Предупреждение трудностей в исследовательской деятельности у старших дошкольников.
консультация (подготовительная группа) на тему

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности становится важнейшей задачей современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_sobraniyu.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

            Традиционное обучение в нашей стране строится преимущественно на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин, а методы самостоятельного,  творческого исследовательского поиска, к сожалению уходят на второй план. Поэтому у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. И это не удивительно, ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании» (В.Т. Кудрявцев). Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. Что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребенка, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а следовательно, и саморазвития.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.  

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Он входит в арсенал методов обучения, применяемых педагогом, но современная ситуация требует не простого фрагментарного использования исследовательского метода, а его доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами.  

         Что понимается под исследовательским методом обучения? 

- подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.

     К четырем годам ребенок входит в возраст «почемучек»: он задает вопросы и настойчиво, с помощью взрослого и самостоятельно, ищет на них ответы. Задача взрослого, и не только педагога, не отпугнуть и не отмахнуться от ребенка, а помочь ему найти ответ на интересующие его вопросы, и тем самым расширить кругозор, обогатить словарный запас дошкольника.

     Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности и учитывать его возрастные особенности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы – сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

      В помощь педагогу и родителям  были выявлены основные этапы процесса исследования:

1этап. Выявление проблемы.

Например, ребенок задает вопрос: Почему цветы пахнут?

2этап. Формулирование гипотез (предположений). Взрослый зачастую и сам не знает как ответить на тот или иной вопрос, и в то же время должен дать шанс ребенку подумать.

На данном этапе важно, чтобы дошкольник  самостоятельно  пробовал высказывать свои предположения, пускай даже если они будут самые фантастические.

Например: ребенок может сказать, что цветы пахнут, потому что они просто красивые. Важно выслушать ребенка и предложить проверить его гипотезу.

3этап. Сбор информации: наблюдения, опыты, эксперименты, сбор информации из различных источников (книга, телепередача, интернет и даже узнать у другого человека, например у бабушки или дедушки).

Например из книги,  которую ребенок прочитал вместе со взрослым, дошкольник узнает, что на лепестках цветов находятся масла, при испарении которых, мы ощущаем цветочный аромат. Это частицы масел переносятся по воздуху и попадают к нам в нос.

4этап. Обобщение полученных данных и вывод.

Опять же важно, чтобы ребенок из всей полученной информации, самостоятельно нашел правильный ответ на вопрос и сделал свое умозаключение.

     Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, и его нелегко использовать в образовании.

   Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребенку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

     Таким образом, применяя методику исследовательского обучения  мы развиваем различные умения и навыки, такие как

-умения видеть проблему и задавать вопросы,

-умения выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,

-умения наблюдать, классифицировать, экспериментировать, структурировать материал, делать выводы и умозаключения.

     Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его познавательного, личностного и социального развития. Оно особенно важно сейчас, когда возникают принципиально новые области и виды деятельности, а ранее усвоенные правила и алгоритмы поведения оказываются малоприменимыми. От нашего понимания феномена исследовательского поведения и отношения к нему, его стимулирования у ребенка или противодействия, зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и вероятность их физического выживания в условиях новизны и неопределенности.

 

Я бы хотела познакомить с некоторыми заданиями и играми, которые позволят развить у дошкольника исследовательские умения и навыки, такие как: видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, давать определения понятиям, классифицировать, экспериментировать, делать выводы.

№1   Игра «Отгадай мою загадку».

Цель: развитие умения задавать вопросы.

Один из участников выступает в роли ведущего. Он выбирает любую вещь из комнаты и запоминает её. Дети с помощью вопросов к ведущему пытаются угадать то, что он загадал.

Условие: ответы ведущего «да» и «нет». 

№2  Цель — развитие умения выдвигать гипотезы, творческого воображения.

Содержание: педагог говорит: «Наступает ночь. Вы ложитесь спать, засыпаете. Но не все спят. Именно ночью оживают наши вещи. Они разговаривают между собой, делятся впечатлениями о прошедшем дне». Затем педагог предлагает подумать, о чём разговаривают вещи, когда дети спят. Поощряются наиболее интересные и оригинальные идеи.

№3   Цель: развитие дивергентного мышления.

Задание: найдите причину события.

1.   Нам позвонили соседи с нижнего этажа.

2.   Люди на улице стали одеваться теплее.

3.   Город озарился вспышками огней.

4.   Утро было солнечным и весёлым.

5.   Фонарный столб закачался и упал.

№4  Цель: развитие умения давать определения понятиям.

Содержание:  Ребенку предлагаются картинки

Например: корова – слон, попугай – синица, осенний лес – детский сад и др.

Задание: найти как можно больше сходства в картинках.  

Выполняя данное задание у ребенка развивается умение давать определения понятиям, конкретизируются знания по теме животные и по теме птицы, развивается диалогическая речь. Дошкольник  тренируется в составлении предложений.

Таким образом,  выполнение подобных игр и заданий является эффективным в процессе развития дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тЕма моего исследования " Способы организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром"

В презентации описана моя работа по исследовательской деятельности в ДОУ со старшими дошкольниками. Данный материал был представлен на конкурсе молодых педагогических работников применяющих в своей р...

Творческая работа на тему: «Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников»

Данная творческая работа знакомит с методикой организации исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте....

Проект опытно-исследовательской деятельности для старших дошкольников "Огород на окошке"

Тема проекта: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром, привитие трудовых навыков.Цель проекта: Развивать интерес к исследовательской деятельности в процессе выращивания рас...

Мастер-класс "Современные формы и методы развития познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников"

В мастер-классе представлены современные формы и методы развития ПИД у старших дошкольников: коллекционирование, "Река времени", "Путешествие по карте", метод проекта. Данное взаимодействие педагога с...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками "Путешествие к Винни-Пуху"

В данном конспекте легко и доступно  раскрывается проблемная ситуация, которую воспитатель вместе с детьми может решить с помощью игры и сказки, применяя свои знания в области математики....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Помоги фокуснику» в форме «квест»

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.Задачи:1.      Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятель...

Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе проведения опытов.

В данной публикации описано, как с помощью опытов и экспериментов развивать исследовательскую деятельность в старшем дошкольном возрасте....