Рекомендации
консультация (старшая группа) на тему

Светлана Геннадьевна Грыленко

Предлагаем Вашему вниманию памятку, цель которой – помочь  выяснить какие особенности влияют на поведение вашего ребёнка и на восприятие им учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           «Нарисуем – будем жить…»

   Зачем и почему рисуют дети? Скорее всего,  рисование – определённый этап психического формирования личности. В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения, а рисование помогает координировать их. Ребёнок водит карандашом по бумаге и видит оставляемый грифелем след. Разве это не чудо? От хаотического восприятия пространства рисование приводит малыша к усвоению понятий «вертикаль» и «горизонталь», потом возникают формы – и тогда детской фантазии просто нет предела. Всё это приводит к постепенному осмыслению окружающего мира. Один известный педагог говорил: «Кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».

C:\Users\светлана\Desktop\поздравления\темы\рисунки для художника\ладошки.jpg

      По мнению ученых, детское рисование помогает согласовать работу полушарий мозга. В процессе рисования у ребёнка развивается воображение. Чувство перспективы, вкус. Очень важна связь рисования с мышлением и речью, ведь ребёнок не всегда может выразить словами свои мысли об окружающем мире, здесь ему как раз помогают краски и карандаши.

C:\Users\светлана\Desktop\поздравления\темы\АНИМАШКИ, ФОНЫ\люди\baby37.gif

       Глядя на детские рисунки, можно определить состояние ребёнка.  Если малыш чертит уверенные линии, пользуется яркими красками, значит ему вполне хорошо. Другое дело, когда на бумаге возникает страшилище тёмного цвета, выведенное неуверенной, дрожащей рукой. Скорее всего, здесь скрыта серьёзная проблема юного художника, которую нужно решить. Это может быть ночной страх или негативная реакция на действия взрослых… В любом случае маме следует разобраться с этим и затем направить фантазию малыша в благоприятное русло.

   Кстати, рисование может помочь не только детям. Например, Пикассо считал, что рисование действует на его мозг как «освобождающее начало». А Гойя утверждал, что картины помогают ему избавиться от многих неприятных черт характера.                                                                                           Рисование способно снять нервное напряжение, помочь при бессоннице. А необходимость задерживать дыхание, когда выводишь кисточкой рисунок, способствует избавлению от лёгких форм детского заикания!

К огорчению родителей, дети часто рисуют не только на бумаге, но и на стенах, на одежде, и на других окружающих предметах. Что делать? Запретить им рисовать красками? Ни в коем случае! Приказать «быть аккуратными и не пачкаться»? бесполезно!  Просто нужно подготовиться к детскому творчеству: у ребёнка должно быть удобное место для рисования. А краски можно приобрести фирмы   Nerchau («Нерхау») – пальчиковые, которые хорошо смываются и отстирываются.

D:\специалисты\изо\фото\фото\работы кружка\P1000847.JPG

Консультацию подготовила руководитель ИЗОстудии

Грыленко Светлана Геннадьевна.



Предварительный просмотр:

«Народное искусство в работе с дошкольниками»

  Народное  декоративно – прикладное искусство является одним из важных средств эстетического и нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Оно помогает формировать у детей художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни, воздействует на духовное развитие личности, воспитывает патриотические чувства. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа.

  Предметы народного творчества многообразны. Это игрушки из дерева и глины, мебель, посуда, ковры, полотенца, кружево, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие неповторимо, несёт в себе радость, отражает любовь к родному краю, к нашей природе, к народному фольклору. Орнаменты, используемые народными умельцами для росписи игрушек и посуды, включают в себя листья, ягоды, цветы, которые малыши видят на участке детского сада, в парке, на даче. Так же понятны детям и простые геометрические узоры (кольца, полоски, круги, точки), которыми покрыты народные изделия. Они легки для повторения, а их яркие цвета нравятся детям.

Обучение дошкольников декоративному рисованию состоит из трёх этапов:

  • Знакомство с историей определённого народного промысла и выделение простейших элементов узора;
  • Углубление знаний о данном промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;
  • Творческое использование полученных знаний, умений и навыков.

  Обучение правилам создания узора целесообразно начинать с построения простейших композиций  на полосе. Ограниченное пространство позволяет усвоить один из главных способов создания выразительности – ритмичность и чередование. Затем можно создавать узор в круге, в квадрате, прямоугольнике и треугольнике. Затем украшаются различные формы, передающие образы одежды, обуви, игрушек и посуды. Завершающим этапом является украшение объёмных форм (по возможности).

    Однако исследования показали, что к 5-6 годам у дошкольников пропадает интерес к занятиям декоративно – орнаментальной деятельностью. Причина этого в том, что обучение построению узоров и орнаментов происходит в процессе знакомства с изделиями народных мастеров и копирования их композиций, а так же в том, что эмоциональный фон создаётся только благодаря красочности произведений народных мастеров. Кроме этого, что очень важно – отсутствует дифференцированный подход к обучению декоративному рисованию девочек и мальчиков. И отводится этому виду деятельности ограниченное время – 9 занятий в год в средней группе, 18  - в старшей и подготовительной.

   Как же повысить интерес детей к народному декоративно - прикладному искусству? Можно использовать сказки для раскрытия значения знаков и символов, использующихся в народном орнаменте (лучше со старшей группы, когда дети уже имеют опыт составления декоративных композиций и знают названия декоративных элементов: круги, точки, полоски, клеточка, кольца, примакивание). Сказки могут сочетаться с дидактическими играми, которые позволят наглядно закрепить смысл каждого узора. Начинать следует с более простых элементов орнамента, предложив детям расшифровать узор. Например, волнистые линии, идущие сверху вниз, обозначают небесную влагу (дождь); чёрные точки – семена в земле; полоски, перемежающиеся с точками или примакиванием – грядки или пашня; круг – солнце. Линии, пересекающие солярный знак показывают суточное вращение его утром, днём и вечером.

После этого можно переходить к более сложным элементам: Так, лебедь олицетворяет собой и образ девушки, и невесты, и являлся символом верности. Уточка (курочка) – символ плодородия, трудолюбия. Голубь – символ супружеской верности, счастливой семьи. Пава – означает счастливую любовь, а конь с всадником – мужество. Женская фигура – символ плодородия земли и всего живого, а мужская – символ рода.

  Более  увлекательными занятия декоративным рисованием сделает художественное слово, использование стихов, посвященных декоративным узорам и русские народные пословицы.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз,

А затем пустимся в пляс!

***

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.                   (П. Синявский)

***

Красно – черным по золоту

Полыхает пожар

Всё нетленно и молодо,

Всё в ней – мир поражать.

На столе моём письменном

Нескончаемый май.

Полыхает Жар – птицею

День и ночь Хохлома!        

                                                            («Чаша» Ю. Николаев)

 



Предварительный просмотр:

«Формирование графических навыков

у детей дошкольного возраста

в процессе рисования»

Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие знаний о предметах, которые дети должны нарисовать и их качествах, а также умения подчинить движение руки задаче изображения. Часто дети не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют движениями кисти, отчего эти движения часто бывают неуверенными, скованными, что в свою очередь приводит к напряжению и быстрому её утомлению.

Плохое владение инструментом, своей рукой вызывает затруднения                        при решении изобразительных задач и при последующем обучении письму.

Поэтому овладение графической стороной рисования является важным  условием,    обеспечивающим развитие способности к рисованию.

Большое значение в формировании правильных способов действия с карандашом и кистью имеет организация ориентировочно-исследовательской деятельности детей, направленной на  ознакомление с изображением предмета. Поэтому так важно обследование предметов перед их изображением и включение в этот процесс возможность связать последующее действие (при рисовании) с обследуемой и изображаемой формой.

Учитывая эффективную роль пассивных движений (движение руки ребёнка рукой педагога) на развитие графических навыков, во второй младшей, а иногда и в средней группе используется этот метод.

В старшей группе идёт дальнейшее совершенствование всех навыков владения карандашом и кистью.

В основном дети должны научиться по-разному держать карандаш и кисть при различных приёмах рисования. Так, при закрашивании широких плоскостей рисунка карандаш может быть наклонён к бумаге, благодаря чему получаются более широкие штрихи, позволяющие закрасить рисунок быстрее. При рисовании мелких деталей удобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно. При рисовании широких полос и мазков кистью её нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие линии и точки рисовать концом ворса при  вертикальном положении кисти --- перпендикулярно по отношению к бумаге. Отработка этих приёмов способствует выработке лёгкости, свободы движения, произвольного изменения его по мере надобности. Однако формирование умения свободно владеть карандашом возможно только в том случае, если в предшествующих группах детского сада детей научили правильно держать карандаш. Бехтерев В.М. предлагал учить детей правильно держать карандаш с 1,5  до 2-х лет.

Одно из средств выразительности рисунка – использование линий разной интенсивности. Это достигается регуляцией силы нажима на карандаш. Отработка этого навыка очень важна, но было бы неверным с самого начала добиваться от всех детей одинаковой силы нажима. У детей в младших группах более целесообразно оставить ту силу нажима, которая им свойственна, и устранять лишь отступления от нормы: слишком сильный нажим, рвущий бумагу, или слабый, дающий невидимые на бумаге линии.

В старшей группе необходимо начинать учить проводить лёгкие линии, так как это позволяет находить нужную форму, исправлять неточность рисунка. В   этой группе детей нужно учить произвольной регуляции силы нажима, использовать нажим как средство для  получения нужного по интенсивности тона. Усвоение этого навыка даст детям возможность при закрашивании рисунков карандашами добиваться, когда нужно, разных оттенков одного и того же цвета, получать линии контура разной интенсивности.

Умение регулировать силу нажима на карандаш формируется  и при создании контура рисунка простым карандашом, и при закрашивании рисунков, когда специально ставится задача передать оттенки цвета.

В старшей группе будет отрабатываться и ритмичность при повторности однородных движений. Особая роль в этом принадлежит декоративному рисованию. Декоративные композиции, создаваемые детьми, строятся на ритмическом повторении элементов узора( линий, точек, мазков, пятен, дуг, различных растительных элементов: цветов, веточек, листьев).

В старшей группе должен быть окончательно усвоен навык сохранения движения в  определённом направлении. Совершенствуется и усложняется умение изменять направление движения в соответствии с формой изображаемого предмета. Перед детьми ставится задача изображения предметов более сложного контура, чем в предшествующих группах. Для этого необходимы: различные повороты движения, большая точность перехода от движения в одном направлении (переход от движения по прямой к движению по дуге и переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге, то есть рисование овала).

В старшей группе должны быть окончательно сформированы движения, направленные на изображение предметов округлых и прямолинейных форм разного характера (круглых, квадратных, треугольных; разных по величине; овальных, прямоугольных, трапециевидных, разных по пропорциям).

Передача простейшего строения предметов и различного пространственного положения частей требует разнообразных поворотов руки. В старшей группе дети изображают несколько предметов, находящихся в разном положении: на одном рисунке, например, рисуют постройки, в которых кирпичики ставятся на длинную и на короткую грани и т.д.

В старшей группе расширяется техника рисования карандашами и красками. Наряду с цветными карандашами детей учат использовать простой графитный карандаш. Он применяется для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием красками, цветными карандашами; при рисовании сложных предметов (например, человека, животных, транспорта и тому подобное).

Дети в этой группе должны усвоить несколько правил пользования простым графитным карандашом: рисовать им нужно легко, линии проводить только один раз. Тогда неправильно нарисованное можно исправить, и после закрашивания это не будет заметно.

Простым карандашом нужно прорисовывать только самое главное, без мелких деталей. Привыкнув работать цветными карандашами, дети часто забывают это правило и сначала все мелкие детали прорисовывают простым карандашом, а затем обводят цветными. На рисунок затрачивается больше времени, и он выходит грязным из-за прорисовки деталей. Не следует разрешать детям закрашивать отдельные части изображения простым карандашом (например, волосы, туфли куклы), от этого рисунок пачкается в тех местах, где цветной карандаш соприкасается с простым.

Впервые в старшей группе дети получают для рисования акварельные краски. Очень полезно для формирования графических навыков у детей учить их тонировать весь лист бумаги краской в одном направлении: слева направо или сверху вниз. Это не только позволяет отрабатывать навыки движения кистью в определённом направлении, начинать и заканчивать это движение в определённом месте (в начале листа и в конце листа), но и позволяет достигать выразительности рисунков.

Овладеть техникой рисования, всеми входящими в неё навыками и умениями дети могут только в том случае, если в каждой возрастной группе они получают определённый, указанный для этой группы объём навыков и умений.

К моменту перехода в школу дети должны свободно владеть карандашом и кистью, регулировать свои движения при рисовании в отношении размаха, темпа, силы нажима; в результате этого отрабатываются такие качества движений, как лёгкость, плавность, слитность, равномерность. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций усваиваются умения удерживать определённое направление движения и по мере надобности изменять это направление; выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его соразмерению сторон предмета по длине и ширине. Все эти умения представляют собой сложные комплексы технических навыков, отработанных в течение всех лет пребывания детей в детском саду.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

  Предлагаем Вашему вниманию памятку, цель которой – помочь  выяснить какие особенности влияют на поведение вашего ребёнка и на восприятие им учебного материала.

   Все дети разные. Даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы для всех, они пользуются по – разному. Один ребёнок, попадая первый раз в гости, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопится взять в руки мягкую игрушку. Для первого (визуала) главной оказывается зрительная информация, для второго (аудиала)  важно то, что он слышит. Для третьего (кинестетика) – то, что он ощущает прикосновениями.

Если ребёнок визуал,  ему могут не нравится прикосновения других людей; он быстрее воспринимает материал, который хорошо иллюстрирован; легче приобретает навыки путём наблюдения (например, ему надо показать, как держать спицы или делать стежок); на индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе. Дети – визуалы с интересом будут заниматься в кружках художественно – эстетического направления (рисование, лепка).

Если ребёнок аудиал, то он хорошо запоминает словесный материал; любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать даже сам с собой – это нормально. Вряд ли поймёт ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, укоризненный), ему лучше объяснить словами, что вы хотите сказать. Для быстрого приобретения навыков предложите ребёнку комментировать то, что он делает. Детям – аудиалам интереснее будут занятия музыкой и пением.

Если ребёнок кинестетик, то он лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности. У него чаще, чем у других детей, меняется настроение, он раним и обидчив. Для него больше, чем для других, важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь. Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль. Детям – кинестетикам будут интересны занятия конструированием, лепкой, моделированием.

Надеемся, эти советы помогут вам лучше понять своего ребенка.

Спасибо за внимание!

Подготовила воспитатель высшей категории

Грыленко Светлана Геннадьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Рекомендации по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнениях. Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми от 2 до 3 лет.

Массажные движения благоприятно воздействуют на организм малышей и создают необходимые условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Рекомендаци...

Рекомендации по проведению физкультминуток (рекомендации для воспитателей)

Предлагаемые рекомендации помогут сделать более интересными и эмоционально насыщенными развивающие занятия с дошкольниками, а также с пользой организовать их досуг....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Советы рекомендации по воспитанию и обучению детей

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙСоветы рекомендации по воспитанию и обучению детей: -   с «синдромом дефицита внимания с гиперактивность» (СДВГ)эмоциональной неустойчивостью;аг...


 

Комментарии

 Мария Александровна

Спасибо, очень нужный и интересный материал.