" Трудный ребенок"
консультация на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnyy_rebenok.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Трудный ребенок

      Почему понятие  «трудный ребенок» широко бытует в практике детского сада? По оценкам воспитателей, фактически в каждой группе есть 1-3, а иногда и больше детей; которые с трудом поддаются воспитанию, по отношению к ним малоэффективны многие приемы педагогического воздействия.

       Почему учителя нередко говорят о патологических упрямствах, лености, жестокости детей, которые только - только пришли в первый класс?

       Объяснить это можно тем, что трудновоспитуемость, которая наиболее ярко проявляется в подростковом (11-15) возрасте, не возникает вдруг, ни с того  ни с сего. Она формируется по крупицам, является результатом длительных нарушений процесса  формирования личности. Чаще всего трудный ребенок становится вследствие педагогической запущенности, т.е. неправильного или вовсе неорганизованного процесса воспитания. Таким образом, если понятие «Трудновоспитуемый»говорит о результатах неправильного воспитания , то понятие «педагогическая запущенность» характеризует историю процесса воспитания, в котором допускаются серьезные просчеты, которые, если их своевременно не устранить, рано или поздно приведут к трудновоспитуемости (Л.М. Злобин, В.А. Татенко)

       Итак, педагогическая запущенность  как процесс для многих детей начинается в дошкольном детстве. Именно в эти годы в неблагоприятных условиях жизни и при  неправильном воспитании создаются определенные предпосылки для появления и закрепления таких отрицательных качеств, как жестокость, жадность, лживость, которые лежат  в основу антиобщественного и даже криминального поведения личности в более старшем и зрелом возрасте.

         Недооценку же родителями самых первых стремлении детей 1,5-2 лет к самостоятельности (самому снять штанишки, ботиночки, подать бабушке очки, принести комнатные туфли маме, отцу) исследователи связывают с появлением привычки  добиваться результатов только с помощью взрослых, упрямства, пассивности, лени которая народная педагогика считает матерью всех пороков. Если своевременно не принять меры по нормализации воспитательной ситуации, то к 6-7 годам  у детей могут сформироваться отдельные отрицательные черты характера.

        Как бы ни были серьезны нарушения в поведении дошкольника, младшего школьника, они не затрагивают всю систему его отношения к другим.

        Как правило дети сохраняют доброе расположение к взрослому, стремление быть хорошими, всегда ищут человека, у которого они могли бы заслужить одобрение.

      Улучшение семейных условий, поступление в класс к хорошему, чуткому учителю , целенаправленная кропотливая работа педагогов  с такими детьми и их родителями всегда дают положительные результаты.

Когда речь идет о детях дошкольного и  младшего школьного возраста,  мы предлагаем использовать термин «педагогическая запущенность». Ребенок запущен взрослыми людьми, в первую очередь родителями. Они не сумели или не хотели дать ему все то, что необходимо для его нормального развития; в итоге малышу трудно общаться с педагогами и товарищами по группе. Он часто просто не знает, что тот или иной его поступок плох, а его во всех случаях одергивают, стыдят наказывают.

     Осознавая всю сложность проблемы формирования и преодоления  ПЗ в детском саду, следует помнить, что пластичность нервной системы дошкольников создает наиболее благоприятные предпосылки для исправления  поведения и личных качеств ребенка.

Недооценка роли раннего периода детства как наиболее благоприятного для профилактики педагогической запущенности детей обусловлена самим характером их поступков, которые как известно не таят в себе серьезной опасности для окружающих. Опасность, которую они представляют для самого ребенка зачастую в расчет не берется. К тому же родители и воспитатели маленьких детей всегда имеют в своем распоряжении средства воздействия , которые не будучи целесоообразными с педагогической точки зрения , все же до поры до времени дают сиюминутный результат(например окрик, отстранение от игры). В таких случаях не учитывается главное: если вовремя не остановить ребенка, совершившего первый, пусть самый незначительный проступок, не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его действий,  то у малыша может сформироваться искаженное понимание основных нравственных ценностей.

Таким образом, мы понимаем ПЗ как двусторонний процесс неблагоприятного воздействия  на ребенка и накопления последним нежелательных качеств.

  Что качается содержательной стороны ПЗ, то она может быть разнообразной.

 Собственная педагогическая запущенность. Для нее характерны отдельные неглубокие и неустойчивые нарушения в отношении ребенка с окружающими.

 Рассмотрим такой пример: Руслан 6 лет хорошо развит, активен на занятиях , пользуется авторитетом у товарищей. По дороге в детский сад мальчик угнал ничей велосипед, который стоял возле дома. Опасаясь расспросов воспитателя, он спрятал его в кустарнике и целую неделю катался на нем по вечерам, пока не создал на дороге аварийную ситуацию и чуть - чуть не погиб. Родители узнали о краже лишь после ДТП. Родители выплати владельцу штраф. Однако родителям не удалось доказать Руслану на неправомерность поступка «Это мой велик, он уже давно у меня». Я не крал его.

          Неблагоприятные условия жизни и воспитания нередко ведут к появлению задержки психического развития дошкольника, которая в дальнейшем не только не позволяет ребенку учиться в школе, но и в особых случаях ставить под удар его здоровье - дети страдают патологической возбудимостью, несобранностью, жалуются на головную боль, плохо спят, не могут справится с простыми умственными задачами и наряду с этим нарушают нормы поведения в детском саду или школе(Дубинская А., Плуде В.,)Дети с ЗПР всем видам деятельности предпочитают игры, характерные для малышей (например катают взад-вперед машинку)избегают общение с товарищами по группе и более старшими детьми, не доводят до конца начатое дело, бывают капризными особенно в присутствии матери. У них не сформированы познавательные потребности. Эти дети не любят книгу, занятия, не проявляют интереса к окружающему. Трудности связанные с воспитанием такого ребенка еще больше скажутся когда он пойдет в школу. И поскольку коррекция поведения ребенка с возрастом  не становится проще, а наоборот усложняется, то в детском саду необходимо все сделать для преодоления ЗПР таких детей.

         Распространение  формы педагогической запущенности является избалованность.

         Избалованные дети растут, как правило, в благополучных, материально обеспеченных семьях, где на единственного ребенка активно влияют родители, бабушки, дедушки, другие родственники. Здесь дети с первых дней жизни привлекают к особенному положению «кумира» семьи, все пожелания которого немедленно удовлетворяются. Такие дети, как правило, хорошо развиты, умеют продемонстрировать свои достижения пред знакомыми и воспитателями. Они знают правила поведения, но придерживаются их лишь тогда, когда эти правила помогают им выгодно оттенить свои достоинства. В общении с товарищами часто бывают грубыми, претендуют на главные роли в играх и на утренниках. Необходимость уступить свое лидерство нередко вызывает взрыв, обиду, демонстративный выход из игры или другой деятельности. Избалованные дети не приучены к труду, не доводят до конца неинтересное им дело. Например, Миша (5 лет) проявляет большую невыдержанность на занятии по родному языку, На замечание воспитателя: Нельзя на все отвечать только тебе», отвечает: «Мне можно, потому что я самый умный в детском саду» - и продолжает нарушать дисциплину. На занятии по конструированию выглядит притихшим, работа руками ему явно не дается. Поняв, что он так и не сумеет склеить коробочку, отодвигает все от себя со словами: «Не хочу, не люблю я это дело». Воспитательную ситуацию в семье Миши ярко характеризуют слова его дедушки: «Я сам уже 30 лет преподаю, но перед очарованием моего внука педагогика бессильна!».

        Избалованность может развиваться и в результате болезненности ребенка, стать следствием щадящего воспитания, которое продолжается после выздоровления. В этих ситуациях дети бывают менее самоуверенны, но еще бале капризнее и изнеженны. Позиция родителей здесь чаще всего отражает страх перед той болезнью ребенка, которую пережила семья.

        К сказанному можно добавить, что родители, которые избаловали детей, часто проявляют недоверие воспитателю, считаю, что в детском саду не оценили достоинств из ребенка, несправедливы к нему. Последнее еще больше осложняет коррекцию поведения малыша и работу педагогов с семьей.

         Вместе с тем каждый случай педагогической запущенности требует и специально психолого-педагогической диагностики. При этом глобальная оценка поведения типа «непослушный», «невоспитанный», «неразвитый» и т.д. совершенно недостаточна для того, чтобы оказать действенную помощь ребенку и его родителям. Нужен более тонкий диагноз, который охватывает самые важные стороны жизни малыша в детском саду и семье, дает конкретный ответ на ряд вопросов, в частности: чем именно обусловлены трудности воспитания ребенка, какие его качества нуждаются в совершенствовании, как он относится к различным видам деятельности, особенно к труду, развиты ли у него познавательные интересы; какого его отношение к товарищам, доверяет ли оно воспитателю, какие факторы окружающей среды способствовали формированию у ребенка отрицательных качеств личности и прожалжают ли они свое действие на него в настоящее время. С особым вниманием следует отнестись в положительным качествам дошкольника, учитывая, что самое маленькое и незначительное из них может подсказать направление воспитательной работы с ним. Процесс изучения личности ребенка одновременно является и первым этапом его в перевоспитании. Очень хорошо, если с этого этапа начинается и сотрудничество воспитателя с родителями. Действительно, предложение разобраться в сложном характере сына или дочери, чтобы лучше подготовить его (её) к школе, помочь ребенку и им, родителям, преодолеть отрицательные проявления, всегда находит отклик у отцов и матерей.

         Наиболее доступным и достаточно эффективным методом изучения личности ребенка является целенаправленное педагогическое наблюдение. Оно дает лучшие результаты, если воспитатель организует его поэтапно, выделяя из общей программы конкретный вопрос, на который надо ответить. Например, заметив недостатки в трудовом воспитании дошкольника, педагог старается получить более точные данные об их характере. С этой целью он создает педагогические ситуации, в которых прослеживает, все ли виды труда одинаково неинтересны воспитаннику, одинаково он относиться к своей и общественной собственности, к предметам и игрушкам, которые принадлежат другим детям, охотно ли помогает товарищам, взрослым, доводит ли начатое дело до конца. Результаты наблюдений (желательно сами факты-поступки, действия ребенка, рассказы родителей о нем, а не оценки и суждения об этих поступках и действиях) обсуждаются на педсовет, со сменным воспитателем, заведующей.

          Для изучения личности ребенка, помимо наблюдений, следует использовать беседы отдельные поручения и задания ему, рисование по замыслу или на определенную тему. Например, беседа «Самый интересный выходной день» рисован на тему « Как мы трудимся дома и др. помогут воспитателю установить, что нравиться малышу, подчеркнуть новые сведения о его семье.

           Первый опыт взаимоотношений с окружающим приобретается в семье. Все, что наблюдает ребенок в родительском доме, воспринимается им как норма, как модель человеческих отношений, эталон для его собственного поведения. Поэтому корни трудностей, которые встречаются в воспитании в детском саду или подчас в школе, находятся в семье. И поскольку неправильные представления о том, что можно и чего нельзя делать, где добро, а где зло, что хорошо и что плохо, восприняты ребенком от родителей, как единственное возможные, то изменить их нельзя, не изменив воспитательную ситуацию в семье, не убедив родителей в необходимости более или менее глубокой перестройки их влияния на ребенка.

       В первую очередь неблагополучные семьи, т.е. такие, в которых имеются источник отрицательного влияния на детей, где родители или не уделяют достаточного внимания воспитания ребенка, или оказывают разрушительное влияние на его неокрепшую личность. К этой категории относятся семьи пьяниц, тунеядцев и других антисоциальных элементов. Дети в них отличаются особой запущенностью, неухоженностью, неумением контактировать со сверстниками и взрослыми. Зачастую они просто не знают что кроме окриков, грубостей, побоев, существуют и другие формы общения между людьми, и страдают от недостатка внимания взрослых. Окружающие, в том числе соседи по дому, часто с недоверием и предубеждением относятся к этим детям, запрещают своим ребятам играть с ними, приглашать их к себе домой. Повлиять на такую семью очень трудно. Детский сад может это сделать лишь с помощью общественных и юридических органов, трудовых коллективов, в которых работаю родители. Перед детским учреждением в таких случаях стоят сложные задачи: во-первых, объединить усилия причастных к рассматриваемой проблеме организаций и лиц оздоровлению воспитательной ситуации семьи, во-вторых, компенсировать недостатки семейного воспитания, т.е. в услових детского сада дать ребенку максимум того, что он мог бы получить в хорошей, благополучной семье, подготовить его к обучению в школе, к общению с товарищами по классу, учителем. Опыт лучших педагогических коллективов свидетельствует о посильности этих задач.

Иного подхода требуют педагогически ослабленные семьи.

Например, такие, в которых родители не в состоянии активно участвовать в воспитании ребенка: инвалиды или люди, в силу специфики своей профессии подолгу не бывающие дома (проводники вагонов, чабаны).

Особую группу педагогически ослабленных семей составляют неполные семьи, т.е. такие в которых не одного из родителей. Эти семьи можно и следует выявить в результате анализа документации, которая оформляется при поступлении ребенка в дошкольное учреждение: в дальнейшем посредством наблюдений, тактичных бесед с родителями данные о них уточняются и расширяются. Педагогически ослабленная семья особо нуждается в помощи воспитателя. В отличие об неблагополучных семей, которые, как правило, не осознают необходимости такой помощи, члены этих семей с большим вниманием и благодарностью воспринимают заботу дошкольного учреждения об их ребенке охотно повышают свою педагогическую культуру.

Большего внимания к себе требуют такие семьи, которые воспитываю единственного ребенка. Здесь, особенно если в воспитании активно участвуют бабушки и дедушки, часто растут избалованные дети, у которых формируются завышенные представления о своих возможностях и такие же потребности.

        Даже самого запущенного ребенка можно и нужно перевоспитать уже в детском саду, не откладывая исправление каких-то недостатков на школьные годы. Следует помнить, что дошкольники наиболее податливы положительному влиянию. Неудачи воспитания или перевоспитания не свидетельствуют о неисправности ребенка, а говорят лишь о том, что педагогом избран неправильный путь влияния на него.

         В ориентировочную программу перевоспитания педагогически запущенного ребенка можно включить такие разделы:

1. Краткая характеристика условий воспитания ребенка в семье.

2. Педагогический диагноз: в чем проявляется педагогическая запущенность, что необходимо исправить в поведении и развитии дошкольника. Положительные качества ребенка, на которые можно опираться в процессе воспитания. Какие виды деятельности оп предпочитает, с кем дружен.

3. Воспитательные задачи и пути их разрешения: какие качества личности следует сформировать у ребенка и сто для этого надо предпринять в различных видах деятельности – игровой, трудовой, самостоятельной, художественной, учебной; вечером, если малыш посещает круглосуточно группу.

4. работа с родителями: достигнуто ли взаимопонимание между воспитателями и родителями в оценке личности ребенка, в том, какие задачи стоят перед ними и каковы пути их решения. Привлечение родителей к воспитательной работе в детском саду. Нужно ли вмешиваться общественности в воспитание ребенка. Кого следует привлечь в помощники, в чем может выразиться эта помощь.

5. Основные этапы работы с ребенком и его родителями. Какие воспитательные задачи нужно решить в первую очередь, какие в последующем.

        Учет возраста детей- необходимое условие успешных усилий по преодолению ПЗ. Так, в младших группах оценка лучше воспринимаются тогда, когда относится к личности ребенка непосредственно одобряя его: «Молодец, Вася, хорошо поступил, всегда так делай». Для детей старшего дошкольного возраста более убедитльно звучит похвала, раскрывающая общественную ценность их поступков, подчеркивающая принадлежность ребят к определенному коллективу: «Посмотрим, какой порядок навели Таня и Галя на участках малышей. Ай да молодцы девочки, все сделали, как надо. Хоть сейчас можно выводить малышей на прогулку. Заведующая придет, наверно всем вам спасибо скажет!» - говорит воспитатель радуется. Реагируют на поощрения и похвалу дети, страдающие различными видами педагогической запущенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

трудный ребенок

материал для размышления родителям и детям...

Как работать с трудным ребенком?

Как работать с трудным ребенком....

Всеобуч на тему "Трудный ребенок"

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...

Семинар - практикум «Трудности «трудного ребенка»»

Семинар - практикум проблемной группы специалистов социально-реабилитационного центра...

Мысли "трудного" ребенка

Мысли "трудного" ребенка  Дорогие мои родители!   - Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю ...

"Трудный" ребенок

Совет родителям, как помочь себе и детям в возникших трудных ситуациях. Как успешно избегать их....