Речевая готовность к школе
консультация на тему

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе, так как общеобразовательный уровень нашего общества изменился в связи со стремительным развитием в XXI веке науки и средств массовой информации. Программы общеобразовательных школ усложнились, сроки начала обучения детей в школе сдвинулись. 

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого рецепта нет, да и быть не может: с одним ребенком нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам” сидеть и внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе. Только делать это нужно своевременно, настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для взрослых. 

"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Эти замечательные слова написал детский психолог Л.А. Венгер. 

Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько аспектов:

физическое состояние ребенка: чтобы выдержать до конца все уроки и выполнять потом все домашние задания, не снижая уровня внимания, памяти, мышления, нужны психические и физические силы. И позаботиться об этом нужно заранее, иначе адаптационный период в 1 классе и дальнейшая учеба будут прерываться болезнями, сопровождаться нервными срывами и плохой успеваемостью;

умственная готовность: определяется познанием ребенка об окружающем мире (о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях, систематизированность этих представлений). Необходим достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия.

- мотивационная готовность – это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Без такой мотивации все знания и умения ребенка будут невостребованы;

- эмоционально-волевая готовность  - определенная степень сформированности целенаправленных психических процессов: внимания, памяти, мышления; умение преодолевать посильные трудности; навыки самостоятельной работы; овладение основными правилами поведения; умение правильно оценить свою работу;

- психологическая готовность к школе - это умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность в общении со взрослыми и другими детьми. Поэтому вызывают беспокойство замкнутые, необщительные, тихие дети, которые до 6 – 7 лет с трудом контактируют с незнакомыми людьми, предпочитает играть один, а не в компании ребят.

          - речевая готовность:

1.             Сформированность звукопроизношения: у ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С’], [З], [З’], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; cонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].

2.    Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:

- умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова;

- умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]);

- умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К];

- умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К’], [И], [Т] — КИТ;

- умение делить слова на слоги: КУ-БИ-КИ – 3 слога;

- умение составлять слова из 2-3 слогов: первый слог КИ, второй – НО, получилось слово КИНО;

- умение различать понятия «звук», «буква», «слог». Мы не учим детей читать.

3.             Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:

- умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;

- умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ, ЯБЛОКО - ЯБЛОЧНЫЙ) и притяжательные прилагательные от существительных (ЛИСА – ЛИСИЙ);

- умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …;

- умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ – ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД;

4.    Сформированность грамматического строя речи:

- умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения;

- умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;

- умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;

- умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова);

- умение различать понятия «слово», «предложение».

5.    Сформированность связной речи:

- умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;

- умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;

- умение составлять рассказ по сюжетной картине;

- умение составлять рассказ-описание предмета.
      Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги.

       Нужно читать (или рассказывать) детям сказки. Небольшие рассказы не менее получаса в день. Чтение нельзя подменить прослушиванием кассет, телевизором или компьютером  (телевизора вообще лучше поменьше, особенно "взрослого»). В этом возрасте хорошо читать ребенку волшебные сказки разных народов.

       Для обучения чтению тоже нужна определенная готовность как ребенка, так и родителей, пожелавших самостоятельно научить его читать. 

Готовность ребенка: 

• Нужно выучить буквы; 

• Уметь правильно их называть (звуковое название букв); 

• Все звуки произносить правильно, не путать их с другими звуками; 

• Главное – сильное желание научиться читать; 

Готовность родителей: 

• Представление об одной из методик (чтение по складам, глобальное и полуглобальное чтение, традиционное аналитическое чтение, чтение за лидером, комбинаторные методики); 

• Система в занятиях; 

• Подбор индивидуального темпа обучения; 

      Обучение чтению и письму – важная, но не главная часть в развитии ребенка. Важнее желание узнать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение. 

 Признаки  готовности к школе 

• сильное желание учиться (созревание учебного мотива); 

• достаточно широкий круг знаний об окружающем мире; 

• способность к выполнению основных мыслительных операций; 

• достижение определенного уровня физической и психической выносливости; 

• развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств; 

• определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

Стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок: 

• негативно относится к любой умственной деятельности; 

 • не любит отвечать на вопросы, не любит чтение; 

• не может подчиняться правилам; 

• не может подобрать синонимы или антонимы; 

• не умеет ориентироваться на заданную систему требований; 

• не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания; 

• не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия. 

 

Для предотвращения негативных сторон необходимо: 

• рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе; 

• на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка; 

• воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний; 

• никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил. 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе, так как общеобразовательный уровень нашего общества изменился в связи со стремительным развитием в XXI веке науки и средств массовой информации. Программы общеобразовательных школ усложнились, сроки начала обучения детей в школе сдвинулись. 

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого рецепта нет, да и быть не может: с одним ребенком нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам” сидеть и внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе. Только делать это нужно своевременно, настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для взрослых. 

"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Эти замечательные слова написал детский психолог Л.А. Венгер. 

Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько аспектов:

физическое состояние ребенка: чтобы выдержать до конца все уроки и выполнять потом все домашние задания, не снижая уровня внимания, памяти, мышления, нужны психические и физические силы. И позаботиться об этом нужно заранее, иначе адаптационный период в 1 классе и дальнейшая учеба будут прерываться болезнями, сопровождаться нервными срывами и плохой успеваемостью;

умственная готовность: определяется познанием ребенка об окружающем мире (о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях, систематизированность этих представлений). Необходим достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия.

- мотивационная готовность – это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Без такой мотивации все знания и умения ребенка будут невостребованы;

- эмоционально-волевая готовность  - определенная степень сформированности целенаправленных психических процессов: внимания, памяти, мышления; умение преодолевать посильные трудности; навыки самостоятельной работы; овладение основными правилами поведения; умение правильно оценить свою работу; 

- психологическая готовность к школе - это умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность в общении со взрослыми и другими детьми. Поэтому вызывают беспокойство замкнутые, необщительные, тихие дети, которые до 6 – 7 лет с трудом контактируют с незнакомыми людьми, предпочитает играть один, а не в компании ребят.

          - речевая готовность:

  1. Сформированность звукопроизношения: у ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С’], [З], [З’], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; cонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].
  2. Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:

- умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова;

- умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]);

- умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К];

- умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К’], [И], [Т] — КИТ;

- умение делить слова на слоги: КУ-БИ-КИ – 3 слога;

- умение составлять слова из 2-3 слогов: первый слог КИ, второй – НО, получилось слово КИНО;

- умение различать понятия «звук», «буква», «слог». Мы не учим детей читать.

  1. Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:

- умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;

- умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ, ЯБЛОКО - ЯБЛОЧНЫЙ) и притяжательные прилагательные от существительных (ЛИСА – ЛИСИЙ);

- умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …;

- умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ – ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД;

  1. Сформированность грамматического строя речи:

- умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения;

- умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;

- умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;

- умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова);

- умение различать понятия «слово», «предложение».

  1. Сформированность связной речи:

- умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;

- умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;

- умение составлять рассказ по сюжетной картине;

- умение составлять рассказ-описание предмета.
      Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги.

       Нужно читать (или рассказывать) детям сказки. Небольшие рассказы не менее получаса в день. Чтение нельзя подменить прослушиванием кассет, телевизором или компьютером  (телевизора вообще лучше поменьше, особенно "взрослого»). В этом возрасте хорошо читать ребенку волшебные сказки разных народов.

       Для обучения чтению тоже нужна определенная готовность как ребенка, так и родителей, пожелавших самостоятельно научить его читать. 

Готовность ребенка: 

• Нужно выучить буквы; 

• Уметь правильно их называть (звуковое название букв); 

• Все звуки произносить правильно, не путать их с другими звуками; 

• Главное – сильное желание научиться читать; 

Готовность родителей: 

• Представление об одной из методик (чтение по складам, глобальное и полуглобальное чтение, традиционное аналитическое чтение, чтение за лидером, комбинаторные методики); 

• Система в занятиях; 

• Подбор индивидуального темпа обучения; 

      Обучение чтению и письму – важная, но не главная часть в развитии ребенка. Важнее желание узнать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение. 

 Признаки  готовности к школе 

• сильное желание учиться (созревание учебного мотива); 

• достаточно широкий круг знаний об окружающем мире; 

• способность к выполнению основных мыслительных операций; 

• достижение определенного уровня физической и психической выносливости; 

• развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств; 

• определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

Стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок: 

• негативно относится к любой умственной деятельности; 

 • не любит отвечать на вопросы, не любит чтение; 

• не может подчиняться правилам; 

• не может подобрать синонимы или антонимы; 

• не умеет ориентироваться на заданную систему требований; 

• не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания; 

• не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия. 

Для предотвращения негативных сторон необходимо: 

• рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе; 

• на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка; 

• воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний; 

• никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил. 



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

"Быть готовым к школе - не значит уметь читать,

писать и считать. Быть готовым к школе –

значит, быть готовым всему этому научиться".

 детский психолог Л.А. Венгер

    Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько аспектов: физическое состояние ребенка; умственная готовность; мотивационная готовность; эмоционально-волевая; психологическая готовность; речевая готовность:

  1. Сформированность четкого правильного произношения всех звуков речи.
  2. Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:

- умение определять место звука в слове (начало, середина, конец);

- умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]);

- умение анализировать и составлять слова из 3-5 звуков;

- умение делить слова на слоги и составлять слова из 2-3 слогов;

- умение различать понятия «звук», «буква», «слог».

  1. Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:

- умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;

- умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные от существительных (ЛИСА – ЛИСИЙ);

- умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …;

- умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ – ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД;

  1. Сформированность грамматического строя речи:

- умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения;

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

"Быть готовым к школе - не значит уметь читать,

писать и считать. Быть готовым к школе –

значит, быть готовым всему этому научиться".

 детский психолог Л.А. Венгер

    Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько аспектов: физическое состояние ребенка; умственная готовность; мотивационная готовность; эмоционально-волевая; психологическая готовность; речевая готовность:

  1. Сформированность четкого правильного произношения всех звуков речи.
  2. Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:

- умение определять место звука в слове (начало, середина, конец);

- умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]);

- умение анализировать и составлять слова из 3-5 звуков;

- умение делить слова на слоги и составлять слова из 2-3 слогов;

- умение различать понятия «звук», «буква», «слог».

  1. Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:

- умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;

- умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные от существительных (ЛИСА – ЛИСИЙ);

- умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …;

- умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ – ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД;

  1. Сформированность грамматического строя речи:

- умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения;

- умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;

- умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;

- умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов;

- умение различать понятия «слово», «предложение».

  1. Сформированность связной речи:

- умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;

- умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;

- умение составлять рассказ по сюжетной картине;

- умение составлять рассказ-описание предмета.

Признаки  готовности ребенка к школе: 

• сильное желание учиться (созревание учебного мотива); 

• достаточно широкий круг знаний об окружающем мире; 

• способность к выполнению основных мыслительных операций; 

• достижение определенного уровня физической и психической выносливости; 

• развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств; 

• определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

Стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок: 

• негативно относится к любой умственной деятельности; 

• не любит отвечать на вопросы, не любит чтение; 

• не может подчиняться правилам; 

• не может подобрать синонимы или антонимы; 

• не умеет ориентироваться на заданную систему требований; 

• не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания; 

• не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия. 

- умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;

- умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;

- умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов;

- умение различать понятия «слово», «предложение».

  1. Сформированность связной речи:

- умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;

- умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;

- умение составлять рассказ по сюжетной картине;

- умение составлять рассказ-описание предмета.

Признаки  готовности ребенка к школе: 

• сильное желание учиться (созревание учебного мотива); 

• достаточно широкий круг знаний об окружающем мире; 

• способность к выполнению основных мыслительных операций; 

• достижение определенного уровня физической и психической выносливости; 

• развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств; 

• определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

Стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок: 

• негативно относится к любой умственной деятельности; 

• не любит отвечать на вопросы, не любит чтение; 

• не может подчиняться правилам; 

• не может подобрать синонимы или антонимы; 

• не умеет ориентироваться на заданную систему требований; 

• не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания; 

• не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».

Уважаемые родители!  Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

Речевая готовность к школе. Задания, игры и упражнения для подготовки детей к школе

Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента — общение...

Речевая готовность к школе.Пора в школу.

Презентация для родителей детей подготовительной группы...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...

Презентация «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении».

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении...

Консультация для родителей "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении" + презентация

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется   уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю сис...