Особенности воспитания элементов самостоятельности у детей с синдромом Дауна
статья (старшая группа) на тему

Степанова Ирина Владимировна

В статье рассказывается о проблемах воспитания детей с синдромом Дауна, о привитиии навыков самостоятельности детям в дошкольном учреждении. О проблемах общения с детьми ОВЗ, взаимодействии со сверстникми  и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности воспитания элементов самостоятельности

у детей с синдромом Дауна

Выполнила:

Степанова Ирина Владимировна

 

Чебоксары, 2016

Содержание:

Введение

1. Особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

2. Формирование навыков самостоятельности у дошкольников с синдромом Дауна

3. Единство требований воспитания самостоятельности в семье и в ДОУ

4. Формирование навыков самостоятельности с синдромом Дауна

Заключение

Литература

Введение

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо начинать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным в зависимости от возраста и диагноза ребенка.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью; это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия. Если говорить о детях с ОВЗ, к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

Именно ближайшее семейное окружение:мама, папа, бабушка и дедушка - транслируют жизненные принципы и образцы поведения. Очень многое зависит от отношения родителей, от их веры в возможности ребенка и их безусловного принятия. Если не выдвигаются чрезмерные требования, перед ребенком не ставятся «поднебесные» задачи, а планомерно и очень терпеливо развиваются его личность и такие качества, как ответственность, настойчивость, любовь и терпение, можно говорить о начальном этапе становления самостоятельности.

Главный принцип воспитания самостоятельности детей с ОВЗ – идти от самого ребенка и его возможностей. Для этого необходимо присмотреться к нему, что у него получается, что может выполнить с помощью взрослого, а что сам: выбросить мусор, убрать игрушки, застегнуть молнию на куртке, умываться, и т.д.

Задача на начальном этапе – превратить унылое и рутинное действие в праздник и радоваться даже незначительным проблемам ребенка. Не относиться к его деятельности как к чему – то само собой разумеющемуся. «Помоги мне сделать это самому» - вот принцип воспитания самостоятельности.

  1. Особенности развития детей дошкольного возраста

с синдромом Дауна

 Какие же они, дети с синдромом Дауна?

Несомненно, такие дети по уровню интеллектуального развития отличаются от своих здоровых сверстников. Ранее было принято считать, что все дети с синдромом Дауна не поддаются обучению, так как им присуща тяжелая степень умственной отсталости. Как показывают современные исследования, действительно, практически все больные этой болезнью имеют отставания в интеллектуальном развитии. Однако интеллектуальный уровень пациентов внутри этой группы значительно различается и может варьироваться от незначительного отставания до тяжелой его степени.

Но все, же многие дети с болезнью Дауна в состоянии научиться ходить, говорить, писать, читать и делать практически все то, что могут их здоровые сверстники. Но для того чтобы достичь этого, родителям необходимо обеспечивать своим больным деткам соответствующие программы обучения и адекватную среду жизни.

Признаки и симптомы синдрома Дауна:

*90% новорожденных с синдромом Дауна имеют характерные внешние признаки. Такие дети похожи друг на друга, но совершенно не имеют сходства со своими родителями. Особенности внешности заложены в лишней хромосоме.

*Рост и вес ребенка несколько ниже среднего. Дети с синдромом Дауна рождаются ростом менее 45-50 см и весом до 3 кг.

*Короткая голова – брахицефалия 81%. Отдел черепа, где находится мозг, имеет малый продольный, но большой поперечный диаметр.

*Наличие третьего родничка в месте соединения костей черепа. При патологии крупные роднички, поздно закрываются, что связано с задержкой роста костей.

*Приплюснутый затылок 78%.

*Круглое уплощенное лицо у 90% новорожденных

*Монголоидный разрез глаз 80%. Наружные уголки глаз расположены выше внутренних – раскосые глаза. Третье веко или эпикантус складка, во внутреннем углу глаза. Часто встречается косоглазие, вызванное слабостью глазных мышц.

*Пигментные пятна по краю радужки «пятна Брушфильда». Пятна более заметны у людей с голубыми или серыми глазами. Они выглядят, как белые вкрапления, которые расположены в центре или по наружному краю радужки. Пятна достигают размера 1,5 мм и находятся на равном расстоянии друг от друга. Могут напоминать бусы. У кареглазых людей пятна имеют золотистую окраску и не выделяются на фоне радужки.

*Короткая широкая шея. На ней есть глубокая кожная складка.

*Крупный язык. Край языка постоянно высунут наружу, он не помещается во рту65%.

*Короткий нос 40%. Переносица широкая вдавленная.  Спинка носа тоже широкая

*Маленькие челюсти, аркообразное «готическое» небо. Оно выше и уже обычного. 58%

*Приоткрытый рот. Этот признак связан со сниженным тонусом мышц, закрывающих челюсть и особого строения неба 65%.

*Ушные раковины маленькие, деформированные, иногда несимметричные, мягкие и дряблые. Завиток расплющен, выступает противозавиток. Верхний край ушной раковины свисает. Мочки короткие, приросшие к шее. Ушные ходы узкие. В них скапливается сера и чешуйки эпителия.

*Конечности укорочены (по сравнению с длинной туловища) у 70% новорожденных. Из-за мышечной слабости они свисают, как тряпичные.

*Ладони широкие и короткие из-за укорочения средних фаланг пальцев.

*Мизинец искривлен. Он выгнут в сторону безымянного пальца у 60%

*Сандалевидная щель. Большой палец на ногах расположен на расстоянии от остальных пальцев. Под ним на стопе образуется складка.

*На ладони есть одна поперечная складка, образовавшаяся в результате слияния линий сердца и ума.45%

У 10 % новорожденных с патологией эти признаки могут быть слабо выражены. В то же время такие особенности внешности могут присутствовать у здоровых детей. Поэтому нельзя ставить диагноз «синдром Дауна» на основании одного или нескольких перечисленных симптомов.

При диагнозе синдром Дауна развитие ребенка имеет свои особенности. Так, речь появляется поздно и остается недоразвитой на протяжении всей жизни, понимание речи дается с трудом, словарный запас весьма скромный, часто наблюдаются звукопроизношения в виде дислалии или дизартрии.

Подобные сложности в освоении речи обусловлены снижением остроты слуха, маленькой полостью рта, пониженным мышечным тонусом. Также у больных деток узкие и маленькие ушные каналы, что отрицательно сказывается на умении слушать. Большое значение при развитии речи отводится тактильным ощущениям внутри ротовой полости. Больные с трудом могут распознать свои ощущения, плохо представляя, куда необходимо поместить язык для произношения звуков.

Зрительное восприятие у детей с таким диагнозом также развито неполноценно. Маленькие пациенты предпочитают избегать сложных изобразительных конфигураций и фиксируют свое внимание, как правило, лишь на единичных зрительных образах. Дети не в состоянии искать и находить детали, внимательно рассматривать конкретные предметы.

Несмотря на столь тяжелый интеллектуальный дефект, эмоциональная сфера остается сохраненной. Дети - дауны могут быть доброжелательными, послушными, ласковыми; они способны любить, обижаться, смущаться, но вместе с тем бывают и упрямыми, злобными раздражительными. Многие малыши любопытны и им присуща хорошая подражательная способность, что имеет большое значение для привития трудовых процессов и навыков самообслуживания. Уровень умений, которого способны достичь детки с таким диагнозом, может быть различным и зависит от генетических факторов и социальной среды малыша.

21-я дополнительная хромосома, являющаяся причиной развития даунизма, обуславливает возникновение некоторых физиологических особенностей, ввиду которых развитие ребенка происходит значительно медленнее, нежели у здоровых малышей.

Помощь таким детям должна оказываться с момента постановки соответствующего диагноза и до поступления ребенка в образовательное учреждение. Основная ее цель – обеспечение максимальной реализации возможностей ребенка, предупреждения развития вторичных нарушений, включение малыша в общий образовательный поток.

Хочется отметить, что дети с синдромом Дауна могут научиться многому, но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени и более труден, чем усвоение аналогичных знаний и умений обычным ребенком.

  1. Формирование навыков самостоятельности у дошкольников с синдромом Дауна

Малыши - дауны часто становятся воспитанниками дошкольного учреждения компенсирующего вида, созданного для деток с нарушениями интеллекта. Все занятия проводят квалифицированные педагоги, основываясь на общепризнанных методиках обучения и развития деток с нарушениями интеллекта.

В современное время все большую популярность приобретает инклюзивное, интегрированное воспитание и обучение в учреждениях образования (как школьных, так и дошкольных), которое предусматривает совместное пребывание здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, обеспечивая последним социальную адаптацию и специальные условия. При посещении ребенком - дауном интегрированных групп в детских садах в соответствии с его возможностями разрабатываются индивидуальные маршруты развития, составляются рабочие программы, что, несомненно, дает положительные результаты обучения.

Практический опыт и данные научных исследований красноречиво свидетельствуют о том, что трудности в социальной адаптации детей с особенностями развития в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков.

Умение заправить кровать, правильно и быстро одеться, почистить зубы, вымыть руки, накрыть на стол и помыть посуду, едва ли менее важны для ребенка с синдромом Дауна, чем способность читать, знание геометрических фигур или умение складывать дроби. Такие простые и обыденные навыки будут необходимы ему и в детском саду, и в школе, и тем более во взрослой жизни. И учиться всему этому важно своевременно, т.е. по возможности в том же возрасте, в каком аналогичные навыки осваивают дети с нормальным ходом психического развития. 

К числу основных навыков, обеспечивающих самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся:

1) навыки самообслуживания, т.е. умения:

-одеваться и раздеваться

-ухаживать за собой (чистить зубы, причесываться)

-пользоваться туалетом

-пить из чашки, есть ложкой и вилкой, намазывать ножом

-резать ножом

-купаться и умываться, мыть голову;

2) навыки ухода за домом, т. е. умения:

-накрывать на стол и убирать со стола

-мыть посуду

-расстилать и застилать кровать

-поддерживать порядок и чистоту в доме (подметать и мыть пол, выносить мусор, вытирать пыль, пылесосить)

-создавать и поддерживать уют в доме (ухаживать за комнатными растениями и др.).

Простое перечисление этих навыков уже даёт представление о том, насколько более независимым от окружающих становится ребенок, владеющий хотя бы половиной из них. Кроме того, то или иное достижение на пути к самостоятельности способно мгновенно поднять самооценку ребенка, повысить его социальный и психологический статус внутри семьи и детского коллектива, побудить к дальнейшим усилиям и новым достижениям.

Умения первой группы имеют непосредственное отношение к самому ребенку, напрямую ведут к самостоятельности и «взрослости», и учиться им проще. Вторая группа умений – для малыша нечто абстрактное, неочевидное, поэтому для их освоения требуется  дополнительная мотивация.

Необходимым условием занятий по развитию детей с синдромом Дауна и обучению их указанным умениям являются так называемые «подготовительные навыки» – базовые моторные и психические функции, лежащие в основе любой деятельности, такие как концентрация внимания (ребенок откликается на своё имя и выполняет простые указания, знает предметы быта по их названиям, выполняет действия с предметами по подражанию), общая моторика (ходьба по горизонтальной поверхности и по ступенькам, умение садиться на стул и вставать с него) и тонкая моторика (выполнение простых манипуляций с предметами, умение брать мелкие предметы двумя пальцами, манипуляции с водой). Приступать к обучению тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно владеет включенными в него подготовительными навыками. Например, обучать пользоваться ложкой можно лишь тогда, когда ребенок уверенно сидит за столом, крепко держит в руке предмет и манипулирует им по подражанию. Кроме того, какой-либо относительно простой уже усвоенный навык помогает приблизиться к отработке более сложного: умеющий умываться малыш легче научится мыть руки, т. к. он уже освоился в ванной комнате, научился включать и выключать воду, знает, что значит «сполоснуть», и т.д.

Процесс обучения овладению навыками более успешен, если он является систематическим, целенаправленным, учитывает особенности психофизического развития детей с синдромом Дауна (или другими особенностями развития), их жизненный опыт и осуществляется на положительном эмоциональном фоне с широким применением метода поощрения.

Как и почти во всём, при освоении навыков самообслуживания и личной гигиены ребенок с особыми потребностями нуждается в создании специальных условий. В данном случае оказываются важны такие мелочи, как высота стола и стульчика (при обучении навыкам самостоятельности при приёме пищи), резиновый коврик на дне ванны (при обучении умению мыться и принимать душ), удобная «ступенька» перед раковиной (при освоении умений умываться, чистить зубы и мыть руки), отодвинутые от стола стулья или табуреты (во время обучения накрывать на стол) и т.п.

Для использования инверсии необходимо прежде всего разбить тот или иной навык на шаги, звенья, т. е. отдельные операции, его составляющие. Например, умение мыть руки с мылом состоит из следующих операций:

  1. открыть кран
  2. взять мыло
  3. намылить руки
  4. положить мыло
  5. потереть руки
  6. сполоснуть руки
  7. закрыть кран
  8. взять полотенце
  9. вытереть руки полотенцем
  10. повесить полотенце на место

Следуя приёму инверсии, на первых занятиях по освоению навыка мытья рук взрослый осуществляет за ребенка действия с 1 по 9, поощряя ребенка выполнить операцию № 10 – повесить полотенце на место. Затем, продолжая делать за малыша все основные операции, он дает ему уже больше полномочий – предлагает самостоятельно вытереть руки полотенцем и повесить его на место. Продвигаясь в таком обучении, ребенок с каждым разом выполняет всё больше операций: уже знакомые и привычные и одну новую. Таким образом, достигается положительный результат всего процесса обучения, а постепенное увеличение цепочки операций становится своего рода реализацией принципа «от простого к сложному».

При обучении и отработке каждого конкретного навыка необходимо максимально облегчить ребенку первые шаги по его освоению, например:

*умение надевать носки лучше формировать на примере маминых или папиных шерстяных носков – больших по размеру и более удобных по структуре и форме;

*обучение расстегивать пуговицы с большим успехом пройдет с использованием пуговиц пальто (более крупных и податливых для пока ещё неловких пальчиков ребенка);

*научиться мыть руки малыш сможет быстрее, если кусок мыла будет подходящего для него размера;

*научиться самостоятельно пить из чашки ребенку проще с пластмассовой чашкой без ручки, достаточно узкой для того, чтобы он мог без труда обхватить её ладонями, или со стаканом;

*учиться пользоваться ложкой проще, используя пластмассовую тарелку, которая наполнена однородной пищей (кашей, пюре, маленькими кусочками чего-либо);

*осваивать преимущества вилки удобнее в паре с пластмассовой миской (не тарелкой), содержащей некоторое количество нарезанной на кусочки пищи;

*обучение самостоятельному приёму пищи пройдет с большим успехом и завершится победой, если ребенку будут предложены небольшие порции в нескользящей по столу посуде;

*скорее научиться накрывать на стол ребенку помогут разложенные на столе большие салфетки (по числу мест за столом) или даже большие листы бумаги с нарисованными контурами предметов сервировки;

*учиться снимать и надевать одежду проще сначала на примере коротких шортиков или трусов и футболки или кофты с короткими рукавами, т.к. длина брюк, длинные рукава являются фактором, осложняющим освоение навыка, и т.д.

Общее правило состоит в том, чтобы учить ребенка бытовым навыкам и самостоятельности на самом простом материале (крупном, удобном, безопасном) и в самых простых условиях, без дополнительных осложняющих факторов и неудобств.

  1. Единство требований воспитания самостоятельности

в семье и в ДОУ

Если у обычного малыша освоение бытовых и гигиенических навыков происходит как бы между делом и требует, как правило, лишь минимального внимания со стороны взрослого, то ребенку с синдромом Дауна необходимы именно «уроки» самообслуживания – специально выделенное для отработки навыков время, несколько минут обучения и повторения, свободных от отвлекающих стимулов и развлекающих соблазнов. Это связано в первую очередь с поведенческими особенностями детей (утомляемостью, эмоциональной лабильностью, нежеланием или неготовностью подчиняться общим правилам или сложившимися вследствие естественной гиперопеки и инфантилизации поведенческими стереотипами) и довольно низкой мотивацией к обучению рутинным бытовым навыкам  у всех детей.

Преодолению такого рода трудностей послужат определение и поддержание четких пространственных и временных границ, сведение к минимуму числа объектов и явлений, способных отвлечь внимание ребенка от предмета ваших общих усилий. Например, если вы поставили перед ребенком задачу научиться самостоятельно принимать душ или мыться, придется на время убрать даже любимого резинового утёнка и другие игрушки, сопровождающие ребенка в ванной, оставив их «на сладкое» в качестве стимула и желанной награды за труды.

Кроме того, серьезной проблемой может стать отличие требований, которые предъявляются к ребенку в семье разными взрослыми. Во избежание подобного рода разногласий и противоречий, способных осложнить путь ребенка к самостоятельности, всем взрослым  необходимо четко понимать, какими навыками и умениями ребенок владеет на данный момент, что уже сейчас он способен делать самостоятельно, и придерживаться во взаимоотношениях с ребенком  одинаковых требованиий к нему. Единство требований и настойчивость взрослых – важный элемент учебно-воспитательного процесса в целом и  особенно при обучении бытовым навыкам и самостоятельности.

Следующее важное правило обучения особого ребенка бытовым и гигиеническим навыкам состоит в том, что каждое занятие должно завершаться успехом. Неудача, сопровождаемая отрицательными эмоциями, может спровоцировать отказ от дальнейшего участия в обучении или нежелание выполнять уже почти освоенное действие. Поэтому при обучении малыша трудным и далеким от его увлечений операциям необходимо использовать разного рода поощрения и похвалу. Они сделают поначалу неинтересный и грозящий разочарованием процесс постижения нового привлекательным, позитивным, побудят с большим рвением продолжить обучение. В качестве поощрения могут использоваться материальные стимулы (любимые ребенком угощения, понравившаяся игрушка, просмотр мультфильма).

 При обучении более старших дошкольников вознаграждение может выражаться в наглядной, но абстрактной форме: жетоны, наклейки или «звездочки» в дневнике успехов ребенка, которые, превращаясь при суммировании в конкретное вознаграждение, являются отличным регулятором поведения и мотивации ученика.

Кроме того, естественно, прекрасной наградой за усердие и терпеливое внимание при освоении трудных задач являются нематериальные ценности человеческого общения – заинтересованное внимание, похвала, признание другими безусловных успехов ребенка. Вознаграждение советуют использовать сразу, как только ребенок совершил необходимую операцию.

Впрочем, похвала и награда желанны для любого ребенка, обучение детей с синдромом Дауна должно также учитывать их индивидуальные типологические особенности. Необходимо делать скидку на определенную инертность психических процессов, существенный латентный период между предъявляемой информацией и ответной реакцией ребенка. Продвигаться в обучении нужно медленно и маленькими шажками, начиная обучение с шага, следующего после тех, которые уже освоены ребенком, и переходить на следующий этап лишь тогда, когда ребенок к этому готов.

Нередко в ходе обучения бытовым навыкам и самообслуживанию используется физическая помощь ребенку со стороны взрослого – так называемый прием «рука в руке». Это уверенное и даже жесткое управление руками ребенка, при этом рука взрослого находится поверх руки малыша и ведет ее. Сам взрослый находился за спиной или сбоку ребенка, чтобы создать иллюзию самостоятельного выполнения. Считается, что физическая помощь в рамках оперантного обучения должна быть не болезненной, но достаточно неприятной, чтобы ребенок старался избежать подобной помощи, выполняя действия сам. Необходимо стараться побыстрее уменьшать подобную помощь, давая лишь толчок к действию и предоставляя ребенку возможность выполнить это действие самому, поощряя вначале за малейшее самостоятельное движение. Помощь может также предоставляться в виде указательного жеста или словесной подсказки.

И, ещё одно важнейшее правило, без которого невозможно научить особого ребенка чему бы то ни было, в том числе и выполнению тех или иных действий по самообслуживанию, личной гигиене и ведению быта, – это непрерывность учебного процесса. Ребенок должен всегда делать то, что он уже умеет, и получать минимальную помощь в том, чему ещё не научился в рамках конкретного навыка: например, если ребенок учится самостоятельно одеваться, не стоит делать это за него из-за спешки или нетерпения – это просто собьет его с толку и сформирует ожидание того, что его будут одевать всегда. В таком случае усилия взрослых по формированию данного умения натолкнутся на сопротивление или непонимание со стороны ребенка, а результаты обучения существенно отодвинутся во времени. Настойчивость и терпение – вот главные качества хорошего педагога.

  1. Формирование навыков самостоятельности с синдромом Дауна

Педагогами и психологами разработано множество различных методик, позволяющих развивать и эффективно обучать детей - даунов. И чем раньше были начаты занятия с малышом, то тем выше шансы добиться успехов. Основной дидактический принцип обучения таких детей - задействование различных каналов восприятия (органов чувств). Процесс познания будет идти достаточно медленно, а сами занятия должны быть приятными и интересными для ребенка.

Навыки самообслуживания и поведения в быту, вот чему в первую очередь необходимо учить ребенка с синдромом Дауна. Они не только обеспечивают самостоятельность и соответствующую возрасту независимость, но и служат развитию личности ребенка, способствуют повышению его самооценки и уверенности в себе.

Практический опыт и анализ научных исследований красноречиво свидетельствуют о том, что трудности в социальной адаптации детей с особенностями развития в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков.

К числу основных навыков, обеспечивающих самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся:

  1. навыки самообслуживания, т.е. умения: одеваться и раздеваться; ухаживать за собой (чистить зубы, причесываться); пользоваться туалетом; пить из чашки, есть ложкой и вилкой, намазывать ножом; резать ножом; купаться и умываться, мыть голову.
  2. навыки ухода за домом, т.е. умения: накрывать на стол и убирать со стола; мыть посуду; расстилать и застилать кровать; поддерживать порядок и чистоту в доме (подметать и мыть пол, выносить мусор, вытирать пыль, пылесосить); создавать и поддерживать уют в доме (ухаживать за комнатными растениями и др.).

Кроме того, то или иное достижение на пути к самостоятельности способно мгновенно поднять самооценку ребенка, повысить его социальный и психологический статус внутри семьи и детского коллектива, побудить к дальнейшим усилиям и новым достижениям.

Необходимым условием обучения ребенка указанным умениям являются так называемые подготовительные навыки – базовые моторные и психические функции, лежащие в основе любой деятельности, такие как концентрация внимания (ребенок откликается на свое имя и выполняет простые указания, знает предметы быта по их названиям, выполняет действия с предметами по подражанию), общая моторика (ходьба по горизонтальной поверхности и по ступенькам, умение садиться на стул и вставать с него) и тонкая моторика (выполнение простых манипуляций с предметами, умение брать мелкие предметы двумя пальцами, манипуляции с водой). Приступать к обучению тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно владеет включенными в него подготовительными навыками.

Как и почти во всем, при освоении навыков самообслуживания и личной гигиены ребенок с ОВЗ нуждается в создании специальных условий. Важна, даже такая мелочь, как: высота стола и стульчика (при обучении навыкам самостоятельности во время еды), резиновый коврик на дне ванны (при обученииумению мыться и принимать душ), удобная «ступенька» перед раковиной, отодвинутые от стола стулья или табуреты (во время обучения накрывать на стол) и т.д.

Заключение

При обучении умениям, предполагающим выполнение цепочки отдельных действий и операций, всегда идущих в определенной логически выстроенной последовательности, наибольшую эффективность демонстрирует методика с использованием приема инверсии. Инверсия преследует цель облегчения освоения ребенком того или иного навыка путем сокращения количества звеньев (цепочки операций), предлагаемых ему для усвоения на каждом этапе обучения. Используя инверсию, взрослый на начальном этапе обучения выполняет практически всю необходимую цепочку операций самостоятельно, оставляя ребенку лишь завершающий шаг и закрепляя его раз за разом. Следующий этап обучения заключается в присоединении к уже освоенной операции той, что предшествует ей в цепочке действий, составляющих данный навык, и закреплении уже двух последних шагов. Постепенно взрослый, делая за ребенка все меньше операций, подводит его к полностью самостоятельному выполнению всей цепочки действий.

Помощь предоставляется в виде указательного жеста или словесной подсказки. Еще одно важнейшее правило, без которого невозможно научить особого ребенка чему бы то ни было, в том числе и выполнению тех или иных действий по самообслуживанию, личной гигиене и ведению быта, – это непрерывность учебного процесса.

Ребенок должен всегда делать то, что он уже умеет, и получать минимальную помощь в том, чему еще не научился в рамках конкретного навыка: например, если ребенок учится самостоятельно одеваться, не стоит делать это за него из-за спешки или нетерпения – это просто собьет его с толку и сформирует ожидание того, что его будут одевать всегда. В таком случае усилия взрослых по формированию данного умения натолкнутся на сопротивление или непонимание со стороны ребенка, а результаты обучения существенно отодвинутся во времени. Настойчивость и терпение – вот главные качества педагога.

Такие дети должны получить помощь в осознании того, что они любят и не любят, что такое хорошо и что такое плохо, чего от них ждут окружающие, где границы их возможностей. Все это они могут усвоить, только подробно проживая все возникающие жизненные  ситуации. Для этого очень важен развернутый эмоциональный подробный комментарий взрослого.

Т.о., воспитание навыков самостоятельности у детей с синдромом Дауна – процесс долгий, но закономерный, требующий огромного терпения и настойчивости, как от педагога, так и от родителей.

Литература:

  1. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1991.
  2. Ребенок с синдромом Дауна. Первые годы: новое руководство для родителей/ под ред. Сыозан Дж. Скаллерап / пер. с англ. О. К. Васильевой, М. Л. Шихиревой. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2009.
  3.  Патриция С. Уиндерс. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ал», 2003. - 288 с

:

Интернет-источники

- http://med-tutorial.ru/med-books/book/90/page/5-chast-v-osobie-sluchai/101-deti-s-sindromom-dauna

- http://www.sqlapp.ru/o-detyax-s-sindromom-dauna/

- http://detectivebooks.ru/book/30486189/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»

Опыт связан с системой занятий по развитию речи у  детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...

Особенности развития и обучения детей с синдромом Дауна.

Как много возниккает вопросов у педагогов и родителей о воспитании и развитии детей с синдромом Дауна. Как проводить занятия с такими детьми учитывая их индивидуальные особенности....

Особенности развития детей с синдромом Дауна.

Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии....

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.

В материале рассмотрены различные программы ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна....

Особенности развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.

Когда мы говорим "мелкая моторика", мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук.Мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы, едим ложкой, отщипываем кусочек хлеба, пише...

Особенности развития и обучения грамоте детей с синдромом Дауна

В учебно-методическом пособии приводятся общие сведения об особенностях психического и интеллектуального развития детей с синдромом Дауна, рассмотрены подходы к обучению таких детей грамоте. Социально...