Творческое развитие дошкольников
консультация по музыке

Киселева Елена Александровна

В наше время, в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, родителей дать детям знания, научить их читать, писать и считать, вместо способности чувствовать, думать и творить.

Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.

Для того, чтобы ребенок мог проявить творчество, ему необходим свой жизненный опыт и педагог просто обязан способствовать его обогащению яркими образами, формированию необходимых представлений, умений, навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_otchet.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей в содружестве с родителями

В наше время, в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, родителей дать детям знания, научить их читать, писать и считать, вместо способности чувствовать, думать и творить.

Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: "не доиграл", т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе "сотворения игры". Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Фантазия - это источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Эда Ле Жан в своей книге "Когда ваш ребенок сводит вас с ума" так определяет роль фантазий в развитии и жизни ребенка: "Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе. Фантазия помогает осознать и признать страхи, мысли, которые ребенок скрывает. Фантазия - один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире. И, наконец, - фантазия - источник творчества".

Основной целью воспитания, основанного на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Что включает в себя такая деятельность. Она включает в себя такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.

Для того, чтобы ребенок мог проявить творчество, ему необходим свой жизненный опыт и педагог просто обязан способствовать его обогащению яркими образами, формированию необходимых представлений, умений, навыков. Ведь чем богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления в различных видах деятельности, что позволяет сделать их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Чтобы ребенок был готов к жизни, уверенно чувствовал себя в этом большом мире необходимо вооружить его социальными умениями, расширить круг взаимодействия. Это значит, что ребенок должен общаться и вступать в контакт с незнакомыми для него людьми, налаживать доброжелательные дружеские или деловые отношения.

Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, зная свои особенности, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Для этого необходимо научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя не место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого.

Взрослому необходимо создавать условия для различных способов поведения в той или иной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной и творческой деятельности детей. Используя творчество, как средство развития коммуникативных свойств личности, необходимо комбинировать индивидуальные и коллективные творческие задания, предоставляя детям, возможность выбора, взятие на себя определенной роли, которая требует от ребенка более уверенного поведения, свободы движения, самовыражения, где он сам, осознано, строит свои взаимодействия с партнерами. Все это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, скованность детского мышления, стремления ребенка действовать по готовым схемам, образцам. Это пробуждает в нем способность импровизировать, придумывать, доказывать, рассуждать.

Выдающиеся педагоги прошлого столетия убеждены были, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того, чтобы они правильно воспитывали своего ребенка, педагоги должны предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактический материал. Опубликованная в 1989 году "Концепция дошкольного воспитания" (В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) положила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Что такое взаимодействие педагога с родителями. Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова "взаимодействие" объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Совместно с воспитателями групп мы пошли по пути структурно-функциональной модели взаимодействия с семьей, организовали работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:

  • Просвещение родителей, передача информации по вопросам творческого развития детей;
  • Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

С этой целью были приняты проекты «Народные мотивы»,  «Удивительный мир космоса»,  «Светлая Пасха», «Этот День Победы», «Зеленый дом», «Школа безопасности», «Лошадь-домашнее животное», «Дикие животные», «Я-гражданин России», «Сохраним зеленую елочку». Запланированы и реализованы мероприятия, которые позволяют включать родителей в общее интересное дело, что "вынуждает" взрослых вступить в общение с ребенком, которое ориентировано на общее дело: рисунок, поделка, театрализованное представление, подготовка к празднику.

Формы реализации:

  • театрализованные игры;
  • праздники и развлечения;
  • театрализованная деятельность;
  • занятия по развитию речи, занятия познавательного характера;
  • изготовление изделий из природного и бросового материала, игрушек, сувениров, фитокомпозиций из природного материала, реквизита для детских спектаклей;
  • выставка детского творчества, совместного творчества детей и взрослых;

          В рамках реализации проектов проведены мероприятия:

          1. Диагностика уровня творческого развития детей.

          2. Анкетирование родителей

         3. Занятия

а) познавательные

б) художественно-эстетические

в) развитие речи

г) музыкальные

         4. Игры

а) на развитие творческих способностей

б) театрализованные

в) конструктивные

г) музыкально- ритмические

5. Конкурсы  на лучшую поделку: «Бурятские мотивы», «Полетели!», «Пасхальное яичко», «Золотая осень», «Дорожные знаки», «Мои игрушки», спортивная эстафета «Супер мамочки», конкурс рисунков «Космические фантазии», «Осторожно огонь», «Осенняя ярмарка», «Я люблю свою лошадку», «Экологическая новогодняя елочка».

6. Праздники «Сагаалган», «Пасха», «День победы», «выпускной праздник», «Праздник лета», «День Знаний», « День города», «День дошкольного работника», «Золотая осень», «День народного единства», «День пожилого человека», «День матери», «Новогодние утренники».

7. Муз.творчество

а) иллюстрация на муз.инструментах музыкальных сказок, песенок : «Елочка»,  «Ежик», «Мишка косолапый»

б) прохлопывание ритмических рисунков,попевок,их проигрывание на муз. инструментах.

8. Посещение театрализованных представлений театр «Радуга», «Золотой век», «Овация», «Живые камешки»

9. Развлечение - театрализация «Подарок Зайчонка», «Колобок», «В гостях у Незнайки», «Олино колечко», «Медведь, мужик и лиса», «Подарок для мамы», «Прогулка со Светофорчиком».

10. Развлечение  «Народные игры бурят», «Прогулка в космосе», «День шоколада», «Прогулка с кикиморой», «День фотографа», «Олимпийская эстафета», «День спасателя», «Школа пожарных», «Осенний ринг», «Спортивная эстафета. Супер мамочки».

11. Конкурс на лучшую листовку «Спасем елочку»

12. Участие в субботниках, экологической акции, благотворительной акции «Подари мне жизнь», «Помощь животным»

13. Участие в оформлении групп, участков, музыкального зала к утренникам и мероприятиям, пошив и подбор костюмов.

14. Участие в  Конкурсах творческих работ «maam.ru», «Музыкальное оливье» -Диплом за  2 место старшая группа.

15. Открытые занятия: «Прогулка в космосе», «Цирк»

16. Консультации по теме "Развиваем творческие способности"

а) для родителей

б) для воспитателей

17. Индивидуальные консультации для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-творческое развитие дошкольников в совместной и самостоятельной деятельности.

Использование логико - математических игр в работе с дошкольниками:  игры Никитина, логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, счетные палочки, математический планшет, игры  голово...

Консультация для педагогов «Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников»

Консультациядля педагогов«Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческомразвитии дошкольников»...

Творческий отчет "Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников"

Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус...

Творческая разработка по теме: «Ритмопластика как средство творческого развития дошкольников»

В творческой разработке проведен подробный  анализ   рекомендованных методик и программ по данной теме, определены приоритетные цели и задачи   в  области ритми...