План занятий клуба для родителей будущих первоклассников.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Поступление ребенка в школу - серьезная стрессовая ситуация, как для ребенка, так и для всей семьи - к этому необходимо готовиться заранее. Именно поэтому я выбрала одну из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями моих  детей, будущих первоклассников - лекторий с практическими занятиями и разработкой практических рекомендаций. Изучив литературу по данной теме, я составила план работы клуба.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клуб для родителей будущих первоклассников

Актуальность

Стремительность XXI века внесла значительные коррективы в проблему подготовки детей к обучению в школе. Интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем детей и ростом школьных проблем заставляют образовательные учреждения и родителей искать такие варианты подготовки, которые могли бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию к школе и хотя бы частично разгрузили его на первых, самых сложных этапах обучения.

     Поступление ребенка в школу – серьезная стрессовая ситуация как для самого ребенка, так и для всей семьи – к этому необходимо готовиться заранее. Обучение в школе кардинально меняет всю жизнь малыша: он становится учеником, основная деятельность которого – получение знаний. Теперь окружающие предъявляют к нему совсем иные требования. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «готовность к школе». Переживая, что их ребенок может оказаться не готов к школе, родители часто стараются увеличить объем занятий в старшем дошкольном возрасте. В результате ребенок получает немного, зато приобретает психологические перегрузки и стойкое отвращение к обучению в целом и к школе в частности.

    Таким образом, проблема готовности, а скорее неготовности к школьному обучению актуальна не только для учителей, принимающих детей в первый класс, и педагогов, на которых непосредственно лежит нагрузка предшкольной подготовки, но и для родителей, которые хотят видеть своих детей успешными в школе. Именно поэтому образовательные учреждения в своей деятельности призваны помочь родителям приобрести необходимые педагогические знания, узнать особенности физического и психического развития ребенка предшкольного возраста, познакомить их с практическими методами работы по подготовке детей к школе. В план работы образовательного учреждения необходимо включить такие мероприятия по педагогическому просвещению, которые наиболее востребованы среди родительского сообщества.

    Одной из наиболее эффективных форм сотрудничества, обеспечивающей содержательное взаимодействие с родителями будущих первоклассников, является лекторий (с практическими занятиями и разработкой практических рекомендаций).

    На первом родительском собрании в подготовительной группе, родители задали вопрос «Что такое готовность детей к школе?». Я сделала вывод, что не могу ответить на этот вопрос коротко, и предложила родителям организовать «Клуб родителей будущих первоклассников», на занятиях которого я подберу материал и раскрою наиболее важные проблемы подготовки детей к обучению в школе.

   Изучив литературу по данной теме, я остановилась на пособии кандидата филологических наук, доцента, заведующей кафедрой дошкольного образования О.В.Бережновой «Работа с семьей при подготовке детей к школе», где представлен опыт работы, который помог мне составить план работы клуба.

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах формирования готовности детей к школе, а именно:

Задачи:

  1. В развитии у детей когнитивных функций (свойств и видов внимания, слухоречевой памяти, наглядно-образного мышления, мыслительных операций классификации и обобщения, умения выделять существенные признаки, зрительного, пространственного и слухового восприятия, воображения, связной речи);
  2. В формировании пространственных и пространственно-временных представлений;
  3. В обогащении и уточнении словарного запаса детей, расширении кругозора и осведомленности;
  4. В совершенствовании фонематического восприятия и формирования основ звукового анализа и синтеза;
  5. В развитии мелкой моторики руки, зрительно-моторной координации;
  6. В формировании компонентов произвольной регуляции (умения действовать по словесной инструкции взрослого, по заданному образцу), произвольности психических процессов;
  7. В формировании учебной мотивации, развитии любознательности.

Предполагаемый результат:

- освоение родителями конкретных умений в воспитании своего ребенка;

- изменение места, которое занимают дети в жизни родителей;

- улучшение взаимоотношений родителей с ребенком, их лучшее взаимопонимание;

- осознание родителями значимости своей воспитательной деятельности;

- появление родительской ответственности.

    Каждое занятие сопровождается презентацией. Для родителей я готовлю памятки-буклеты. Для детей интересные задания, небольшие подарки. В основном это книги по теме занятия.

Тематический план клуба родителей

будущих первоклассников.

Блок

Тематика занятий

Примерное содержание

Работа родителей с детьми

Психофизиологи-ческая готовность

Занятие 1. Особенности

психо-физической готовности детей к школе

а) развитие мелкой моторики руки;

б) нужно ли учить писать до школы;

в) игры и упражнения для развития мелкой моторики руки и графических навыков.

Беседа о психофизиологической готовности детей к обучению, тесты для определения уровня развития мелкой моторики руки, рекомендации по подготовке руки ребенка к письму, упражнения для развития графических навыков.

1.Показательные упражнения с шариками Су-Джок.

2.Упражнение с мячом «Летит мой мяч»

3.Тепплинг-тест.

4.Нарисуй круг.

5.упр. Дорожки.

6.Штриховка.

Психолого-педагогическая готовность

Занятие 2.

Что такое произвольность?

а) произвольная регуляция;

б) зачем нужно развивать внимание;

в) формирование предпосылок учебной деятельности;

г) развитие произвольности поведения и внимания.

Занятие 3.

Развитие психических процессов в старшем дошкольном возрасте.

а) развитие мышления и памяти детей;

б) развитие математических представлений у дошкольников.

Занятие 4.

С чего начинать обучение грамоте в семье.

а) нужно ли учить читать до школы;

б) первые правила для успешного обучения чтению дошкольника;

в) развитие причинно-следственных связей.

Беседа (раскрытие понятия «произвольность поведения», влияние на обучение детей, формирование компонентов произвольности поведения, развитие внимания), тесты для определения уровня развития произвольности поведения и внимания; игры и упражнения для развития произвольности.

Беседа о психических процессах и элементарных математических представлениях дошкольника, необходимости и возможностях их развития; тесты для определения уровня сформированности математических представлений и психических функций.

Беседа о необходимости и возможностях обучения грамоте до школы, развитие фонематического восприятия, слухо-речевой памяти, основ звукового анализа и синтеза.

1.Игра  «Поставь знаки правильно»

2.Игра "Бывает - не бывает"

3."да" и "нет" не говорите.

4.«Корректурная проба».

5.«Я увидел в лесу…»

6. «Пчелка».

7.«Найди отличие»

8.«Цифры».

9.Антонимы

1.Назови целое.

2.Слуховая память.

3.Назови слово.

4.Загадки.

5.Зрительная память.

6.Игра с геометрическими формами в кругу.

7.Сделай как я.

8.Опиши соседа.

9.Числовой ряд.

1.Алфавит.

2.Чтение слогов.

3.Игра на букву Б.

4.Игра «Тело-буква».

5.Найди пару.

6.Корректурная проба.

7.Звуковая цепочка.

8.Чтение лесенок.

9.Стихи-загадки о буквах.

Социально-личностная готовность

Занятие 5.

Социально-личностная готовность к школе.

а) что такое социально-личностная готовность ребенка к школе;

б) внутренняя позиция школьника;

в) как прожить хотя бы один день без нервотрепки.

Занятие 6.

Развитие коммуникативных навыков.

Роль семьи в развитии коммуникативных навыков ребенка.

Беседа о внутренней позиции школьника как новообразовании дошкольного детства, тест для оценки уровня тревожности родителей и детей, рекомендации родителям, элементы тренинга мышечного расслабления.

Беседа о социальном и личностном развитии будущих первоклассников, тесты, рекомендации по развитию навыков общения и стратегии позитивного оценивания.

1.Тест «Лесенка».

2.Анкета для родителей.

3. Игра «Браво».

4. Игра «Отдам то, что есть у меня».

5. «Найди отличия».

6.Игра «Улыбайся веселей».

7. «Что я буду делать в школе» - игра с мячом.

1.Тест «Балл по поведению».

2.Игра «Море волнуется…»

3.Игра «Хорошо-плохо».

4.Игра «Рассмеши друга».

5.Игра «Отгадай эмоцию».

6.Игра «Мозговая атака».

7.Игра «Все вместе».

Школьная адаптация

Занятие 7.

Что такое адаптация к школе?

а) как помочь ребенку в период школьной адаптации;

б) школьные неврозы и их диагностика;

в) 10 заповедей для мамы и папы будущего первоклассника.

Беседа (раскрывается понятие адаптации, стадии школьной адаптации, пути поддержки в период адаптации, пути предупреждения и коррекции школьных неврозов).

1.Игра

«Я радуюсь, когда…».

2.Игра «Доскажи словечко».

3.Игра «Бывает- не бывает».

4.Игра «Скажи наоборот».

5. «Найди пару».

6.Игра «Что не дорисовано».

7.Игра «Поставь знаки».

Литература:

О.В.Бережнова «Работа с семьей при подготовке детей к школе» (лекторий для родителей будущих первоклассников), С.-П. «Детство-Пресс», 2011г

Р.Н. Ситдикова «Опережающее обучение ребенка», Челябинск, 2012.

Р.Н. Экгардт «Книга для обучения детей быстрому чтению», Челябинск, 2012.

Ю.А.Афонькина, О.Е.Борисова, Т.Э.Белотелова «Развитие умения управлять собой» (цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет), Волгоград, 2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ

Задачи:  Развитие коммуникативных умений родителей.  Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.  Расширение возможностей понимания своего ребенка.  Развитие уме...

Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ

Задачи:Развитие коммуникативных умений родителей.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.Расширение возможностей понимания своего ребенка.Развитие умения осмысливать сво...

Занятие клуба родителей будущих первоклассников «Уже не малыш, еще не школьник»

Совместное занятие родителей и воспитанников подготовительной к школе группы, целью которого является формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу,...

Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ

Задачи:Развитие коммуникативных умений родителей.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.Расширение возможностей понимания своего ребенка.Развитие умения осмысливать сво...

Родительское собрание «Тренинг-занятие для родителей будущих первоклассников».

Родительское собрание «Тренинг-занятие для родителей будущихпервоклассников».Разработала: Латыпова А.Мвоспитатель МБДОУ «ЦРР - детский сад № 31»Задачи:Развитие коммуникативных умений родителей.Выработ...

Тренинг-занятие для родителей будущих первоклассников

Под готовностью к школьному обучению понимают тот уровень физического и психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического ра...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...