"Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей"
консультация на тему

Тютина Алевтина Николаевна

Сенсорное развитие ребенка— это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.

С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vosp-y.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей

Сенсорное развитие ребенка— это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.

С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Проанализировав задачи сенсорного воспитания, мы пришли к выводу, что основная его задача в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д. Таким образом, мы осознали что, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.

При развитии детей дошкольного возраста главной становится игровая деятельность. Она является и самой занимательной деятельностью детей и, как следствие, самой эффективной.

Для этого мы использовали дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание, которые помогают развивать у детей восприятие, формировать представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств.

 С целью сенсорного развития применяем дидактические пособия «Цветные мячики», «Разноцветные коробочки», «Цветы и бабочки», «Чудесный мешочек», «Рамка-вкладыш»,«Геометрические фигуры», которые являются многофункциональным и очень нравятся детям. Данные дидактические пособия мы используем   при реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей являются эффективными в накоплении представлений об окружающем мире.  

Мы используем различные варианты дидактических игр, такие как:

«Разложи мячики в свои домики»;

«Разложи жёлтые мячики в зелёные домики»;

«Продолжи ряд»;

«Найди лишний мячик»;

Для обогащения чувственного опыта детей и умения фиксировать его в речи, совершенствуя навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету мы разработали следующие дидактические игры:

"Спаси Зайченка".

Цель: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение)  закреплять умение правильно называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета.

«Цветное лото»

Цель: развивать у детей умение различать 4 оттенка одного цвета, называть предметы одного

«Поезд»

Цель: соотносить цвета, закрепить знания о цветах.

«Длинный - короткий»

Цель: продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.

 «Какого цвета не хватает?»

Цель: развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.

 «Найди такой же цветочек»

Цель: продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.

«Один – много»

Цель: развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.

 «Разноцветные клубочки и прищепки»

Цель: продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

«Большой, поменьше, маленький»

Цель: продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета. Сенсорное развитие

Таким образом, при систематическом использовании в работе с детьми младшего дошкольного возраста дидактических игр, направленных на сенсорное развитие, у детей поэтапно моделируется и апробируется основополагающие свойства пространства внешнего мира, происходит социоэмоциональное  развитие, взаимосвязь между психическим и моторным развитием. С развитием высшей нервной деятельности произвольная двигательная деятельность  в целом приобретает все большее значение в поведении ребенка.

Литература:

  1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., «Просвещение», 2008.
  2. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2010.
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Веркасы, Комаровой, М.А. Васильевой. -  3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о значении дидактических игр в сенсорном воспитании детей с ОВЗ.

В статье рекомендации и консультации педагогам и родителям  в работе с детьми с ОВЗ....

Консультация для воспитателей Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей

Консультация для воспитателей Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей...

Ранний возраст - золотая пора сенсорного воспитания Дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук

Раннее детство (1-3 года) – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё осваивается впервые, всё только начинается – речь, игра, общение...

Консультация для воспитателей " Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей".

Сенсорное развитие ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.С их помо...

Презентация «Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста»""

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка,формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе....

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...

Консультация родителям «Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей»

Сенсорное развитие ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и м...