Консультация для родителей. Приемы обучения детей рассказыванию.
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Консультация для родителей. Приемы обучения  детей рассказыванию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ.

Подготовила: 
Гузева М.С.

МКДОУ «ЦРР – Детский сад»

План.


  1. Рассказывание как средство обучения связной речи.

  2. Приемы: 


а) совместное рассказывание;

б) образец рассказа;

в) анализ образца рассказа;

г) план рассказа;

д) коллективное составление рассказа (подгруппами, по частям);

е) моделирование (виды моделей);

ж) оценка детских монологов.


Средством обучения связной речи является рассказывание детей. В трудах Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, М.М.Кониной, О.И.Соловьевой и др. показана роль рассказывания в развитии связной детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. В многолетней практике выделены следующие приемы:


^ Совместное рассказывание – это совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. В младшей группе – в индивидуальной форме, а в средней старшей группе – со всеми детьми. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи (жила-была…, однажды… и т.д.). Совместное рассказывание с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.


^ Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Широко применяется на начальных этапах обучения. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи.

Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. Он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность. Образец используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов.

^ Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

^ План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному выполнению деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и время действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке. В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной группе дети могут воспроизводить план и контролировать следование ему рассказчиками. План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением.

^ Коллективное составление рассказа используется в основном на первых этапах обучения рассказыванию. Воспитатель начинает предложение, а дети продолжают. В процессе последовательного обсуждения плана дети вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель повторяет весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы, затем рассказ повторяют дети.

^ Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами (серии сюжетных картинок в рассказывании на свободную тему).

Составление рассказа по частям – это, когда каждый из рассказов создает часть текста (серия сюжетных картинок). Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.

Моделирование используется в старшей подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Используются разные виды моделей (круг, разделенный на 3 неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа). Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н.Г.Смольниковой). Ориентиром для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания статья Т.Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов. Д/в. – 1990 - № 10. Можно использовать абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения (геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка). Функции заместителям детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки – заместители. Широкую известность приобрели работы Л.А.Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности.

Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаются картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

^ Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего, воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться. В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших группах указывает на недостатки, чтобы дети знали, чему им еще предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети. Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.


МКДОУ «ЦРР
Детский сад – Счастливое детство»
^ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ В СТАРШЕЙ И


ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.


Подготовила: 

воспитатель

Гузева М.С

МКДОУ «ЦРР Детский сад - Счастливое детство»


План:


  1. Значение сказки для детей.

  2. Анализ сказки в старшей и подготовительной группах.

  3. Приемы восприятия сказки (беседа).


а) Эффективность приемов в беседах по сказке (вопросы, рассматривание иллюстраций, словесные зарисовки, повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, рассказ о самом смешном и самом грустном эпизоде сказки, драматизация отрывков и т.д.);

4) Специфические особенности жанров сказки в подготовительной группе.


Сказки служат могучим, действительным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. 

В старшей группе после рассказывания сказки необходимо так проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное ее содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям. 

Пример: После рассказывания сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» нужно спросить детей: «Что я вам рассказала?» Почему вы думаете, что это сказка?» «О чем в ней рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается. Кто из вас запомнил песенку козленочка и ответ Алёнушки и может повторить их? Какие слова вам особенно запомнились?» Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств ее художественной выразительности (зачин, повторы, концовка). 

^ В старшей группе надо чаще использовать присказки; желательно, чтобы по своему настроению присказка была связана с произведением. Обычно во втором полугодии дети, научившись внимательно вслушиваться в присказку, довольно верно угадывают, о чем будет идти речь. Например: «Лиса по лесу ходила…», «Кот в печи пироги печет…», Посылали молодицу по водицу…» и т.д.

Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и др.). После рассказывания сказки воспитатель проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т.е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.

^ Существует множество приемов, наиболее эффективных в беседах по сказкам: вопросы – они должны быть разнообразными по своей направленности: помочь, точнее охарактеризовать героев сказки, или помочь детям почувствовать главную идею сказки и т.д.

^ Важно рассматривание иллюстраций, т.к. они помогают понять сказку. Также нужны словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали бы к данной сказе.

Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и др. средства выразительности.

По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

Эффективным приемом является драматизация сказки или отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например: диалог зайца и тети вороны (сказка «Заяц – хваста»).

^ В подготовительной группе на занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа. Эти задачи могут решаться на каждом занятии по рассказыванию русских народных сказок, но особенно они нужны при чтении или рассказывании авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например: после рассказывания сказки спросить детей: «Что я сейчас вам рассказала: сказку или рассказ?» Дети начинают рассуждать, что в рассказанном произведении звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках. Стало быть, рассказанное произведение – сказка!

Так в самой элементарной форме дети начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки. Систематическая работа по развитию поэтического слуха приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок и рассказов.

 Театральная постановка сказки

Кот, петух и лиса.


Подготовила:
воспитатель

Гузева М.С.

МКДОУ «ЦРР Детский сад – Счастливое детство»
^ Кот, Петух и Лиса
Сценарий для постановки русской народной сказки.

Действующие лица:

Кот
Петушок
Лиса
Чучелка
Тёма.^ Слева изба Кота и Петушка, справа изба Лисы. Между ними лес. На втором плане слева луг, справа лес. Из избушки слева выходит Кот. В окошко выглядывает Петушок.

Кот.

В лес иду я за дровами,
Печку нечем нам топить.
В доме ты теперь хозяин,
Будешь дом наш сторожить.
Ухожу я ненадолго,
Не скучай, не унывай.
Ни лисе, ни злому волку -
Никому не открывай!


Возвращайся поскорее,
Страшно дома одному.
Не волнуйся, нашу дверь я
Не открою никому.

^ Петушок прячется в дом. Кот идет к лесу.

Кот (поет)

Как в избушке у опушки
Петушок живет и кот.
Васька днем печет ватрушки,
Петя песенки поет.
Петя - петушок отважный,
Не боится никого.
Только оставлять мне страшно
Петю дома одного.
Мяу, мяу! Мяу-мяу!
Мяу-мяу! Мур! Мур! Мур!

^ Кот скрывается в лесу. Из избушки справа выходит Лиса и идет к дому Кота и Петушка.

Лиса (подпевает)

Обожаю, обожаюа обед готовить кур!
Вот и славно! Вот и славно!
Хорошо наш кот поет не знает, и не знает,
Что лиса уже идет!

^ Лиса скрывается за деревьями, выходит из леса перед домом Петушка и стучится в дверь.

Лиса

Тук-тук-тук! Гостей встречайте,
Еле дом я ваш нашла.
Вася, Петя, открывайте,
В гости к вам лиса пришла!

^ Петушок не показывается, слышен только его голос.

Голос Петушка

Что-то не припоминаю,
Чтоб тебя я в гости звал.

Лиса.

Как же? Как же? Вася к чаю
Мне вчера придти сказал!

Голос Петушка.

Так ведь он ушел недавно.

И велел не открывать.

Лиса.

Вот и ладно! Вот и славно!
Будем вместе Васю ждать!
Петя, Петя, петушок,
Золотистый гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку!

^ Петушок выглядывает из окошка, Лиса его хватает и бежит к лесу.

Петушок (кричит)

Ой, несет меня лиса
За дремучие леса,
Зa гору высокую,
Зa реку широкую!
Вася, где ты, отвечай!
Друг сердечный, выручай!

^ Из леса навстречу Лисе появляется Кот с вязанкой дров, бросает ее и набрасывается на Лису.

Котот тебе, лиса-плутовка,
Длиннохвостая воровка!
Я когтистой лапою
Бок твой исцарапаю!

^ Лиса бросает Петушка и убегает в лес. Кот бережно поднимает Петушка и вместе с ним идет домой.

Кот

Что ж ты мой наказ нарушил,
И пока я был в лесу,
Друга Васю не послушал.

И домой пустил лису?

^ Петушок (виновато)

Не пускал я в дом злодейку,
Только выглянул в окно.
А она как хвать за шейку!

Кот.

То-то Петя и оно!
Из тебя, попомни слово,
Пух и перья полетят.
И плутовка блюдом новым.
Станет потчевать лисят!
Не выглядывай в окошко,
И с лисой не говори.
В лес пойду, давай лукошко.
Хорошенько дверь запри!

^ Петушок входит в дом и выносит Коту лукошко. Кот с лукошком идет к лесу, а Петушок скрывается в доме.

Кот (вздыхает)

Как лисе тут не слукавить,
Нет доверчивей его.
Ох, и страшно мне оставить
Петю дома одного!

^ Кот входит в лес, и тут же из леса выбегает Лиса, подбегает к дому Кота и Петушка.

Лиса (вкрадчиво)
Петя, Петя, петушок,
Золотистый гребешок.
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку!
Для тебя лисичка.
Принесла пшенички!

^ Петушок не отзывается и не выглядывает.

Лиса
Петя, Петя, петушок,
Золотистый гребешок,
Выгляни в окошко,
Ну, хоть на немножко!

Голос Петушка.
Нет, меня ты не обманешь!
Про тебя мне кот сказал,
Что жалеть меня не станешь -
Съешь и все!

^ Лиса (возмущенно)


Какой нахал!
Ну, зачем тебя мне кушать?
Моему ты сердцу мил,
Петя, ты кота не слушай,
Он неправду говорил!
Приходи ко мне в избушку,
Посмотреть, как мы живем.
Угощу тебя ватрушкой,
Научу петь соловьем!

^ Петушок выглядывает из окошка, Лиса его хватает и бежит к лесу.

Петушок (кричит)
Ой, несет меня лиса.
За дремучие леса,
Зa гору высокую,
Зa реку широкую!
Вася, где ты, отвечай!
Друг сердечный, выручай!

^ Лиса утаскивает Петушка в свою избушку. Из леса слева выходит Кот с корзиной зерна и идет к своему дому.

Кот

Петя, Петя! Выходи,
Да в корзинку погляди -
До краев она полна
Золотистого зерна!

^ Кот входит в дом, тут же выбегает из него и бежит к дому Лисы.

Кот.

Ох, плутовка, утащила,
Сердце чуяло мое.
Петя, ну зачем, друг милый,
Ты послушался ее?

^ Кот забегает в лес и почти сразу же выглядывает из-за леса с правой стороны.

Кот (поет)

У Лисафьи, у кумы,
До небес хоромы.
Знаем, знаем точно мы,
Что Лисафья дома!
У нее-то, у нее
Детки-однолетки.
У нее-то, у нее
Просто чудо-детки!
Дочку Чучелкой зовут,
А сыночка Темой.
Не сочтите вы за труд,
Выйдите из дома!

^ Из окна выглядывает Лиса, а Кот прячется.

Лиса
Кто тут сладко так поет,
Кто наш домик хвалит?
Пусть он в гости к нам зайдет,
Песней позабавит.
Пригласим его мы к нам
Вместе отобедать.
Я такому гостю дам
Петушка отведать!
Ну-ка дочка, посмотри,
Кто там, на опушке,
И его уговори
Песню спеть в избушке.

^ Лиса прячется в домик. Чучелка выходит из дома, идет к лесу, Кот хватает ее.

Кот (поет)
У Лисафьи, у кумы,
До небес хоромы.
Знаем, знаем точно мы,
Что Лисафья дома!
У нее-то, у нее
Детки-однолетки.
У нее-то, у нее
Просто чудо-детки!
Дочку Чучелкой зовут,
А сыночка Темой.
Не сочтите вы за труд,
Выйдите из дома!

^ Из окна выглядывает Лиса, а Кот, держащий в лапах Чучелку, прячется.

Лиса (восхищенно)
Ах, как славно он поет,
Как наш домик хвалит.
Пусть он в гости к нам зайдет,
Песней позабавит.
Где же Чучелка, куда
Дочка запропала?
Тема, ты сходи туда
(строго)
Я кому сказала!

^ Лиса прячется в домик. Тема выходит из дома, идет к лесу. Кот хватает и его.

Кот (поет)
У Лисафьи, у кумы,
До небес хоромы.
Знаем, знаем точно мы,
Что Лисафья дома!

^ Кот вместе с лисятами прячется. Из окна выглядывает Лиса.

Лиса
Я от песни без ума,
Устою едва ли!
Ладно, уж, пойду сама!

Лиса выходит из дома, а из леса выходит Кот с лисятами.

Кот.

Вот и я! Не ждали?

^ Лиса (возмущенно)
Ах, разбойник! Ах, злодей!
Хуже нет на свете!
Отпусти моих детей!

Кот.
Отдавай мне Петю!
А не то твоих лисят
Я не пожалею!

Загадки о сказках.


Всех важней она в загадке.
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка)
из русской народной сказки «Репка» 

.

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти Маленькие дети?
(Семеро козлят)
из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»


Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне.

И женился на царевне.
(Емеля)
из русской народной сказки «По щучьему веленью»


Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть – самобранка)
из русских народных сказок


Сладкий яблок аромат.
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
(Жар-птица)
из русских народных сказок
1.
Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ.
(Иголка)


Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
(Ступа)


И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.
(Айболит)
из сказки К. И. Чуковского «Айболит»


В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)
из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»


У Золушки с ножки свалилась случайно.
Была не простою она,
А хрустальной.
(Туфелька)
из сказки Шарля Перро «Золушка»
2
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)


«Нам не страшен серый волк,
Серый волк – зубами щелк»
Эту песню пели звонко.
Три веселых ….
(Поросенка)


А эта дружила с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята, – ….
(Мальвина)


Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей.
(Крот)


Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!
(Красная Шапочка)


На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился ….
(Колобок)


Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)
3
Она красива и мила,
Имя ее от слова «зола».
(Золушка)


Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла.
(Золушка)


Кто любил играть и петь?
Два мышонка –
(Круть и Верть)


Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ….
(Айболит)


У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..
(Буратино)


Она была подружкой гномов.
И вам, конечно же, знакома.
(Белоснежка)


^ Пословицы и поговорки, ПРИСКАЗКИ

Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.

В некотором царстве, в некоем государстве.
В тридесятом царстве.
В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь; влево поедешь — самому живу не быть.

>
Жил-был царь овес, он все сказки унес.

За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.
За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Змей - Горыныч.

< Из милости копытом траву-мураву досягает.
Из сказки (Из песни) слово не выкидывается.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!

На поле-поляне, на высоком кургане.
Не белы снега в чистом поле забелелись...
Не за былью и сказка гоняется.
Не лебедь белая (серая) выплывала...
Не сизый орел, не ясный сокол подымается...
Не туман сизый с разделу подымается...
Не черны леса дремучие чернеются...
Небылица в лицах.
Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать.

Облачается небесами, подпоясывается заря-ми, застегивается звездами.
Огнем дышит, полымем пышет.

.
Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.

.
Сапоги-самоходы.
Свинка — золотая щетинка.
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Семи пяденей во лбу.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Сивка-бурка, вещий каурка.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Скатерть-хлебосолка.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Слышно, как трава растет.
Стань передо мной, как лист перед травой!
Сума, дай пить и есть.

Тише воды, ниже травы.
Тугой лук.

Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.

< Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост!

Сценарий спектакля

«Волшебный цветок»

Цель: Учить детей обыгрывать сказку

и передавать характерные особенности сказочных героев

Задача: Развивать творческие способности ребенка.

Помочь совершать добрые поступки по собственной воле.

Автор сказки

Воспитатель М.С. Гузева

МКДОУ «ЦРР-ДС «Счастливое детство»

Действующие лица:

Девочка Маша

Старичок-Лесовичок

Волк

Заяц

Лиса

Медведь

Птичка

Оформление сцены:

Панно с изображение леса

Домик Лесовичка

Деревья, птицы, поляна с цветами.

Девочка: Я по лесу гуляю, цветочки собираю, я их в корзинку положу

И друзьям своим подарю. (Маша смотрит по сторонам)

Красота-то какая!

Солнце светит, птицы поют (муз-запись)

Так и кричать хочется на весь лес

Здравствуй солнце, здравствуйте птицы,

Здравствуйте звери! (любуется природой)

Ой! Я кажется заблудилась?

Вокруг ни души. Что же мне делать?

(садится на пенек и плачет)

Пролетает птичка (муз-запись)

Птичка: Девочка, откуда ты взялась?

О чем так громко плачешь?

Может тебе моя помощь нужна?

Девочка: А ты разве сможешь мне помочь?

Птичка: Перестань сначала плакать.

И расскажи, что случилось?

Девочка: Хорошо, слушай!

Гуляла я по лесу, любовалась природой

Нарвала вот цветов для своих друзей

И не заметила, как потеряла дорогу.

Что мне теперь делать?

Птичка: Не плачь, помогу я тебе

Я полечу вперед, а ты за мной иди (музыка)

Ну вот здесь мы с тобой расстанемся.

Видишь, в том глухом лесу маленький

Домишко есть, а в домишке старичок – Лесовичок проживает. Он все знает.

Он обязательно тебе поможет.

До свидания девочка.

Девочка: До свидания птичка, спасибо тебе.

(идет по дорожке, останавливается у домика)

Вот и домик Лесовичка. Интересно, дома он?

(стучит в дверь)

Старичок – Лесовичок покажись

Старичок-Лесовичок появись.

Не показывается. Позову погромче (повтор)

Появляется в окошке старичок-Лесовичок.

Сейчас, сейчас, из дома выйду я (выходит)

Ох, как крепко я спал и тебя девочка не слыхал! Ну, здравствуй девочка, здравствуй милая.

Девочка: Здравствуй старичок-Лесовичок

Меня зовут Маша. Помоги мне.

Я по лесу гуляла, цветочки собирала и дорогу потеряла (плачет)

Лесовичок: Ну конечно помогу.

Не плачь Машенька. Живу в лесу я издавна,

Слежу за лесом пристально.

Мне все знакомо в нем

Дарю тебе волшебный цветок

Понюхай его, сразу веселее станешь,

Да со мной старичком попляшешь

(Маша нюхает цветок)

Старичок берет Машу за руки

Ах топнем ногой, да притопнем другой

Каблучками в пол ударим, ох как попляшем мы с тобой (танцуют)

Лесовичок: Ну, Маша! Ты меня просто

сразила, старика-Лесовика развеселила.

Пора нам с тобой прощаться. Иди вот по этой дорожке. Если тебе понадобиться помощь, цветок тебе поможет.

Девочка: Спасибо тебе Лесовичок за цветок.

До свидания! (Маша идет по дорожке под музыку).

Появляется Волк.

Неожиданно выскакивает заяц из-за елки

Пугается и вновь прячется

Волк:  Ну заяц, я тебя сейчас поймаю

Кости все переломаю, ну где ты там?

(к зрителю)

Какие зайцы здесь, я люблю таких поесть.

(ходит вокруг елки). А (заяц прячется под другую елку)

Волк собирается уходить и вдруг видит девочку.

Это еще кто в нашем лесном царстве гуляет?

(обнюхивает ее).

Я тебя сейчас съем девочка.

Маша - Не ешь меня волк.

Лучше понюхай цветок!

Маша - Понюхай, понюхай, этот цветок волшебный (волк нюхает).

Волк -что со мною стало?

Зубы не щелкают и злость пропала.

Нет, не буду я тебя есть.

Ты такая хорошая, пригожая, (гладит девочку).

Выскакивает снова заяц, испуганно смотрит, на волка и убегает за елку.

Маша - Не прячься зайчик, покажись, иди с волком подружись.

Заяц - Как я покажусь, если волка я боюсь.

Маша - Выходи трусишка, понюхай волшебный цветок (заяц нюхает и радостно прыгает).

Заяц - Никого я не боюсь не боюсь.

Даже с волком подружусь.

Волк - Я уже не злюсь и с тобой зайчишка тоже подружусь.

Ну-ка зайчик, попляши, а хочешь вместе спляшем от души (танцуют и убегают).

Появляется лиса:

Ой, не могу держите меня!

Волк и заяц друзья! Что это с ними случилось (оглядывается).

Ой, девочка! Что это ты здесь делаешь?

Давай знакомится.

Я лиса-краса.

Ох как я хитра!

Обхитрю кого хочу.

Потому и хохочу (смеется).

Пойдем со мной. Я отведу тебя домой.

Маша - Лисонька сначала понюхай мой волшебный цветочек.

Лиса - очень нежен мой носок (нюхает).

Ох, что со мною стало, не стою на месте (притопы).

Потанцуем вместе?

Маша - Нет лиса потанцуй одна (танцует).

Лиса - поверь, теперь я не хитрю.

И только правду говорю.

О волшебном цветке никому не известно в лесу.

О нем слух на весь лес разнесу. До свидание девочка (лиса убегает).

Появляется медведь: (смотрит в след лисе).

Не пойму, кто так напугал лису? (замечает девочку).

А это кто еще в лесу?

Задавлю, раздавлю, затопчу.

Маша - Мишенька, не садись на пенек.

Понюхай мой волшебный цветочек (медведь нюхает и чихает).

Что случилось со мной? Стал я легок хоть большой.

Я тебе не задавлю.

Я тебя не затопчу.

Ты славная девчушка.

Лучше я домой пойду! (прощается с Машей и уходит).

Маша идет дальше, напевая песенку.

Как хорошо на свете жить всем добро творить! (останавливается).

Долго по лесу я шла.

Но дорогу я нашла.

И пришла я в детский сад.

Чтоб порадовать ребят.

Я цветок покажу.

О его волшебстве расскажу.

Волк не стал кусаться.

Заяц перестал бояться.

Лиса перестала хитрить.

Медведь лесных зверят давить.

Ребята! Понюхайте и вы цветок.

Будьте дети добры.

Будьте ласковы, умны.

Все здоровы и красивы.

И конечно веселы.

Попляшите для меня.

С Вами мы теперь друзья (все танцуют).

Маша - До свидания! О волшебном цветке не забывайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"

Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...

Консультации для родителей "Приемы обучения детей рассказыванию"

Приемы обучения детей для развития связной речи...

Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рассказыванию по картине"

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства....

«Приемы обучения детей рассказыванию»

Консультация для родителей «Приемы обучения детей рассказыванию»...

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ, «ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ», ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮКОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ»КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Консультация для родителей. «Приемы обучения детей рассказыванию»

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета илиизложение какого-либо события, доступное детям для подражания изаимствования. Широко применяется на начальных этапах обучения. Образецпо...

консультация для родителей " Приемы обучения детей чтению".

Интересные приемы обучения детей сознательному и быстрому чтению....