Консультация для родителей «Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей»
консультация на тему

           Литература влияет на формирование нравственных чувств личности, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль художественной литературы
во всестороннем развитии детей»

         Художественная литература – важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.
     
Литература помогает ребёнку изложить своё отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы. Роль   художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Важным качеством речи является выразительность. Педагогический аспект этой проблемы освещён Н.С.Карпинской, которая отмечает, что уже в раннем возрасте дети способны улавливать и воспроизводить элементы выразительных средств. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.
       
В.В. Сухомлинский справедливо утверждал: «Воспитание чувствительности к слову и его оттенкам – одна из предпосылок гармонического развития личности». Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление, в ходе беседы воспитатели могут повторно демонстрировать рисунки – иллюстрации.
      Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Средствами художественного слова ещё до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. В рассказах дети познают локанизм и точность языка, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.
         Из книг ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
       При ознакомлении с книгой отчётливо выступает связь речевого  и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.
         Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают. Образная богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста – явление крайне редкое. А между тем, владение речью в возрасте 3 – 4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее сенситивен к её усвоению.
     Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотёк. Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием ребёнка. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов.
        При выборе художественного произведения для чтения мы должны вначале проанализировать текст. Можно  выделить три аспекта анализа:

         Содержательный. Мы должны определить, что ребёнок сумеет понять сам,  а на что следует обратить его внимание, как сделать, чтобы малыш понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и постарался подражать им в добрых делах.

         Языковый. Предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых способствует тому, чтобы язык художественной литературы постепенно становится достоянием речи ребёнка.

        Исполнительский. Учит как правильнее и выразительнее прочесть произведение.  
         
 Используя определённые формы работы с художественной литературой,  родители могут стать активными участниками процесса речевого развития своих детей. В качестве материала для развития речи можно использовать произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки). Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать своё внимание лишь на короткий период времени. Залогом успешной работы с детьми дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст, как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда ребёнок хорошо владеет его содержанием, можно предложить ему ответить на вопросы. Необходимость отвечать  на вопросы не только развивает речь ребёнка, но и делает её образной, позволяет сделать процесс восприятия художественного произведения осмысленным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей»...

конспект зимней прогулки в старшей группе+Консультация на тему роль прогулки во всестороннем развити детей

конспект зимней прогулки в старшей группе+Консультация на тему роль прогулки во всестороннем развити детей...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

В материале рассказывается о роли литературы в развитии дошкольников...

консультация для родителей "Роль художественной литературы в развитии речи детей"

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Художественная литература сопровождает детей с первых дней жизни. Слушая знакомую сказку, стихотворение ребенок переживает, волнуется вместе с гер...

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей раннего возраста»

Одним из самых эффективных средств развития диалогической речи, на  мой взгляд является использование народной педагогики. Приобщая детей к фольклору, мы знакомим их с окружающим миром через обра...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста"...