Уроки общения с ребенком. Консультация для родителей
консультация (младшая группа) на тему

Уроки общения с ребенком

         Потребность в принадлежности. Четыре объятия в день. Что такое «активное слушание» и когда надо слушать ребенка?
Правила активного слушания.
         В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.
         Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни."Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
         Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности , то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах:
 «Как хорошо, что ты у нас родился»
 «Я рада тебя видеть» 
 «Ты мне нравишься»
 «Я люблю, когда ты дома»
 «Мне хорошо, когда мы вместе...»

         Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между
прочим, не только ребенку, но и взрослому.
         Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать . Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием".
         Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
         Например:
СЫН: Он отнял мою машинку!
МАМА: Ты очень огорчен и рассержен на него.
ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА: Тебе она очень не нравится.
Гораздо легче и привычнее было бы сказать:
— Ну ничего, поиграет и отдаст...
— Перестань капризничать, вполне приличная шапка!
Правила "активного слушания" 

         1.  если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне .
         Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор и т д. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и
самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

         2.  если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
         Например:
СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.
Возможные неправильные реплики:
— А что случилось?
— Ты что, на него обиделся?

         3.  очень важно в беседе «держать паузу». Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.
Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

         4.  в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли,
случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство .
         Например:
СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).
СЫН: Да, не хочу...
ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся... (Обозначение чувства )
Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает. 

Желаю всем успехов в построении доброжелательных отношений с ребенком!
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки общения с ребенком "Давай вместе!"

«Давай вместе!»Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.—...

Уроки общения с ребенком "А если не хочет?" (Материалы для родителей)

«А если не хочет?»Может, но не делает. Тон и руководящие указания. —Совместные занятия- очень важная тема. Сначала поговорим о трудностях и конфликтах взаимодействия и о том, как их избегат...

Музыка в общении с ребенком (консультация для родителей)

Музыка в общении с ребенком (консультация для родителей)...

Уроки общения с ребенком

Консультация поможет ответить Вам на вопросы: Как установить тесное общение со своим ребенком, как научиться понимать друг друга ......

Уроки общения с ребенком

Консультация поможет ответить Вам на вопросы: Как установить тесное общение со своим ребенком, как научиться понимать друг друга ......

консультация " Уроки общения с ребенком"

Соеты для родителей.Потребность в принадлежности.Четыре обьятия в день.Что такое " активное слушание" и когда надо слушать ребенка?...

Музыка в общении с ребенком консультация для родителей

музыка в общении с ребенком - консультация для родителей (рекомендации, описание игр)...