"Как научить ребёнка общаться"
консультация (средняя группа) на тему

Шушарина Венера Рашитовна

В последнее время педагоги и родители  все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с  окружающими, особенно со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx162.14 КБ

Предварительный просмотр:

                      Консультация   для родителей

«Учите ребенка  общаться»

В последнее время педагоги и родители  все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с  окружающими, особенно со сверстниками.

Такие дети не умеют по собственной инициативе обращаться к другому  человеку, порой даже стеснятся ответить соответствующими образом, если к ним обращается кто- либо. Они не могут держать и развивать установившийся  контакт, не умеют согласовать свои действия с партнерами по общению или  выражать им  свою симпатию, сопереживание с ними, замыкаются  в одиночестве. В тоже время общительность, умение контактировать с окружающими людьми- необходимое составляющее самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.  Формирование этой способности  важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Общение это процесс, который осуществляется не  только с помощью слов, но и невербальных средств. Невербальные средства- это целая система не словесных сигналов, внешне телесных движений; по мимике, жестам интонации голоса, осанке, скорости его движения, по напряжению(или расслаблению) мускулатуры.  Однако чаще всего люди пользуются ими непроизвольно и несознательно. Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней своей жизни. Первым кот передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном общении, становятся близкие  взрослые, прежде всего мама.  Она разговаривает с малышом, используя разные интонации, голоса, растягивая звуки. Мама улыбается, протягивая к нему навстречу руки, призывает сделать несколько шагов на неокрепших ножках, обнимает, целует, поглаживает. Она играет с ним в ладушки. Ребенок воспринимает эти невербальные послания  любви или заботы реагирующего на него, так или иначе. Одни его действия одобряются или поощряются взрослыми, другие нет: сразу же уменьшается распевная интонация, голос более строгий, угасает улыбка, взрослый укоряюще  покачивает головой. Так ребенок получает первый опыт  эмоционального общения и первые наглядные действия, представляя о том, как можно и как нельзя  вести себя с окружающими. Этот процесс научения, передача культурного опыта происходит неосознанно не только для ребенка, а чаще всего и для взрослого, который просто реализует свою потребность в общении с малышом, получая от этогорадость. Ребенок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы, манеру держать себя, первое наиболее часто употребляется и допускается в данной «ячейке общества». Хорошо если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, в эмоциональном общении: участливо  разговаривают с ним, играют, ласкают его.

    Хорошо если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение к друг другу, взаимопонимание. Ребенок растет эмоционально защищенным  и уверенным  в себе,  открытым  и   общительным.  И даже  если такой ребенок попадает в конфликтную ситуацию, то он легче справляется с ними собственными негативными переживаниями.  Вот такому достаточно благополучному ребенку практически не требуется специальное обучение, хотя и для него оно может быть увлекательным, приносящее новое впечатление, а значит и новый опыт. К сожалению, бывает (и довольно часто), что в семье принят агрессивный неискренний  или эмоционально сухой стиль общения. С малышом  разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошностии общаются с ним мало, внешне безразлично, и тому подобное. Тогда  и ребенок будет вести себя соответственно: настороженно, агрессивно, или замкнуто, не умея наладить контакт с окружающими и тому подобное. Пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично.  Трудности со всей очевидностью обнаружиться, когда ребенок начнет посещать детский сад. Здесь неоходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего  не спешат на помощь, а наоборот, действуют исходя из собственных интересов. Детям с подобными проблемами как раз и требуется специальное обучение общению. В нем используются интересные для дошкольников игровые упражнения, первые в детском саду может  проводить воспитатель. Хорошо, если такая работа будет поддерживаться родителями: при желании мамам и папам не трудно  освоить эти упражнения и играть вместе с детьми   дома.