Консультация для воспитателей "Использование игр и упражнений в работе с гиперактивными детьми"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Озерова Стелла Витальевна

Воспитателю, так же, как и родителям, отводится ведущая роль в процессе адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе. Чтобы успешно справиться с этой ролью, взрослому необходимо помнить, что поведение гиперактивного ребенка: его повышенная активность, импульсивность в поступках и в выражении чувств – это не «вредность» и «невоспитанность», а результат особенностей функционирования его нервной системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Золотой ключик»

г. Славянск-на-Кубани МО Славянский район

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»

Педагог-психолог: С.В. Озерова

г. Славянск-на-Кубани

2015

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Золотой ключик»

г. Славянск-на-Кубани МО Славянский район

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»

Цель: повысить уровень психологических компетенций педагогов детского сада по проблеме организации работы с гиперактивными детьми.

Задачи:

- познакомить педагогов МАДОУ д/с к/в № 15 г. Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район с понятием «Гиперактивный ребенок» или «гиперактивность» и особенностями функционирования высших психических функций у детей, характеризующихся данными проблемами;

- расширить поведенческий репертуар реагирования педагогов на детей с подобными особенностями функционирования;

- познакомить педагогический коллектив с методами и приёмами работы, позволяющими минимизировать симптоматические проявления гиперактивности у детей.

Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира.

Ранняя диагностика и коррекция должны быть ориентированы именно на дошкольный возраст. В 4-5 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики, и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.

Педагогическое сопровождение.

Воспитателю, так же, как и родителям, отводится ведущая роль в процессе адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе. Чтобы успешно справиться с этой ролью, взрослому необходимо помнить, что поведение гиперактивного ребенка: его повышенная активность, импульсивность в поступках и в выражении чувств – это не «вредность» и «невоспитанность», а результат особенностей функционирования его нервной системы.

- Первое, что может сделать воспитатель – это установить доверительные отношения с малышом. Когда гиперактивный ребенок чувствует, что его воспринимают всерьез, уделяют достаточно внимания, то он проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени.

Гармоничные отношения с взрослыми – родителями, воспитателями – являются одним из условий успешной адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе, постепенного освоения произвольных форм поведения.

- Основными методами воспитания гиперактивного ребенка являются поддержка и вознаграждение. Если ребенок делает что-нибудь недозволенное, лучше, сохраняя спокойствие, переключить его внимание и направить поведение в нужное русло. В качестве вознаграждения можно использовать как материальные, так и моральные поощрения, отдавая предпочтение последним. Благодарность за помощь, одобрительная улыбка, положительная оценка успешной деятельности имеют для гиперактивного ребенка большое значение и эффективно влияют на его поведение. Можно использовать знаковую систему оценивания деятельности малыша.

К негативным методам воздействия (крик, одергивание, наказание) гиперактивные дети не восприимчивы. Напротив, повышенный тон, физические наказания, постоянное внимание к отрицательным поступкам ребенка при недостаточном внимании к положительным – спровоцируют усиление проявлений гиперактивности и закрепление негативных форм поведения.

У гиперактивных детей даже в возрасте 6-7 лет преобладает непроизвольное внимание, им очень трудно сосредоточиться на монотонной, однообразной деятельности. Напротив, если занятие интересно, увлекательно, с элементами игры и прослеживаемым результатом, гиперактивному ребенку будет намного легче сохранять интерес к занятию, хотя даже в этом случае он может отвлекаться и проявлять двигательную активность. Умственная деятельность гиперактивного ребенка имеет цикличный характер, когда короткий период работоспособности (5-10мин.) сменяется периодом «отдыха» мозга (3-7мин.). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенку трудно быть сосредоточенным: он отвлекается, часто проявляя двигательную активность. Лучшей тактикой в этом случае, будет не фиксировать свое и его внимание на нарушении дисциплины, а помочь вернуться к материалу занятия, задав ему вопрос, приглашая к обсуждению.

При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку, воспитателю следует относиться к нему также как и к остальным детям. Старайтесь не замечать мелкие шалости. Гиперопека приводит к усилению гиперактивности.

Гиперактивный ребенок испытывает большие трудности в коллективе сверстников: ребята отказываются с ним играть, т. к. ему трудно запомнить и соблюдать правила игры, он часто обижается и может вспылить. В этой ситуации без помощи воспитателя не обойтись: напомните правило, подскажите, как поступить. Акцент на положительных качествах и поступках поддержит авторитет ребенка среди сверстников. Создайте ситуации успеха, в которых гиперактивный ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.

Второй необходимый шаг со стороны воспитателя – это установление конструктивного сотрудничества с родителями. Сообщайте родителям обо всех малейших успехах ребенка – это поможет снизить напряжение в семье, что позитивно повлияет на поведение ребенка в группе.

Третьим важным моментом во взаимодействии с гиперактивным ребенком является наличие четко сформулированных, понятных правил поведения: в группе, на прогулке, во время занятий. Четкие понятные правила, дополненные терпением и пониманием воспитателя, готового в нужный момент напомнить правило, направить поведение ребенка в нужное русло, а также эмоционально-нейтральный тон при обращении к ребенку, поможет ему постепенно научиться контролировать свое поведение.

Гиперактивный ребенок, растущий, обучающийся и воспитывающийся в благоприятной среде, вовремя получивший помощь специалистов, вырастает трудолюбивым, неутомимым, активным, целеустремленным.

Советы воспитателям:

- Отвлекайте ребенка от его капризов;

- Сфотографируйте или подведите ребенка к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;

- Отреагируйте, неожиданным для ребенка образом, на его поведение –пошутите, повторите его действия, задайте неожиданный вопрос;

- Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

- Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

- Уделяйте ребенку достаточно внимания;

- Проводите досуг всей семьей;

- Не допускайте ссор в присутствии ребенка;

- Установите твердый распорядок дня;

- Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком заданий;

- Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

- Избегайте по возможности больших скоплений людей;

- Не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

- Гиперактивным детям полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение.

Игры и упражнения для работы с гиперактивными детьми.

При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно.

Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм.

Игра «Ласковые лапки»

(Эта игра снимает напряжение, агессивность, развивает чувственное восприятие, способствует гармонизации отношений между ребенком и взрослым.)

Содержание игры.

Взрослый кладет на стол 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Воспитатель объясняет ему, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Можно поменяться с ребенком ролями.

Игра «Кричалки – шепталки - молчалки»

(Эта игра регулирует поведение возбужденных детей, успокаивает их. Развиваются наблюдательность, умение действовать по правилу, волевая регуляция.)

Содержание игры.

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий, Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь – «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться; синюю ладонь – «молчалку», дети должны замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».

Игра «Цап!»

(Пальчиковая игротерапия)

Содержание игры.

Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее вперед. Играющие приставляют указательные пальцы к ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:

Кто под крышей?

Кошки, мышки,

Зайцы и зайчишки.

Папа, мама, жаба: цап!

Услышав слово «цап», нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.

Игра «Аист»

(На преодоление расторможенности и тренировку усидчивасти)

Содержание игры.

Ведущий предлагает детям изобразить аиста, который стоит на одной ноге: встав на одну ногу, простоять, проговаривая одновременно стихотворение:

-Аист-птица, аист-птица.

Что тебе ночами снится?

-Мне болотные лягушки!

- А еще?

- Еще? Лягушки!

Их ловить – не изловить

Вот и все!

Пора ходить!

Дети ходят на месте.

Затем дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения (машут «крыльями») :

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает (дети стоят на месте) :

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левой ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Игра «Дерево»

(На релаксацию)

Содержание игры.

Дети стоят. Ведущий предлагает им представить себя в образе могучего дуба (руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи). По очереди расслабить кисти, затем руки, плечи.

Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырь, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то, увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру.

Игра «Оловянный солдатик»

(На развитие саморегуляции)

Содержание игры.

Ведущий объясняет детям: «Когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а др. подогните в колене, руки опустите по швам. Вы – стойкие солдатики на посту честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто, чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы! »

Педагог-психолог                                                                                С.В. Озерова



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Золотой ключик»

г. Славянск-на-Кубани МО Славянский район

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?»

Педагог-психолог: С.В.Озерова

г. Славянск-на-Кубани

2015 год

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Золотой ключик»

г. Славянск-на-Кубани МО Славянский район

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ТЕМЕ: «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?»

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без него в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

- угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;

- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

- отсутствие соответствующих возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах РФ и Краснодарского края

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6);

- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);

- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);

- признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);

- защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);

- защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);

- меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);

- за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

Семейный кодекс РФ гарантирует:

-право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);

- право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);

- лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);

- немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56).

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Основными задачами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Закон Краснодарского края № 1539 - КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»: Устанавливает правовую основу для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством и общепризнанными нормами международного права.

Четыре заповеди мудрого родителя:

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

  1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька, из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ – похвалиться, нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

  1. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

  1. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Способы открыть ребёнку свою любовь:

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев, вызваны, его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

Три способа открыть ребёнку свою любовь:

  1. Слово. Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
  2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
  3. Взгляд. Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите

Педагог-психолог                                                                                С.В. Озерова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для работы с гиперактивными детьми. Памятка для педагогов

Представлены упражнения для развития самоконтроля и произвольности у детей. Информация очень полезна для педагогов....

Игры и упражнения для работы с гиперактивными и агрессивными детьми.

В пособии предлагаются игры и упражнения для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми. Сборник адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психологическом здоров...

Психологические игры и упражнения для работы с гиперактивными детьми

Комплекс игр и упражнений для работы с гиперактивными детьми...

Мастер - класс "АКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА С ПОМОЩЬЮ ПСИХОГИМНАСТИКИ И КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ"

laquo;Трудных детей не бывает.Это мы их делаем трудными»Т.П. ХризманОписания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в кл...

Консультация для родителей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»

Цель: повысить уровень психологических компетенций педагогов детского сада по проблеме организации работы с гиперактивными детьми....

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Игры и упражнения для работы с гиперактивными детьми для педагогов и родителей...