Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika_v_razvitii_kononchuk.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Занимательная математика в развитии

логического мышления

дошкольников»

        Логика – наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, рассматривающих определенные способы доказательств и опровержений. Основателем логики считается Аристотель.

        Мышление – высшая степень человеческого познания. оно позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной степени познания.

Период дошкольного детства относительно всей жизни недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное. Велик поток информации, который обрушивается на маленького человечка. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть большой предмет, чтобы получилось несколько одинаковых фигурок из бумаги, необходимо сложить полоску бумаги определенное количество раз… И многое другое.

Таким образом, умственное воспитание тесно связано с сенсорным воспитанием, т.е. умением видеть слышать, осязать. Воспринимать окружающий мир, формировать чувственные познания на основе развития ощущений и восприятия – все это сенсорное воспитание, значение которого в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Заборожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, - одна из основных сторон дошкольного воспитания. И развитие логического мышления невозможно без усвоения ребенком сенсорных эталонов:

- основных цветов спектра: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового;

- геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника;

- величин предметов по следующим признакам:

большой - маленький, толстый – тонкий, высокий – низкий, широкий – узкий.

        Работа по усвоению сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, который осуществляется на притяжении всего дошкольного возраста и продолжается в школе.

Ребенок должен не только видеть и слышать, но и действовать с предметами – ощупывать, производить различные движения: переставлять их влево, вправо, собирать вместе, отбирать по размеру, цвету, форме. Он стремится внести порядок в свои разрозненные знания о мире. Как отмечал К.И. Чуковский, ребенок пытается применить имеющийся у него жизненный опыт к пониманию новых для него явлений, пытаясь вывести некую закономерность.

Необходимо бережно относиться к таким высказываниям ребенка (если фигура похожа на носовой платок, это четырехугольник), не иронизировать, не смеяться: нетактичность взрослого может затормозить мыслительную активность ребенка, которая имеет поистине бесценное значение для его развития. Ученые отмечают, что, оберегая ребенка от необходимости осмысливать окружающий мир, мы наносим непоправимый ущерб: способствуем развитию интеллектуальной пассивности. Ведь зачастую многое из того, что было упущено в детстве, невосполнимо.

Взрослые часто спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает, как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Надо ли заставлять заниматься математикой. если ему это скучно? Но ведь умственное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношений, способах действий. И если представления не задели чувственной сферы ребенка (интерес, любопытство, чувство радости от результатов работы), включается механическое, формальное запоминание, которое имеет ограниченные возможности применения знаний. Перенос их в аналогичные ситуации производится с трудом, а в нестандартные- становится вообще невозможным.

Поэтому основные наши усилия должны быть направлены на то, чтобы воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания, самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей и получать удовольствие от самого процесса. Поэтому и задача педагога сделать так, чтобы труд дошкольника в познании математики был интересен и доступен. Поскольку основная деятельность детей – игра, поэтому и познание математики должно иметь занимательный характер.

«Приохотить ученика к учению – гораздо более достойная задача учителя, чем приневолить его» - писал К.Д. Ушинский.

Для решения этой задачи используются различные приемы, в том числе игровые.

Занимательный математический материал служит одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность. усидчивость, конструктивные умения.

Многообразие занимательного математического материала дает основание для его классификации. Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем три основные группы:

1. развлечения;

2. математические (логические) игры, задачи, упражнения;

3. дидактические игры и упражнения.

Основаниями для выделения таких групп служат характер и назначение материала того или иного вида.

К математическим развлечениям относятся головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников"

В данной статье представлен материал  из опыта работы Зюзько Раисы Ивановны, воспитателя  МДОАУ д/с № 20 г. Свободного....

Консультация для родителей "Роль занимательной математики в развитии логического мышления ребенка".

ВведениеГлава 1. Теоритические аспекты развития логического мышления у детей с ОНР средствами занимательной математики.1.1 Психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста с...

Методическая разработка "Роль занимательной математики в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР".

ВведениеГлава 1. Теоретические аспекты развития логического мышления у детей с ОНР средствами занимательной математики.1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста ...

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»...

"Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников" - выступление на конференции

«Приохотить ученика к учению - гораздо более достойная задача учителя, чем приневолить его»К.Д.Ушинский Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок вырос физически здоровым, грамотным, ...

Консультация для родителей "Конструирование как средство развития логического мышления дошкольников"

Консультация предназначена для родителей дошкольников. Она поможет в работе воспитателя с родителями воспитанников объяснить им важность и значимость конструирования как средства развития логического ...