консультация для родителей. Тема. Экологическая среда, как средство формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи.
консультация (старшая группа) на тему

Шнайдер Вера Алексеевна

В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

 В.А. Шнайдер,

Воспитатель МДОУ

 «Детский сад№65- ЦРР».

Консультация для родителей.

Тема. Экологическая среда, как средство формирования познавательной активности   у детей с общим недоразвитием речи.  

В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической развивающей среды.

В современной дошкольной системе образования, в связи с внедрением в воспитательно-образовательный процесс инновационных и развивающих технологий, происходит увеличение объема информации, которую получают воспитанники. Для успешного восприятия и усвоения объективных знаний от них требуется выраженная познавательная активность. По мнению Д.Б Годовиковой: «Познавательная активность – это стремление получить знания о явлениях окружающего мира. Познавательная активность – это познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребёнку присуща познавательная активность, но её мера и направленность у детей неодинакова. Охарактеризовать познавательную активность ребёнка - значит определить уровень его развития». [1, с. 29]

Однако у детей с общим недоразвитием речи имеются выраженные нарушения в структуре деятельности,  самоорганизации, обусловленные недостатками мотивации и несформированностью устойчивого интереса, являющимися «структурными компонентами познавательной активности» - с точки зрения Г.И. Щукиной. Поэтому, чтобы развивать познавательную активность, необходимо возбудить интерес, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели.

Вместе с тем, именно под воздействием экологической развивающей среды у детей с общим недоразвитием речи формируется возможность устанавливать, отражать объективно существующие в природе связи. А предметная «исследовательская» деятельность в уголке природы и на участке, свойственная ребенку, развивает и закрепляет активное познавательное отношение к окружающему миру.

Как показывают результаты диагностики,   уровень интереса к внутренним свойствам предмета, к понятиям и опосредованности поиска, т.е., к самоорганизации  у старших дошкольников с общим недоразвитием речи не достаточный.

Поэтому, была разработана и реализована система работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экологической среды. Данная система работы предполагает 3 этапа. Так, на первом этапе происходит накопление впечатлений, выделение того или иного объекта природы из окружающего мира и на этой основе обнаружение простейших связей, отношений, зависимостей;  делаются предположения по поводу своих действий, необходимых для решения стоящей перед дошкольниками познавательной задачи.  На втором этапе происходит первичное упорядочивание полученных впечатлений об объекте природы, их систематизация, проверка вновь обнаруженных фактов, определение их места в системе уже имеющихся знаний. Совместно с педагогом дети организуют разные познавательные действия с объектом: наблюдения, сравнения, эксперименты, сопоставления, классификация и др. На третьем этапе, осуществляется дальнейшее упорядочивание и структурирование знаний дошкольников об объекте природы: выявление более сложных отношений, связей и закономерностей, которые невозможно обнаружить, оставаясь лишь на уровне восприятия.  

Как показывают результаты повторной диагностики, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи возросла. Анализ сравнения результатов показывает положительную динамику в изменениях уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экологической среды. Показателем могут служить увлеченность познавательной деятельностью в уголке природы и на участке детского сада, проявление стремления, инициативы, самостоятельности при выборе средств, способов действий, постоянное стремление к получению новых знаний о разнообразном мире природы,  т.е. к познанию.

Литература:

1. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст] / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1986. - №1. – С.29.

2. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.[Текст] / С.Н.  Николаева – М.; Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с. – ISBN 5-7695-0429-3

3. Основы специальной психологии: Учебное пособие студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.; Издательский центр «Академия», 2002. – 408 с. – ISBN 5-7695-0530-3

4. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]: учеб. пособие для высш. пед.  учеб. заведений / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической среды".

В статье рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической развивающей среды....

Статья "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды"

В статье описывается система работы по развитию познавательной активности средствами предметно-игровой среды.При организации работы по развитию познавательной активности у детей с общим недоразвитием ...

статья: "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности".

В статье рассматриваются аспекты развития познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности....

Консультация для родителей по теме: "Формирование словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи".

Консультация содержит практический материал, позволяющий родителям развивать речь своего ребенка....

Консультация для родителей на тему "Экологическое воспитание как средство формирования познавательной активности"

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и...

Из опыта работы учителя-логопеда Ярошевич Т.Я. Тема «Русские народные сказки как средство формирования языковой компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Работа содержит систему коррекционных видов деятельности, направленных на формирование языковой компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством русских народных сказок....