«Чтение художественной литературы в детском саду» (из опыта работы)
консультация на тему

 

      Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видео продукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.Поэтому нам необходимо прививать детям любовь к книге с раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_chtenie_hudozhestvennoy_literatury.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Чтение художественной литературы

в детском саду»

 

      Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видео продукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и мы- работники дошкольных организаций.

Детская литература занимает в жизни малыша очень важное место.

 Народные песенки, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый, уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию. Доброта и справедливость, любовь к людям приходит к детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца.

  В нашем детском саду чтение детям художественных текстов проводиться ежедневно утром после завтрака; регулярное интересное чтение вошло в привычку, стало обычаем, ритуалом жизни групп.

  Продолжительность чтения составляет примерно 20 минут (15 – 20 минут в старшей и 20 – 25 минут в подготовительной, 10 – 15 в младших)

- Чтение книг проходит в непринуждённой обстановке (дети располагаются вблизи взрослого, как им удобно);

- Читая книгу, мы выступаем как партнёры по восприятию её содержания проявляем эмоции, соответствующие содержанию текста,- удивление, изумление, сострадание и пр. Монотонное механическое чтение может отбить у ребёнка охоту слушать даже самую интересную книгу.

Мы сами подбираем подходящие для своей группы художественные тексты, сами определяем последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного (продолжающегося) чтения – малые литературные формы для непродолжительного чтения, чередуем стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей возвращаемся к ранее прочитанным текстам, перечитываем их.

- Мы не стремимся к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения, а тем более не принуждаем их к многократному пересказу прозы. Обсуждениям мы придаём непринуждённый характер. Они уместны сразу после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения – реплики относительно прочитанного, если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон, стимул для непосредственно следующей за чтением деятельности.

      В младшем дошкольном возрасте в программу ознакомление детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения фольклора: потешки, песенки, скороговорки и т.п.

 Начиная учебный год, повторяем с детьми то, с чем мы их знакомили ранее. При каждом подходящем случае читаем малышам народные песенки, потешки, стихи наших отечественных авторов; рассказываем детям народные сказки, руководствуясь их собственным выбором.

Кроме народных сказок, песенок и потешек, в список художественной литературы входят считалки, скороговорки, небылицы.

Начиная с младшей группе подводим детей к различению жанров.

Воспитатель обязательно называет жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)».

Необходимо избегать неправильных выражений («я вам расскажу стишок, «почитаю сказочку») Названия жанров должны даваться чётко и правильно.

Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Сказки детям младшего дошкольного возраста рассказываем, а не читаем по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребёнком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

Если сказка по содержанию не велика, воспитатели рассказывают её два и даже три раза; повторяют только самые яркие места. После рассказывания предлагают детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки.

После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребёнку, воспитатели напоминают детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например, почитав стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама», воспитатель задаёт вопрос: «Настя, а как твоя мама наряжала тебя к празднику?»

    Малышам задают 2 – 3 вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребёнка. Пусть отвечая на вопросы, дети строят свои высказывания только из одного – двух простых предложений, но это уже подготовка к обучению рассказыванию.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способностей глубже вникать в содержание. Правило ежедневно читать остаётся в силе.

Как и в младшей группе, воспитатели называют жанры изучаемых произведений: «Я расскажу вам русскую народную сказку «Жихарка» или «Прочитаю рассказ «Умей обождать».  Это называние в дальнейшем поможет детям осознать особенности каждого жанра.

В средней группе останавливаем внимание детей не только на содержании произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

Продумываем и задаём вопросы после чтения произведения, чтобы помочь детям вычленить главное

 - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность произведения и в то же время замечать и чувствовать красоту его художественной формы.

Используя в своих пояснениях отдельные строчки из сказки (рассказа), воспитатель выделяет их интонационно, привлекая внимание детей к языку художественного произведения.

 Наши дети знают и любят сказки. Для этого мы знакомим детей с новыми программными сказками; рассказываем им уже знакомые произведения; устраиваем драматизации небольших отрывков из сказок, поощряя попытки детей играть роли, а не просто проговаривать слова; сочиняем свои концовки к сказкам.

Дети старшей группы способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т.е могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь. Читаем детям каждый день. После чтения сказки проводим её анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать её содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились им.

Например, после рассказывания сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» спрашиваем: «Что я вам рассказала? Почему вы думаете, что это сказка? О чём в ней рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается. Кто из вас запомнил песенку козлёночка и ответ Алёнушки и может повторить их? Какие слова вам особенно запомнились?»

Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характера героев сказки, средств её художественной выразительности.

При ознакомлении детей с жанром рассказа проводим такой анализ произведения, который раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает детское внимание на слова, какими автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предложенные после чтения рассказа, помогают выяснить и понимание основного содержания, и умение оценивать действия и поступки героев.

Особое внимание на восприятие литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы обращаем при чтении стихотворений и заучивании их наизусть.

Стихотворения читаем не по книге, а наизусть, чтобы дети поняли выразительность интонаций, ритм, размер. После чтения проводим беседу, выясняющую, правильно ли оно понято.

После беседы читаем стихотворение ещё раз (если длинное два раза) и даём установку на запоминание, так дети уже усвоили его содержание, прочувствовали художественную форму, запомнили отдельные слова и выражения. Решает, кого из детей лучше вызвать: тех, кто хорошо запоминает текст, или наоборот. Это зависит от содержания стихотворения, его объёма и от конкретных задач данного занятия.

   После проведения в группе беседы с детьми, которая даёт возможность нам оценить, насколько понятно содержание художественного произведения, продолжаем обсуждение книги, но уже в форме игры - беседы с её персонажами. Такая игра – беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи непосредственные детские впечатления.

Куклы здороваются с ребятами и спрашивают, узнали ли их дети. Затем куклы спрашивают у детей, кто им больше нравиться и почему. Здесь надо ответить, как можно большему числу детей с самыми различными мнениями. Постепенно куклы – персонажи затрагивают проблемы, являющиеся актуальными для всей группы или для отдельных ребят.

  Своеобразие системы работы в нашем детском саду в том, что прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус, мы используем разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, общественностью (литературные конкурсы, посещение библиотек, проектную деятельность, так, как только кропотливая совместная работа, усилия взрослых, окружающих детей, смогут приобщить детей к чтению книг. Методы и формы мы можете увидеть на слайдах.

    Система работы по чтению художественной литературы детям с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет:

1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;

2) создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;

3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

   Таким образом, важно признать процесс чтения художественной литературы определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей в детском саду. Из опыта работы ГБОУ детский сад № 1951

Именно в детском саду наши дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прош...

Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

"Организация работы психолого -медико -педагогического консилиума в детском саду" (из опыта работы)

Проблема ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии является одной из приоритетных задач и требует поиска эффективных мер и способов для свое...

Реорганизация детского сада путем присоединения к другому детскому саду (из опыта работы)

В последние годы тема реорганизации детских садов и школ стала наиболее актуальной. Процесс реорганизации – это процесс выстраивания такой сети образовательных организаций и их филиалов, которая...

Художественно-эстетическое развитие в условии детского сада (Из опыта работы с детьми 2-3 лет)

Совместные исследования психологов и педагогов показали, что в наше современное время значительно повысились уровень умственной эстетической деятельности, нравственно-волевых качеств у детей. Это проя...