Развиваем память у дошкольников
консультация по теме

Байдакова Татьяна Валерьевна

Развивать память малышей необходимо с раннего возраста. Вы можете помочь своему ребенку освоить методы и способы запоминания. Игры и упражнения  для развития памяти. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_pamyat.docx413.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем память у дошкольников

C:\Users\User\Desktop\Фото память.jpg           Память - мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации. Чем старше ребёнок, тем лучше функционирует его память. Эта зависимость связана с тем, что с возрастом у ребёнка совершенствуются способы применения памяти. Не прилагая никаких усилий, малыш легко запоминает информацию. Старшие дети уже действуют как взрослые, применяя ассоциативный метод запоминания или делая определённые заметки (механизм опосредованной памяти).

      Определённый багаж знаний и уровень интеллекта влияют на развитие памяти. Чем больше ребёнок размышляет, анализирует, тем лучше он запоминает. С развитием умственных способностей совершенствуется и память.

       Насколько успешно ребёнок будет запоминать, зависит от уровня развития его восприятия и внимания. Немаловажно в этом комплексном процессе и речевое развитие. Память дошкольников развивается интенсивно. Дошколята задают большое количество вопросов, пытаются ориентироваться в огромных потоках информации.  

      Многие психологи считают, что лучший возраст для развития памяти ребёнка – дошкольный.

        Малыш не изобретёт сам методы развития памяти, это прямая задача взрослых. Нужно заинтересовать, увлечь, доставить удовольствие игрой.  И вы, уважаемые, родители можете помочь своим малышам, быть более успешными и уверенными.                              

Игры, развивающие память

Развивайте память вашего ребёнка систематически, используя полезные упражнения.

«Опиши комнату»

Ребёнку предлагается закрыть глаза и описать свою комнату, подробно перечислив все предметы в ней.

 «Узор из спичек»

Раскладываем на столе произвольный узор из спичек. Пусть ребёнок внимательно изучит его. Потом закройте малышу глаза, немого измените, узор и спросите у ребёнка, что изменилось. Попросите воссоздать первоначальный вид узора.

«Рисунок»

Покажите ребёнку картинку и попросите нарисовать такую же по памяти.

 «Ошибки в тексте»

Прочитайте ребёнку одни раз текст. Затем ещё раз, но уже изменяя его и допуская неточности. Предложите ребёнку исправить услышанное во второй раз: пусть перескажет текст безошибочно.

 «Поиск предмета»

Склейте вместе несколько спичечных коробок. Поочерёдно кладите какой-то маленький предмет (бусину, пуговку или лоскут) в ту или иную коробку, накрывайте платком всю конструкцию, а затем просите ребёнка отыскать то, что было спрятано.

C:\Users\User\Desktop\фото2.jpg «Что же пропало?»

 Разместите перед малышом три игрушки: пусть он внимательно посмотрит на них и запомнит. Предложите малышу отвернуться и спрячьте одну игрушку. Пусть ребёнок скажет, чего нет.

 «Картинки»

Продемонстрируйте ребёнку две-три картинки и попросите описать, что на них изображено. Количество картинок со временем нужно увеличивать.

В 3-6 лет:

Этот возраст наиболее стремительного развития ребёнка. Дошкольникам отлично удаётся запоминать стихи и песни. Этот период считается оптимальным для изучения иностранного языка.

В 6-9 лет:

Учим скороговорки: они сформируют хорошую дикцию ребёнка и улучшат память.

 «Связанные слова»

 Придумайте пары слов, которые имеют связь: тело — рука, рыба — море, огурец-помидор и прочие. Расскажите их ребёнку. В следующий раз называйте только первое слово, а второе предложите назвать малышу.

 «Идём в магазин»

 Предложите ребёнку составить перечень продуктов для приобретения в магазине.

 «Фотограф»

Пусть ребёнок заглянет в шкаф и «сделает фотографию» (в уме) всех вещей и их расположение на полках. После этого он должен с закрытыми глазами постараться воссоздать подробную картину.

 «Мешок»

Лучше, когда в эту игру играет много человек. Ведущий начинает: «Я кладу в мешок картошку». Другой продолжает: «Я кладу в мешок картошку и яблоки». Третий: «Я кладу в мешок картошку, яблоки и огурцы». То есть, каждый следующий игрок повторяет с самого начала все слова, добавляя своё слово.

«Переодевание»

 Играющие запоминают внешний вид ведущего, после чего он удаляется и изменяет что-то в своём облике: расстёгивает пуговицу, добавляет шарф и т. д. Задача играющих угадать, что поменялось.

C:\Users\User\Desktop\фото3.jpg«Кто наблюдательнее?»

Правила игры: по очереди называйте предметы, с каким – ни будь признаком. Например: всё круглое, сладкое, холодное и т. д. Предметы повторять нельзя.

 «Прогулка на картинках»

Понадобится: бумага, цветные карандаши. Попросите ребёнка нарисовать то, что он видел на прогулке. Не помогайте ему рисовать, можно задавать наводящие вопросы, вместе думать. Он обязательно нарисует то, что произвело на него впечатление.

 «Сказки с цифрами»

Вы прочитали много сказок и знаете, что в них можно встретить не только героев, но и числа. Например: 3 поросёнка, 7 козлят, 33 богатыря. Кто больше назовёт, тот и победитель.

 «Чего не стало?»

На столе поставьте несколько игрушек. Покажите их ребёнку на 10 секунд. После этого попросите его закрыть глаза и уберите какой-нибудь предмет. Ребёнок должен назвать, чего не стало. Меняйтесь ролями с ребёнком.

 «Хлоп или топ»

Вы называете разные предметы, а малыш должен хлопнуть в ладоши, если называете животное, или топнуть ногой, если услышит название птиц.

Памятка для родителей

1. Формируйте и непроизвольную память. Для этого во время любой деятельности параллельно заучивайте стихи, слушайте музыку.

2. Помните! Память следует развивать только в естественной обстановке не заставляйте ребенка, когда он не хочет. Попытайтесь заинтересовать его!

3. Помните, что особенно легко запоминается и долго сохраняется тот материал, с которым ребенок что-то делал, ощупывал, пробовал на вкус, вырезал, строил…

4. Если вы хотите, чтобы ребенок запомнил какой-нибудь рассказ, событие, беседу, хотите обогатить его кругозор, необходимо, чтобы материал для запоминания был не только интересным, но и достаточно ясным.

5. Помните, что для детей важно знать свои успехи! Обращайте внимание ребенка на то, что ему удалось запомнить, а что еще не удалось. Таким путем ребенок привыкает к самоконтролю, а это важно для дальнейшего улучшения работы.

6. Огромное значение имеет правильная организация повторений. Главное не в том, чтобы уметь использовать то, что сохраняется в памяти. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников».

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овла...

Памятка для родителей "Развиваем память у дошкольников"

Несколько советов, которые помогут родителям в развитии у детей памяти....

Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников».

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овла...

развиваем память у дошкольников (28.07.16)

развитие памяти под средством игр...

Развиваем память у дошкольников

Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников»Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявля...

Как развивать память у дошкольников.

Методы и упражнения для развития памяти....

Развиваем память у дошкольников

Консультативный материал для работы с родителями (законными представителями)...