оставаться ему другом!

Педагог-психолог Е.А. Галицкая

 Аффирмации для детей

Аффирмация — краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены

http://ru.wikipedia.org/wiki/Аффирмация_(психология)

Потребность в любви, в принятии – одна из фундаментальных (базовых) человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах

  • Как хорошо, что ты у меня есть!
  • Как хорошо, что ты у нас родился!
  • Я рад(а) тебя видеть!
  • Я люблю, когда ты дома.
  • Мне хорошо, когда мы вместе.
  • Мне нравится вместе с тобой читать (смотреть кино, кататься на лыжах, играть в футбол, ловить рыбу, готовить обед…)
  • Я тебя очень люблю!

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок знал, что вы его любите, не забывайте говорить ему об этом!

Педагог-психолог Е.А. Галицкая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ругать или поощрять?

Ругать или поощрять?...

Поощряйте "Почемучек"

Эта статья поможет родителям правильно найти ответ на интересующий ребёнка вопрос....

Как поощрять ребенка в семье

1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, есл...

Памятки в помощь родителям "Как поощрять ребенка в семье", "Правила поведения за столом".

Памятка   для родителей   «Как поощрять ребенка в семье»1.Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими и...

Ругать или поощрять? Врёт или фантазирует?

В помощь молодым родителям....

"Добро поощряй, а зло порицай"

Цель: воспитывать бережное и гуманное отношение к животным, создать положительный эмоциональный настрой.Программные задачи:Обучающие: расширять знания и кругозор детей о домашних животных, учить поним...

"Как поощрять ребенка в семье"

Как поощрять ребенка в семье...