Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством использования доступного материала
консультация (младшая группа) на тему

Развитие  мелкой моторики у дошкольников

 посредством  использования  доступного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Терехина Оксана Анатольевна

Развитие  мелкой моторики у дошкольников

 посредством  использования  доступного материала

«Не интеллектуальные преимущества

сделали человека властелином над всем

живущим, но то, что одни мы владеем

 руками – этим органом всех органов».

 Джордано Бруно

  Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

 Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, становится недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

 От того, насколько ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

 

Для развития мелкой моторики рук и координации движений необходимо использовать разные методы и приемы работы:

Пальчиковый игротренинг, массаж кистей рук,пальчиковая гимнастика, физкультминутки

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками,пальчиковый театр,лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

конструирование: работа с конструктором ЛЕГО, рисование по трафаретам, штриховка,

игры с мелкими предметами, паззлы, мозаика

 

 Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

 

Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.

 Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

 Также детям предлагался массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов), мячиков-ежиков.

 Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышается, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождаются чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценируют» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др..

  

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. 
(пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. 
(изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. 
(пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. 
(пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, 
(пальцы растопыриваем)
А он один. 
(показываем только один палец)
Эта долька для ежа, 
(пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику) 
Эта долька для стрижа, 
(отгибаем следующий пальчик) 
Это долька для утят, 
(отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, 
(отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, 
(отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! 
(ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! 
(погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! 
(сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка.
 (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, 
(левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку 
(правая рука "проползает").

 

 Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала

Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира:если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норм...

Диагностическийого материал "Развитие мелкой моторики"

Пособие для воспитателей ДОУ .Оценивание воспитанников различными методами....

Развитие мелкой моторики с помощью природного материала

Рекомендации для родителей старших дошкольников...

Развитие мелкой моторики с помощью природного материала

Рекомендации для родителей старших дошкольников...

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем мелкую моторику у детей» (Материал работы «Школа молодого воспитателя»)

Семинар-практикум для педагогов«Развиваем мелкую моторику у детей»(Материал работы «Школа молодого воспитателя»)...

Развитиемелкой моторики рук.

Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий нервной , мышечной,и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями пальцев рук и ...