Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика как основа развития мелкой моторики руки ребенка"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Куртаева Галина Владимировна

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx10.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

  1. «Пальчиковая гимнастика как основа развития мелкой моторики руки ребенка.»

  В настоящее время предлагается множество путей развития дошколят. И родители,и педагоги могут выбирать их сами.

  Что же должен знать и уметь ребенок,чтобы обучение стало успешным? Как его этому научить,не перегружая неокрепший организм?

  Хотелось бы обратить внимание на такое простое в изучении и применении средство,как развитие мелкой моторики.

  Тонкая моторика-основа развития,своего рода локомотив всех психических процессов,включая память,внимание,восприятие,мышление и,конечно же,речь.

  Управление движениями пальцев-сложный процесс для детей дошкольного возраста. Для того чтобы научить ребенка,взрослому необходимо овладеть технологией обучения(«технология»-искусство учить,воздействовать,взаимодействовать).

  Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем же заниматься с ребенком первого года жизни? Целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера,используя данный от природы хватательный рефлекс. Очень полезно массировать малышу пальчики,воздействуя тем самым на активные точки,связанные с корой головного мозга.

  В 5 месяцев ребенок может относительно долго лежать на животе,поднимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Эти умения можно использовать для развития исследовательских движений руки.

  С6-7-ми месяцев массаж можно увеличить до 2-3-х минут, задействуя каждый пальчик, каждую его фалангу. Также в этом возрасте необходимо развивать целенаправленные движения рук к предмету,умение захватывать и притягивать его к себе.

  С того момента,когда у ребенка возникает целенаправленные действия захватывания,удержания предмета,все упражнения начинают носить активный характер. В действиях малыша можно выделить две стороны:техническую(как совершать действие) и смысловую (для чего совершается). Задача взрослого-активизировать эти движения.

  В возрасте 8-10 месяцев малыш начинает выполнять более тонкие движения пальцами: манипулирует с коробочками разной формы, крышками, собирает игрушки в мешочек. Выполнение таких действий очень полезно и для развития глазомера.

  С 10-месячного возраста проводят активные упражнения с вовлечением в движения все больше пальцев, с достаточной амплитудой. Малышам можно давать катать деревянные шарики различного диаметра,бусы,шарики из пластилина. Можно заниматься конструированием из кубиков,собирать различные пирамидки,перекладывать карандаши,пуговицы.

  В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания:застегивание пуговиц,завязывание и развязывание шнурков.

  Хорошую тренировку для пальцев рук дают народные игры-потешки.

                               

                                     Сорока-белобока

                                     Кашку варила,

                                     Деток кормила:

                                     Этому дала,(4 раза)

                                     А этому не дала:

                                     «Ты дров не рубил,

                                     Воды не носил-

                                       Тебе ничего нет!»

  Детям предлагается загибать пальчики и правой,и левой рук. Начинают использовать игры-вкладыши,матрешки,волчки,мозаика.

  Приступая непосредственно к проведению пальчиковой гимнастики,нужно помнить о дидактических принципах:систематичности и последовательности,активности и самостоятельности,постепенности,наглядности.

  Руководствуясь принципом активности и самостоятельности,взрослый добивается того,чтобы дети поняли смысловое содержание,вышли на двусторонний контакт речевого и эмоционального взаимодействия.

  Знакомя детей с новой пальчиковой игрой,произносить текст нужно медленно,четко,но в то же время эмоционально. Движения,совершаемые пальчиками,показывать так,чтобы видели все дети. Показ- основной метод принципа наглядности- очень важен в работе с детьми.

  При правильном показе дети проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям взрослого,особым образом реагируя на его голос,настроение,мимику. Это не только способ поддержания внимания,активности,но и возможность удовлетворения их познавательной потребности.

  Фольклор-одно из действенных и ярких средств народной педагогики. Малые фольклорные формы,сопровождающие некоторые упражнения,очень динамичны. Каждая строка несет определенное смысловое содержание. Поэтому,если ребенок не понял первой фразы,следующая ничего не разъяснит. Теряется нить понимания.

  Принцип систематичности и последовательности-основа построения наиболее оптимальной структуры обучающего материала. В результате дети реже допускают ошибки,быстрее исчезают скованность,напряженность при знакомстве с новым видом движения,координация становится четче.

  Системность проявляется в связи физического воспитания с нравственным, умственным, эстетическим, трудовым.

   Воспитание звуковой культуры речи.

                        А у кошки ушки на макушке,

                        Чтобы лучше слышать мышь в норушке.

  Закрепление количественного счета.

                        Повстречались два котенка:»Мяу, мяу!»

                        Два щенка:»Ав, ав!»

                        Два жеребенка:»И-го-го!»

                        Два тигренка:»Р-р-р-р!»

                        Два быка:»Му-у-у!»

                        Смотри какие рога!

  Трудовое воспитание.

                        Листья падают в саду,

                        Я граблями их смету.

  Как и большинство народных игр, пальчиковые игры несут в себе нравственное начало: учат быть добрыми,отзывчивыми, решительными. В игровой форме до детей может быть донесено богатство традиций, жизненного уклада,житейских заповедей.

  Старшие дошкольники уже способны видеть красоту движений. Сравнивая свой результат с показом взрослого, с образцом, ребенок может корректировать изображение, добиваясь правильного выполнения, красоты движения.

  В основе принципа последовательности лежит преемственность. При этом текущая задача опирается на предыдущую и создает предпосылки для последующей.

  Двигательное умение- степень владения двигательным действием-последовательно переходит в навык. Сформированные ранее навыки могут облегчить формирование нового. Положительный перенос происходит в том случае, когда в технике выполнения движения есть сходство. Это надо учитывать при подборе упражнений пальчиковой гимнастики.

        Упражнение «Курочка»

                       

Курочка- прыг на крыльцо:      Большой и указательный пальцы образуют «глаз», остальные

«Я снесла тебе яйцо!»               накладываются друг на друга.

       

  Освоив это упражнение,дети легко справляются с освоением следующего упражнения.

        Упражнение «Петушок»

Петушок стоит весь яркий,       «Глаз», как в предыдущем упражнении, остальные                   

Гребешок он чистит лапкой.      растопырены и подняты вверх.                                 

  Если отсутствует подкрепление, двигательный навык разрушается. Это выражается в качественном ухудшении действия. Поэтому необходимо закрепление навыка.

  Правила принципа последовательности: «От легкого к трудному», «От простого к сложному».

  «От легкого к трудному»- это такая последовательность, при которой обучение начинается с упражнений, требующих небольших затрат сил, но с последующим их увеличением.

 Где же наши пальчики?               Пальцы сжаты в кулак, пальцы растопырены в стороны.

 Вот они!

 

         Более трудное:

 Пальцы прячу в кулачок-            Ритмично сжимать и разжимать пальцы.

 Вот так чудо- сундучок!

         Правило «От простого к сложному» предусматривает возрастающую структурную сложность ( координационную).

 Лодочка плывет по речке,            Ладони поставлены на ребро, пальцы прижаты.

 Оставляя на воде колечки.

         Более сложное:

 Пароход плывет по речке,            Ладони поставлены на ребро, большие пальцы подняты

 И пыхтит он,словно печка.           вверх.

  Нужно стараться выполнять упражнения как правой,так и левой рукой, стараясь вовлекать все пальчики.

  После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы, потрясти кистями рук. Пальцы лучше нагружать равномерно. Добиваться, чтобы все знакомые упражнения выполнялись ребенком легко, приносили радость.

  Когда ребенок освоит выполнение фигурок, можно разыгрывать небольшие сценки, придумывать сказки.

  Комплекс пальчиковой гимнастики содержит от 3 до 5-6 упражнений, близких по смыслу. Начальные упражнения комплекса подготавливают, разогревают пальчики для выполнения более сложных движений. Длится весь комплекс 2-3 минуты и заканчивается упражнениями на расслабление.

  Проводить пальчиковую гимнастику можно как в утренние, так и в вечерние часы, включать в физкультминутки, занятия по физическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики руки ребенка.

Как показывает практика, проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики руки, дети начинают хорошо владеть карандашом и ручкой, у них появляется устойчивое , сосредоточенное внимание, восп...

презентация "Развитие мелкой моторики руки ребенка"

Использование нестандартного материала для развитие мелкой моторики руки ребенка в совместной деятельности воспитателя и детей,в разных образовательных областях....

Консультация для родителей Почему так важно развитие мелкой моторики руки ребёнка?

Консультация   для  родителей  Почему так важно развитие мелкой моторики руки ребёнка?...

Консультация для родителей на тему: "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей"

Дети, у которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше будут развиты пальчики малыша, тем ...