Методические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию речи дошкольника
методическая разработка (младшая группа) на тему

Деляновская Галина Витальевна

Все движения организма и речевая моторика имеют одинаковые корни. Поэтому чем более развитыми и ловкими будут детские пальчики, тем эффективнее и продуктивнее будут результаты по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx15.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей детей среднего возраста о роли пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольника

«Будут наши пальчики ловкие как зайчики»

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие движений пальцев рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует много потешек, в которых сочетаются речь и движения рук, так как уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов.

У детей с задержкой речевого развития часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У детей развитие движений как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Упражнения для пальцев рук могут выполняться активно или пассивно. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким развитием мелкой моторики. Когда ребенок сможет самостоятельно выполнять какие-либо простые движения, можно перейти к активной пальчиковой гимнастике. Все упражнения проводятся в игровой форме, от простого к сложному.

Пассивная гимнастика включает в себя массаж пальцев рук, который не должен вызывать неприятных ощущений: это может быть поглаживание, легкое растирание, вибрация. Массажные движения выполняйте в направлении от кончиков пальцев до запястья. При поглаживании кисть без напряжения, пальцы вместе производит движения в различных направлениях. С поглаживания начинают и заканчивают сеанс массажа. Растирание выполняется кончиками пальцев, рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Вибрация – это легкое похлопывание по руке. Массаж выполняется одной рукой, другая фиксирует массируемую руку. Продолжительность массажа – 3-5 мин. Кроме массажа можно проводить упражнения: загибание и разгибание пальцев, круговые движения.

Активная гимнастика подразумевает самостоятельное выполнение каких-либо простых упражнений: захват, ощупывание предметов, обведение по контуру, пересыпание (рукой, ложкой), лепка, собирание матрешек, мозаики, бус, шнуровки, застежки, рисование на манке, прищепки, выкладывание картинок из круп, «Золушка», счетные палочки, пальчиковые игры.

Пальчиковые игры могут сопровождаться стихотворным текстом или без него. Упражнения без речевого сопровождения рекомендуется проводить до пальчиковых игр, синхронизированных речью. Это упражнения «Зайчик», «Коза», «Пистолет», «Человек», «Очки», «Ковш», «Мячик», «Гусь», «Замок», «Елка», «Дом», «Корзинка», «Цветок», «Бабочка».

Затем можно предлагать упражнения с речевым сопровождением. Наиболее простые из них: «Сорока», «Этот пальчик – дедушка», «Ладушки», «Апельсин».

Психологический климат в семье, как основа речевого развития ребенка

Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у ребенка трудности с речью.

Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют это время «годами чудес». В этот промежуток времени интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Без тренировки развитие этих функций задерживается и может остановиться навсегда. Наукой доказано, что без речевого общения, без речевой среды ребенок не может стать полноценным человеком.

Родители должны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций.

С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода. Кроме того, поощряйте любые попытки ребенка заговорить. К сожалению, многие родители не хотят слушать своего ребенка, ссылаясь на усталость, а ребенок начнет говорить правильно лишь тогда, когда его захотят выслушать и понять. Постарайтесь уделять ребенку больше времени, выслушайте его, почитайте, побеседуйте о том, как прошел день. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос. Не сравнивайте малыша с другими детьми, это может травмировать ребенка, усомниться в вашей любви, выработать комплексы. Главное – любить ребенка, любить, когда он послушен, и когда непослушен, совершает проступки, лжет, не оправдывает родительских надежд. Вы должны любить ребенка за то, что он ваш ребенок, за то, что он есть. Ребенок всегда должен ощущать, что он любим, нужен родителям.

  Особенно важна ровная атмосфера в семье. Ни в одной семье не обходится без ссор, неурядиц, но никто не должен чувствовать себя обделенным, ущербным. Частые ссоры в семье, когда ребенок чувствует себя нелюбимым, чтение сказок со страшным содержанием, запугивание, могут спровоцировать у ребенка такое тяжелое речевое нарушение, как заикание. Одним из важнейших условий предупреждения заикания является правильная организация быта и воспитания детей, так как всякие неурядицы в семье, особенно ее разрушение, отражаются на ребенке и являются первым толчком к развитию заикания.

Кроме того, очень важно не перегружать детей, их память трудными, малопонятными словами, стихами, сказками. Дети легко схватывают ритм стихов и запоминают длинные и сложные тексты, не понимая их содержания. Воспроизведение этих текстов ведет к закреплению говорить быстро, искажать слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей и воспитателей "Воспитание интереса к книге"

Данные рекомендации помогут в выборе книг для малышей, познакомят читателей с тем, каких авторов полезно читать детям от 1 года до 7 лет....

Методические рекомендации для родителей и воспитателей.

Методичекие рекомендации для родителей и воспитателей на тему: "Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста"...

Методические рекомендации для родителей старшего дошкольного возраста "Развитие мышления и речи во время совместного чтения"

Читайте ребенку каждый день. Это очень важно по ряду причин:во-первых, усиливается эмоциональное воздействие текста на ребенка, во-вторых, у ребенка возникает потребность ежедневно получать информацию...

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста (рекомендуется для родителей) Тема: «Овощи»

Вид: познавательно-исследовательскийЦель: обобщить знания детей по теме «Овощи».Задачи:- систематизировать знания об овощах, их названиях, цвете, форме;- закрепить представл...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Методические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.Вам часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится - вертится на занятиях, недос...