Консультация для родителей «Ориентирование родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка»
консультация по теме

Лариса Валерьевна Васильева

Консультация «Ориентирование родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Ориентирование родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка»

Роль художественной литературы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. 

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку мир человеческих взаимоотношений и чувств, жизнь общества и природы. Она развивает мышление и воображение  ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература должна  сопровождать человека с первых лет его жизни. Знакомство с художественной литературой должна происходить с использованием литературных произведений разных жанров. Необходимо не только учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, обращать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, интересные эпитеты и сравнения).  

К выбору литературных произведений для дошкольников необходимо подходить тщательно. Проблема отбора литературных произведений для детского чтения - одна из самых важных и сложных проблем педагогики. Издавна велись и до сих пор не прекращаются споры о том, что предпочтительнее читать детям и как  определять круг детского чтения: какие темы и жанры должны занимать главенствующее положение, какова специфика влияния детской книги на личность ребёнка; допустим ли психологизм в детской книге; какое количество литературных произведений должен узнать ребёнок на протяжении дошкольного возраста; что представляет собой детская «начитанность», что должно войти в круг обязательного чтения дошкольника и др.  

 Продуманный отбор книг для детского чтения  определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование читательского опыта  на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Интерес к книге, появившийся в ранние годы, помогает ребёнку в дальнейшем, когда он осваивает  самостоятельное чтение, преодолевает все трудности ради того,  чтобы испытать радость открытия нового.

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские  игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Это подтверждает, что путём правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.

Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, к которому малыш тянется бессознательно, привлечённый его красотой, необычайностью. Это побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становится достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму  

 Детская литература  сегодня богата  по составу и содержанию. В нашей стране для детей издаются произведения устного творчества народов разных стран; произведения русской и зарубежной классики; детские книги современных отечественных и  иностранных авторов. Полностью охватить всё это богатство невозможно. Путеводными нитями являются разработанные в педагогической науке принципы, которые помогают избежать субъективности, позволяют дать объективную оценку книгам с точки зрения их содержания и художественных  достоинств.

Поэтому при отборе литературных произведений необходимо видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.

Обращаясь в своих произведениях к детям, писатели дают им систему нравственных ориентиров в сложном, многообразном мире (Л.Н.Толстой. «Котёнок», «Филиппок»;  К.Чуковский « Мойдодыр»; С.Маршак « Рассказ о неизвестном   герое »; А.Барто « Игрушки »  и др.).

Носителем духовной культуры народа является также классическая литература. Чтение ребёнку произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.М.Пришвина и других русских писателей─ обязательное условие  для его духовного становления    

К. Д. Ушинский  подчеркивал, что литература, с которой  впервые встречается ребёнок, должна вводить его « в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа »  Такой литературой, приобщающей ребёнка духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его многообразии: потешки, пестушки, загадки, cчиталки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. Произведения фольклора своим содержанием и  формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка,  приспособлены к детским потребностям. Они вводят малыша в стихию народного  слова,  раскрывают его богатство и красоту.  Фольклор формирует  у ребёнка  чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и заканчивая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…», cказки «Царевна─ лягушка» ),трудолюбия, доброты (« Хаврошечка », «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка » и др. ), дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи («Репка, «Лиса и заяц», «Кот , петух и лиса » и др ).

2. Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей дошкольного возраста.

Современная мультипликация имеет ряд следующих  особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями)  

 Влияние мультипликационных фильмов на дошкольников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание. Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому  

 В отношении дошкольников герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Мультипликационный фильм способствует погружению ребенка в особое эмоциональное состояние, дает возможность эмоционально контактировать с персонажами, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается. Внушение – воздействие на человека, вербальными или невербальными средствами, которые вызывают определенные состояния, создают некоторые ощущения, формируют представления. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям дошкольника. Следующий механизм – подражание. Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу. У дошкольника подражание чрезвычайно развито, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дошкольники подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное  

 Мухина В.С. отмечает: «Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения»  

 В целом, можно отметить, что мультипликационные фильмы формируют у детей  первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение  

 "Чебурашка и крокодил Гена" (1969-1983), «Крошка Енот» (1974), "Бюро находок"(1982), «Смурфы» (1981-1990, Бельгия, США),  «Приключение Лунтика и его друзей» (2006, Россия), «Вэлиант. Пернатый спецназ» (2005, США) - умение дружить,  альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь, взаимовыручка.

«Трое из Простоквашино" (1980), «Приключение домовенка Кузи»(1982), –  дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность. "Золушка"(1979) – трудолюбие, терпимость, обретение любимого человека, друга.

"Мама для мамонтенка"(1981), «В поисках Немо» (2003 США, Австралия) – любовь к родителям и детям, ценность семьи.

Однако сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: драки, смерть, убийство, криминальные разборки. Например: «Трансформеры», «Человек – паук», «Супермен», «Черепашки Ниндзя». Главные герои  таких мультфильмов агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. Девиантное поведение героев мультфильма никем не наказывается. В итоге, у дошкольника закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. В подобных мультфильмах распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью   Эффект систематического просмотра подобных мультфильмов проявляется в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости ребенка. Так же иногда спользуются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков  

 Исследования ученых показали, что чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов имеет значительное влияния на развитие дошкольника, это закладывает в детях основы морально-этических понятий, учит детей социализации, адаптации в обществе.

Доказано, что художественная литература и правильно подобранные мультфильмы способствует развитию внимания, познавательной деятельности, развитию моральных и нравственных качеств ребенка.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ «Как правильно подходить к выбору телепередач и мультипликационных фильмов для детей дошкольного возраста».

Современные дети очень много времени проводят у экранов телевизоров или компьютеров. Как уберечь ребенка от ненужной, вредной для его несформировавшейся психики информации помогут данные рекомендации ...

Консультация для родителей "Роль родителей в развитии художественно - творческих способностей детей".

Рекомендации родителям о необходимости созданий  в домашних  условиях  среды для раскрытия творческих способностей детей. Это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлечённос...

Консультация для родителей детей младшего возраста на тему:"Игра и общение, как основа развития ребенка"

О необходимости игры, а также о важности бесед с детьми, о расширении их кругозора через игру и общение....

Консультация для родителей "Какими качествами должны обладать родители для нормального психического и речевого развития ребенка?"

Качества,которыми  должны обладать родители  для нормального психического и речевого развития ребенка...

" Правильный выбор художественных и мультипликационных фильмов"

Консультация для родителей в которой даются полезные советы по правильному выбору художественных и мультипликационных фильмов....

Консультация для родителей «Рекомендации к организации развивающего пространства в домашних условиях, для успешного развития ребенка младенческого и раннего возраста».

Консультация для родителей.Тема: «Рекомендации к организации развивающего пространства в домашних условиях, для успешного развития ребенка младенческого и раннего возраста».Цель: Познакоми...