Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
консультация (младшая группа) на тему

Смолина Юлия Геннадьевна

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Задачи мастер-класса:

  1. познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;
  2. познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
  3. создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире. 

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

1. Игра «Песочница» на кухне. Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

2. Игра «Мозаика из пробок». Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

В таких играх  закрепляется  формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

3. Игра «Шагаем в пробках». Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.   

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы. 

4. Пальчиковая гимнастика.

Устали пальчики от такой ходьбы?! Им тоже надо отдохнуть. Мы предлагаем сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.         

Смена рук.

Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать…что?

Яблоко! А ещё?

5. Игры с крупами. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения  и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё  руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая: 

Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи. 

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно  предложить отделить маленькое от большого – опять таки её Величество Сенсорика! А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!

Мы сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! 

Упражнение с бельевой прищепкой.

Бельевой прищепкой (проверяем её, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха:

“Сильно кусает котёнок глупыш,
Он думает это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: “Кыш!”.

Упражнение с бельевыми прищепками.

Натягиваем верёвку на уровне плеч ребёнка и даём ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребёнок цепляет прищепку к верёвке:

“Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину верёвку”.

Упражнение с круглой щёткой для волос.

Берём круглую щётку для волос. Катаем щётку между ладонями, приговаривая:

“У сосны, у пихты, у ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник”.

Упражнение с подносом.

Берём яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпаем по подносу любую мелкую крупу. Проводим пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем позволим малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны и т.д.).

Упражнение с пуговицами.

Подбираем пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываем рисунок сами, затем просим малышей сделать тоже самостоятельно. После того как дети научатся выполнять задание самостоятельно, предложим им придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Массаж кистей рук, способствующий снятию напряжения, тревожности.

Когда движения кисти стали уверенными, точными, можно переходить к следующему этапу, направленному на развитие различных типов захватывания – кулаком, щепотью, умение выполнять различные действия пальцами (расставлять, сжимать пальцы вместе, выделять один палец). Отрабатывается согласованная работа обеих рук детей с помощью игр с использованием пальчикового бассейна, (“Спрячь руки!”, “Найди игрушку!”); пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением; игр с песком; пособия “Сортировщик”; тренажеров с пробками; сюжетно-ролевых игр; трудовой деятельности; игр с магнитами; упражнений на проталкивание; упражнений на шнуровку; упражнений с водой.

Используя интерес малышей к играм с водой, проводятся такие упражнения: “Вылови из воды” (ребенку предлагается выловить ситом игрушку, которая плавает), “Не пролей” (переливание воды), “Что на дне?” (предлагается найти на дне камешки и другие тонущие предметы) и т.п. 

Таким образом, происходит активная тренировка пальцев, которая необходима для следующей игры “Зеркально-песочное царство”. В этой игре используется не только песок, но и муку, соль, особенно для отображения зимних историй. Для игры берётся коробка, на дне которой лежит зеркало и насыпана мука. Дети пальчиком водят по муке, рассыпанной на зеркале. При этом они видят в зеркале своё отражение, что очень радует их. Использование этого приёма способствует обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе творческого рассказывания. 

Для совершенствования тонких движений кисти, используем пособие “Сортировщик”. С ним проводится несколько вариантов упражнений: разложить пальчиками бусины в ячейки палитры; рассортировать мелкие фрукты-овощи по контейнерам нужного цвета (“Собери урожай”); разложить щипцами для сахара цветные предметы (ракушки, камешки, бусины) в банки нужного цвета; перебрать пуговицы, отбирая нужные по цвету или размеру и т.п.

Ежедневно провожу с детьми пальчиковую гимнастику, чтобы корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренировать точность двигательных реакций. Упражнения подбираются таким образом, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Также в работе по развитию мелкой моторики используются и сенсорные тренажеры с пробками, предложенные Е.В.Полозовой. Основное отличие этих тренажёров от дидактических пособий в том, что с их помощью происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная деятельность. Работа с такими тренажёрами включается в игровую деятельность.

Вначале используются тренажеры с малым количеством пробок. При овладении моторными навыками количество пробок увеличивается. Тренажеры применяются на занятиях по продуктивной деятельности, развитию речи, широко используются в самостоятельной деятельности детей. Играя с тренажерами, малыши проявляют эмоциональность и отзывчивость.

Благодаря развивающим тренажерам, осуществляется не только сенсорное развитие, но и формируется наглядно-образное мышление. С помощью тренажеров отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку. Выполняя ежедневные тренировки, меняя мотивацию игровой деятельности, педагогу удаётся подвести детей к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособиям.

Для развития соотносящих действий дети совмещают предметы и их части, совершенствуя ловкость рук. Предлагаем детям собирать разборные игрушки (башенки, матрешки, пирамидки и т.д.), играть с тренажерами из пуговиц, пробок, прищепок, выполнять упражнения в пальчиковом бассейне, с пластилиновой доской, нанизать бусины.

Когда ребёнок научился легко совмещать предметы и их части, движения рук стали скоординированными, переходим к развитие подражательных движений рук, которые лежат в основе формирования многих полезных навыков ручных действий.

Учитываем поставленную задачу на развитие умения складывать пальцы для захвата предметов разной формы подходящим для этого образом; совершенствование умения действовать каждым пальцем самостоятельно, по подражанию; умения хватать щепотью; умения выполнять действия, способствующие развитию навыков самообслуживания (расстегивать и пытаться застегивать пуговицы, продевать шнурки, расстегивать и застегивать “молнию”).

Для достижения этих целей проводятся игры с шариками, тренажерами и сюжетными модулями на разные виды застежек, игры с песком и водой, массаж с помощью бытовых предметов и природного материала. Отработка подражательных движений рук проводилась в продуктивной, трудовой деятельности, в процессе самообслуживания.

Организуя деятельность детей на прогулке, предлагаю выполнять действий с палочками, цветными льдинками, снегом – упражнения “Снежная фантазия” (выкладывание снежинок из палочек), “Ледяной узор” (из цветных льдинок на снежных постройках), “Отпечатки на снегу” (рисование палочкой на снегу), “Игры со снегом” (лепка снежков, метание в цель, изготовление построек из снега).

Зная, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности движений (что-то брать, вставлять, завязывать, застегивать и т.д.), предлагаю сначала обучение с простых упражнений: развязать, расстегнуть, отлепить и т.п. Для выполнения таких упражнений используем сюжетный тренажер – рамку с различными видами застежек, включёнными в единый сюжет. Количество и сложность застежек зависит от возраста детей и их умелости. Тренажёр – рамка перенесена в новую плоскость – вертикальную, что гораздо ближе к реальности. При этом рамка оказывается на виду и не занимает отдельного места, наоборот, вносит дополнительный декоративный штрих в оформлении группы.

В своей работе учитываю гендерный подход. Если тренажёр – рамка с застёжками больше привлекает девочек, то для мальчиков был изготовлен специальный тренажёр с замками, который обыгрывается сказочными сюжетами. Например: освободить медвежонка из чулана Бабы Яги, но для этого нужно выполнить все задания на тренажёре (справиться со щеколдой, дверной цепочкой, дверным крючком и, наконец, самостоятельно с помощью ключа открыть замок.)

Многие задачи решаются с помощью пособия “Пальчиковый бассейн”. В зависимости от наполнения развивается не только мелкая моторика, но и память, внимание, сообразительность, усваивать знания о цвете, геометрических фигурах и т.д.

Далее, развиваем тактильные ощущения пальцев рук с помощью игр и массажа с природным и подручным материалом; пальчиковых игр; упражнений в пальчиковом бассейне; игр с песком и водой в ходе, игр – занятий, продуктивной деятельности и самообслуживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Сенсорное развитие детей в домашних условиях".

Игры и занятия для малышей по развитию мелкой моторики с подручными материалами ( прищепки, крупы, пробки, макароны и т.д.)...

Мастер-класс для родителей "Сенсорное развитие детей в домашних условиях"

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в дома...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Материал позволяет помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольн...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» для детей раннего возраста.

Задачи мастер-класса:• познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;• познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и ра...