Консультация для родителей. Детское экспериментирование.
консультация на тему

Пальшина Ольга Николаевна

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

« Детское  экспериментирование»

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

 Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.

В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

1. Видеть и выделять проблему

2. Принимать и ставить цель

3. Анализировать объект или явление

4. Выделять существенные признаки, связи

5.  Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

6. Отбирать материал для самостоятельной деятельности

7. Делать выводы

 Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.

 

Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.

 1. В ванной комнате разрешите играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?)

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность

2. Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?

      Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

3. Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?)

Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

4. Поливка цветов (все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?)

Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

5. Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?)

         Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

 

Предлагаем вам провести несложные эксперименты:

1. «Водоплавающий лимон»

Наберите в емкость воду и опустите в неё лимон. Лимон плавает? Плавает. А теперь очистите его от кожуры и вновь опустите в воду. Утонул? Утонул. Объясните вашему малышу, что лимон утонул из-за того, что увеличилась его плотность.

Кожура у лимона менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают лимону оставаться на поверхности воды.

2. «Айсберг»

Наполните водой воздушный шарик и положите его в морозилку. Часов через десять вода в шарике застынет, и вы сможете разрезать его ножницами. Ледяную глыбу положите ведро с водой. Лед плавает. Расскажите ребёнку о том, что во время замораживания воды в ней также замораживаются частички воздуха. Именно это позволяет замороженной воде плавать на поверхности жидкой.

Этот опыт позволит вам наглядно показать ребёнку, как «работает» айсберг и почему он таит в себе опасность для кораблей, находящихся рядом с ним.

3. «Без помощи рук»

Приготовьте воздушный шарик и лучше (для безопасности) пластиковый стакан с водой, примерно четверть его объема.

Предложите детям перенести стакан с водой с помощью шарика к другому краю стола, не дотрагиваясь до него руками.

Пусть они поэкспериментируют. И лишь если у них ничего не получится, покажите все сами.

Вложите шарик в стакан и надуйте его так, чтобы он плотно прилегал к внутренним стенкам стакана. Зажмите отверстие шарика, чтобы из него не выходил воздух, и перенесите его в другое место, он не упадет.

4. «Сухим из воды…»

Скажите ребенку: «Положи на плоскую тарелку монету и налей немного воды так, чтобы монета очутилась под водой. Давай попробуем взять монету, не замочив пальцев и не выливая воду из тарелки. Как это сделать?

Возьмем тонкий стакан, ополоснем его кипятком, чтобы он нагрелся. Теперь опрокинем на тарелку рядом с монетой.

Воздух в стакане начнет остывать. А холодный воздух занимает меньше места, чем горячий. Поэтому стакан начнет «всасывать» воду, и вскоре она вся соберется под ним. Теперь бери монету, не замочив рук».

5. «Круговорот воздуха»

Если на улице холодно, то можно, не выходя из дома, показать детям причину возникновения ветра.

В холодную погоду приоткройте дверь на улицу. Дайте в руки ребенка зажженную свечку, и пусть он держит ее внизу образовавшейся щели. А сами возьмите вторую, тоже зажженную, свечу и поднесите ее к щели вверху. Обратите внимание ребенка на то, что пламя нижней свечи будет направлено внутрь квартиры, а пламя верхней — наружу.

Объясните, что это происходит потому, что теплый воздух в квартире поднимается вверх и выходит через верхнюю щель, а холодный воздух тяжелее, и он входит в помещение снизу. Именно так возникает ветер и в природе.

Родители должны знать, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи.

         Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка...). 
Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно попытается найти ответы на интересующие его вопросы. Давайте не будем губить первые ростки интереса к окружающему миру, и попробуем поиграть с ребёнком в настоящих учёных. Кто знает, может через пару лет десятков лет именно ваш любознательный малыш получит Нобелевскую премию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка»

Консультация для родителей «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка»...

Консультация для родителей "Детское экспериментирование"

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника....

консультация для родителей "Детское экспериментирование дома"

Консультация для родителей о значении исследовательской деятельности для развития ребенка. Советы по проведению опытов в домашних условиях....

Консультация для родителей: Детское экспериментирование возраста "почемучек"

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетическ...

Консультация для родителей "Детское экспериментирование в детском саду"

Консультация для родителей "Детское экспериментирование в детском саду"...