консультация для родителей.
консультация на тему

Волкова Наталья Михайловна

Консультация для родителей по гендерному воспитанию в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕНДЕРНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ  ОТНОШЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ  К  РЕБЕНКУ  ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

МАТЕРИНСКОЕ  ОТНОШЕНИЕ

Говоря о родительских отношениях,  традиционно разделяют материнское и отцовское отношение как различающиеся по содержанию,  природе, генезису и формам проявления.  Внешний мир открывается ребенку через взрослого и в первую очередь выступает как  мир человеческих отношений, мир людей.  Винникотт рассматривает способность матери создавать благоприятную среду  для развития ребенка  как ее природную способность. Мать не только обеспечивает условия  телесного, физического развития ребенка, но и , реализуя функцию телесного контакта, обеспечивает процесс персонализации- становление «я» ребенка. Терпение к проявлениям агрессивности,  забота о ребенке,  удовлетворение его потребностей,  реализация матерью «поддерживающего» поведения  создают условия для гармоничного  развития ребенка.

Выделяется шесть этапов  онтогенеза материнской сферы, определяющих становление материнской позиции женщины и ее психологическую готовность  к реализации  родительской функции.

ПЕРВЫЙ  ЭТАП – взаимодействие с матерью начинается с  внутриутробного развития и продолжается всю жизнь. Данный этап определяет формирование  ценностной и эмоциональной  основы материнского поведения. Мать выступает для девочки  значимой фигурой, кристаллизующей в себе образ материнства, посредником между ребенком и социокультурной практикой  материнства. Опыт взаимодействия с матерью составляет основу формирования  собственной материнской идентичности женщины.

ВТОРОЙ  ЭТАП  - игровой - обеспечивает ориентировку девочки  в содержании материнской роли  в условиях наглядного моделирования  в сюжетно-ролевой игре. Игра   « в семью» и «дочки-матери» открывает для ребенка возможности  экспериментирования в области  материнского поведения , формирование устойчивого образа- эталона  материнской роли.  Одной из первых игрушек, вручаемых девочке родителями , была кукла. По тому как содержалась кукла, какие на ней были наряды,  как играла с ней девочка,  судили о  том,  какой матерью она станет.

ТРЕТИЙ  ЭТАП -  привлечение девочки к реальному уходу  за младенцем и его воспитанию. Нянченье в современной семье связано с рождением второго ребенка.  Сенситивным периодом  формирования установки на нянченье  является возраст  6-10 лет. Именно тогда ребенок, ухаживающий за младенцем, получает возможность реализовать  свою потребность в серьезной, взрослой, социально значимой деятельности, причем в привлекательной для него игровой форме и без принятия всей полноты ответственности за благополучие и здоровье малыша.

ЧЕТВЕРТЫЙ  ЭТАП -  дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер  приходится на период полового созревания.  Главной задачей здесь становится интеграция ценностей половой жизни  и материнства на основе их первоначального разделения.  Психологические проблемы  связи рождения ребенка  и собственно сексуальных отношений, в частности внебрачной беременности  и воспитания ребенка,  предохранение от беременности и ее планирование,  определяют развитие мотивационной и ценностно - смысловой  сферы материнства.

ПЯТЫЙ  ЭТАП - взаимодействие с собственным ребенком- включает несколько периодов, определяющих формирование  материнской позиции в периоды   беременности и его воспитания.

ШЕСТОЙ  ЭТАП - формирование привязанности и любви к ребенку как личности.  На этом этапе  происходит развитие отношения  матери к ребенку в направлении преодоления  симбиотического типа отношений и дифференциации границ   «я - ребенок».

ОТЦОВСКОЕ    ОТНОШЕНИЕ

Чувство отцовства приходит позже и не в той форме, что у женщины. В отличии от мате5ринства, состояния чаще бессознательного, инстинктивного, отцовство- явление скорее  мировоззренческого характера, нежели чувственного.  Оно свидетельствует не столько  о физической зрелости, сколько о духовной и социальной. Роль отца как главы семьи - это роль  уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей: от него ожидается  сдержанность в проявлении чувств, справедливая и беспристрастная оценка положительных и отрицательных событий.

Первое и главное качество хорошего отца-это  являть собой пример   образца мужчины.  Подобное качество он приобретает задолго до того как стать отцом, и это единственная гарантия, что время, которое  мужчина уделяет своим детям, действительно необходимо им. Именно в общении с отцом мальчик учится  быть мужчиной, приобретает  типично мужские черты характера.  А не будь мужчины в семье, мальчику многого  недоставало бы, потому что матери может подражать только дочь. Девочка, когда в ней начинает пробуждаться женственность ,  способна многому научиться  у отца.  У нее складывается точное  представление о том, что  собой представляет мужчина в домашней жизни, и она узнает,  как  мужчина относится к женщинам,  являясь невольным свидетелем  повседневных взаимоотношений  родителей.  Она понимает природу мужчины, подмечая множество тонких нюансов в поведении родителей.

Современный тип отцовства характеризуется значительным разнообразием параметров участия отца  в воспитании ребенка:

--доступность (присутствие отца и возможность ребенка обратиться к нему)

-- включенность в совместную деятельность (прямые контакты, уход за ребенком)

-- ответственность (финансовое и материальное обеспечение, организация образовательно-воспитательной среды)

-- мониторинг (информированность о занятиях ребенка, его местонахождении, интересах, желаниях, потребностях)

Активное участие отца в воспитании маленького ребенка способствует благополучному эмоциональному развитию.  Отец должен участвовать в воспитании ребенка с первых минут его появления на свет. Эмоциональное отношение между ребенком и отцом – результат частого взаимного общения, оно складывается в мелких делах, которые кажутся незначительными. А из повседневных мелочей  вырастает нечто очень важное - отношения между отцом и сыном, отцом и дочкой; отношения более важные для судьбы и будущего детей, чем отношения с матерью. Отец умеет критиковать не затрагивая  отношений с ребенком, у матери же каждое слово касается отношений, любви. Отцовская критика - просто критика, материнская - отказ в любви (так кажется ребенку).

Считается, что отцы в большей мере, чем матери, строят свое поведение в зависимости от пола ребенка и, следовательно, играют большую роль в формировании половой идентичности.  Матери относятся к своим сыновьям и дочерям в равной степени заботливо, безотносительно к их половой принадлежности.

В воспитании детей отец определяет  «генеральную линию», т.к. меньше, чем мать, поддается колебаниям чувств и смене настроений, более беспристрастен и требователен. Если женщина эмоциональный лидер в семье, то мужчина - волевой.

Гендерная ориентация нужна, пусть отец покупает сыну  игрушечные машины, пистолеты. Приглашает помогать во дворе, гараже, а дочери покупает куклы и делает ей комплименты.

Правильно ориентировать девочку - значит одевать и воспитывать в соответствии с полом, развивать интерес к женским занятиям и играм, прививать женские навыки, поощрять отзывчивость и заботливость будущей мамы, развивать восприимчивость к прекрасному, искренность, справедливость (девочки к ней особенно чувствительны).

В воспитании мальчиков есть свои нюансы. Чтобы сформировать в будущем мужчине  чувство ответственности и самостоятельности, необходимо давать возможность ребенку принимать решения самому. Целесообразно создавать такие ситуации, в которых он мог бы проявить себя как представитель «сильного» пола, приучался бы брать на себя большую нагрузку, ответственность за «слабых». Если мальчика не увлечь  каким-то мужским делом, видом спорта, он не сможет в дальнейшем стать авторитетным человеком  в мужском коллективе.

С самого рождения ребенка  взрослые относятся к нему по разному в зависимости от его пола.  Мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а это воспитывает у мальчиков большее сопротивление.

Отношение отца к детям  разного пола отличается от отношения матери. Они почти не взаимодействуют  ни с сыновьями, ни с дочерьми  на протяжении первого года жизни, а впоследствии проявляют вдвое большую активность  во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми. Вместе с тем отцы больше утешают девочек, когда они огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков, а матери более снисходительны  и терпимы к сыновьям  и разрешают им больше проявлять агрессию  в отношении родителей, чем девочкам. Что касается наказаний -отцы предпочитают физические , а матери  непрямые и более психологические воздействия и на сыновей и на дочерей.

Родители обращаются с разнополыми детьми так, чтобы приспособить их поведение к принятым нормативным ожиданиям.  Мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек - за послушание и заботливость. Поведение не соответствующее  полоролевым ожиданиям  влечет отрицательные санкции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...