Консультация для родителей «Использование нетрадиционных изобразительных техник – одно из условий развития творческого воображения старших дошкольников»
консультация на тему

В контексте развивающего обучения и воспитания важна формулировка твор­ческих заданий, не имеющих однозначного решения. Как показали исследования детского воображения, формулировка прямой задачи на творческое решение позволяет наиболее полно актуализировать творческие возможности детей. Уровень креативности выше, если дано задание найти творческое решение (О. М. Дьяченко).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_tehniki_izobrazheniya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального

 образования  г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

                                 Консультация для родителей

«Использование нетрадиционных изобразительных техник – одно из условий развития творческого воображения старших дошкольников»

 

                                                                                                                                                         Подготовила:

Воспитатель          

МАДОУМО г.Нягань

                                                                           «Детский сад № 10 «Дубравушка»

Кожокарь Е.Ю.

                                                                                                                                                                                                                            

2015

В контексте развивающего обучения и воспитания важна формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Как показали исследования детского воображения, формулировка прямой задачи на творческое решение позволяет наиболее полно актуализировать творческие возможности детей. Уровень креативности выше, если дано задание найти творческое решение (О. М. Дьяченко).

Акцент на возможность и необходимость вариативного решения задания должен быть постоянным. Это крайне важно для формирования творческой позиции человека (ребенка) в жизни.

Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания были восприняты ребенком. Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, важное условие творческой активности ребенка на занятии.

Общеизвестно, что художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо  начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию этих самых творческих способностей, наблюдательности, мышления, а самое главное – творческого воображения. Важно, чтобы этот процесс развивался в процессе  всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) и в умелом их сочетании между собой, чтобы ребенок творил по принципу «Изобразить – это не значит только нарисовать».

Таким образом, необходимо расширять опыт ребенка. Создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал. Чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения. Наряду с развитием творческого воображения, ребенок должен научиться владеть изобразительными материалами и способами создания рисунка. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие воображения ребенка – не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на уроках нетрадиционного (бросового, оберточного и др.) материала и нестандартных изотехнологий. Доступность использования нетрадиционных способов изображения определяется возрастными возможностями младших школьников. Так, например, начинать работу в этом направлении можно начинать с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., и постепенно можно переходить к более сложным вариантам нетрадиционного изображения – кляксографии, монотипии, восковой живописи, технике граттажа, декупажа и т.д. Также рекомендуется использовать на таких уроках музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком более выразительного художественного образа. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы, как крашеные опилки, пенопласт, чай, кофе, яичная скорлупа, засушенные листья, ветки, цветы и т.д. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Далее можно привести описание некоторых нетрадиционных техник изображения.

Виды нетрадиционных изобразительных техник

Восковая графика

Закрепляются технические навыки создания воскового рисунка. Совершенствуется зрительный контроль над процессом создания изображения.

Материалы: восковые мелки, свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой или восковыми мелками на бумаге любого цвета (или белой). Затем раскрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой или мелками остается не закрашенным (белым).

Примерные темы: «Снег идет», «Космос», «Весна, весна на улице».

Кляксография

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, гуашь, ложечка или трубочка (соломинка для напитка).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу, затем на это пятно дует из трубочки, или накрывает сверху другим листом для получения нового изображения.

Затем изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Поощряется способность увидеть в одном и том же пятне несколько разных предметов (объектов). Надо учить детей самостоятельно готовить пятна – кляксы (друг для друга).

Примерные темы: «Кляксы – наши друзья», «Волшебные кляксы», «Чудесные картинки», «Праздничный салют».

Монотипия

Средство выразительности: пятно.

Это занятие развивает у детей воображение, фантазию и творческие способности.

Материалы: лист бумаги сложенный пополам, краски гуашь или акварель, кисть.

Способ получения изображения: Сложить лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанести кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложить лист по тому же сгибу и хорошенько прогладить его ладошкой. Открыть и всмотреться: что же получилось?

Примерные темы: «Жук», «Сказочные цветы», «Бабочка».

Рисование мятой бумагой

Средство выразительности: пятно.

Способствует развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета, развивает мелкую моторику рук, воспитывает аккуратность при работе с красками.

Материалы: бумага, краски, кисти, тарелочки.

Способ получения изображения:

1-ый способ

Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.

2-ой способ

Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы, а также для рисования шерсти животных– цветы, крона дерева, сугробы, и т.п.

Примерные темы: «Цветы», «Крона дерева», «Сугробы», «Пушистые друзья».

Рисование жидким соленым тестом

Способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, творческого мышления, способности создания и реализации образа.

Материалы:  пшеничная мука высшего сорта, соль мелкая «Экстра», холодная вода, клей ПВА, миска для замешивания теста, венчик (для смешивания ингридиентов), стаканчики пластиковые, разноцветная гуашь, пластиковая тарелочка или лист картона;

Способ получения изображения:

Рецепт краски (пропорции):
• 2 столовых ложки пшеничной муки;
• 1 столовая ложка мелкой соли;
• холодная кипячёная вода; 
• 1 чайная ложка клея ПВА.
Все перемешать до консистенции жидкой сметаны. 

Затем тесто нужно разлить по стаканчикам и добавить в каждый стаканчик полчайной ложки гуаши нужного для картины цвета (в нашем случае - желтую, светло-оранжевую, бирюзовую и синюю).

Работу, нарисованную жидким цветным соленым тестом, можно высушить в любом сухом помещении, при комнатной температуре в течение 2-3 суток. 
Тесто, которое осталось, можно разлить по баночкам с плотно закрывающимися крышками и хранить в прохладном месте.

Примерные темы: «Подсолнухи», «Пейзаж», «Морской пейзаж», «Замок Змея Горыныча».

Вывод:

Итак, детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок может развиваться как творческая личность. Причем, чем больше взрослых людей работает и общается с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Следовательно, единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив развития воспитания и обучения ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества. Можно также повысить и мотивацию детского творчества, т. е. создать условия, которые будут способствовать развитию творческого воображения. В контексте данной работы в качестве одного из таких условий можно рассмотреть использование нетрадиционных изобразительных техник на занятиях ИЗО. Можно предположить, что использование на уроках рисования нетрадиционных изобразительных техник оказывает влияние на особенности развития детского изобразительного творчества, творческого воображения.

Список источников:

  1. Баранов С.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1986
  2. Глинская И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 4-6    классах. - К.: Радянська школа, 1981

       3. Источник: http://refleader.ru/jgeatypolrna.html

       4. Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. - М.: ВЛАДОС,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников через использование методов ТРИЗ"

Настоящий педагогический прект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании...

Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"

Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"...

Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами нетрадиционной изобразительной деятельности

В статье идет речь о развитии творческого воображения дошкольников , его роли в становлении креативной, способной к созиданию творческой личности, востребованной на сегодняшний день социумом и обобщен...

Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи.

Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи. Изостудия в детском саду дает возможности для углубленного занятия рисование...

Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей старших дошкольников

Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности....

«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей старших дошкольников»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. В процессе ознакомления с разными ...