"Что делать, если у ребенка короткая уздечка языка?"
консультация на тему

Васькина Екатерина Михайловна

Достаточно часто родители упускают из виду такую аномалию развития как укороченная уздечка языка (анкилоглоссия). Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка и, что делать с такой особенностью анатомии? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korotkaya_uzdechka.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать, если у ребенка

короткая уздечка языка?

Уздечка языка представляет собой слизистую, идущую по средней линии нижней части языка и соединяющую его с мышцами, которые поднимают его вверх.

Короткая уздечка языка  – это врожденная аномалия, которая мешает нормальному движению языка во рту.  Данная патология может  мешать малышу сосать, провоцирует развитие различных стоматологических заболеваний, нарушает формирование правильной речи (является  частой причиной нарушения произношения звуков верхнего подъема языка: Р, Л, Ш, Ж, Щ, Ч). Также, ребенка с данной аномалией может беспокоить косметический дефект, постоянные надрывы уздечки, храп, обильное слюнотечение.

Достаточно часто родители упускают из виду такую аномалию развития как укороченная уздечка языка (анкилоглоссия). Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка и, что делать с такой особенностью анатомии?

Действительно, у разных людей подъязычная связка (уздечка) может быть разной длины. Если ребенок может высунуть язык изо рта и при этом его кончик не раздваивается, если он может облизать блюдце, поцокать языком, у него, скорее всего, длина подъязычной связки соответствует норме.

 Если Вы затрудняетесь самостоятельно определить состояние подъязычной связки Вашего ребенка, то обратитесь за консультацией к специалисту. Проводить диагностику и лечение короткой уздечки языка могут разные специалисты: хирург, стоматолог, ортодонт, логопед, отоларинголог.

Что делать, если вы знаете об аномалии развития подъязычной связки у вашего ребенка? Существует два пути решения проблемы с короткой уздечкой языка: растяжение подъязычной связки с помощью специальной артикуляционной гимнастики и логопедического массажа, который выполняет логопед  или оперативное вмешательство, которое проводит хирург.

Если Вы уже точно знаете об особенностях речевого аппарата вашего  ребенка, целесообразно как можно раньше начать упражнения по растяжению подъязычной связки, лучше это делать до 5 лет. Если подъязычная связка очень короткая, то на её растягивание может потребоваться приличное количество времени (до шести месяцев).

Помните, что чем старше ребенок, тем сложнее растянуть уздечку.

К сожалению, не всегда можно добиться желаемого результата артикуляционными упражнениями и растяжением подъязычной связки с механической помощью (логопедическими зондами и другими приспособлениями). И обращаться к хирургу по поводу усечения уздечки языка все-таки приходится. Процедура проводится под местной анестезией и занимает несколько минут.

С пластикой уздечек не стоит тянуть, поскольку, являясь мерой профилактической, она предотвращает возникновение других, более серьезных заболеваний.        Нуждается ли ваш ребенок в подобной процедуре, может определить лишь квалифицированный специалист. Поэтому слушайте рекомендации вашего логопеда. Если в достаточной мере растянуть подъязычную связку на логопедических занятиях и дома не удалось, следует обращаться к стоматологу-хирургу.

Артикуляционные упражнения для растягивания подъязычной связки.

«Иголочка»

Рот широко открыт. Губы в улыбке. Острый язык высунуть вперед и удерживать его в таком положение на протяжении 10 сек, повторить упражнение 3-4 раза.

«Маляры»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка (воображаемой «кистью») погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. Далее можно «покрасить стены» (щеки). Язык движется по щеке вверх-вниз.

«Чистим верхние зубки»

Улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки; Открыть рот шире. Контролировать, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Кончиком языка с силой потереть бугорки за верхними зубами изнутри из стороны в сторону:  ↔.

«Вкусное варенье»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.

«Качели»

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку ;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опус кается к нижней губе ;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой ;

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

 «Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

«Грибок»

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

«Гармошка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Так же для растягивания подъязычной связки очень полезно облизывать блюдце с вареньем, сгущенным молоком или мёдом, облизывать ложку. Лизать воображаемое эскимо, конфетку на палочки. Можно языком тянутся за конфеткой или ложечкой.

Эти же упражнения надо выполнять и после проведения операции: пластики (подрезания) подъязычной уздечки. После любой пластики уздечки (языка, губы) необходимо выполнять артикуляционные  упражнения, так как бывает такое, что уздечки срастаются и положение становится хуже, чем было до операции.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребенок путает или не запоминает буквы

Даны рекомендации родителям, как помочь детям в игровой форме быстрее запоминать буквы....

Консультация для родителей по теме:«Что делать, если у ребенка плоскостопие».

Консультация для родителей по проблемам плоскостопия....

Что делать, если у ребенка дизартрия?

Советы родителям, у которых ребенку поставили диагноз "дизартрия"...

Консультация "Что делать если у ребенка плоскостопие"

Стопа ребенка образована хрещями, может легко деформироваться. Плоскостопие считается одним из самых распостраненных заболеваний у детей.По статистике этот диагноз ставится каждому 3ему ребенку. ...

Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка? Подрезать ее или нет?

Эта презентация для родителей, которые хотели бы узнать как определить у ребенка достаточной ли длины его подъязычная уздечка; что делать, если уздечка короткая; подрезать ее или нет? В презентации пр...

Консультация для родителей "Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка"

Консультация для родителей "Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка"...