Родительское собрание "Особенности развития детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа) по теме

Громина Надежда Николаевна

Родительское собрание

«Особенности развития детей 4-5 лет»

Цель: знакомство с особенностями развития ребёнка 4-5 лет.

Задачи: дать представление об особенностях физического, психологического и интеллектуального развития ребёнка 4-5 лет;

Выявить возможные проблемы и трудности и найти возможные пути из разрешения;

Найти способы сотрудничества родителей и воспитателей в процессе воспитания ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx20.52 КБ
Файл rod._sobranie.pptx769.79 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Особенности развития детей 4-5 лет»

Цель: знакомство с особенностями развития ребёнка 4-5 лет.

Задачи: дать представление об особенностях физического, психологического и интеллектуального развития ребёнка 4-5 лет;

Выявить возможные проблемы и трудности и найти возможные пути из разрешения;

Найти способы сотрудничества родителей и воспитателей в процессе воспитания ребёнка.

Перед началом собрания родителям раздаются цветки с 3 лепестками, каждый из которых раскрашен наполовину.

Ход собрания:

Всем нам известна фраза «Дети -цветы жизни». И сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам поиграть со мной в игру. Я дам вам в руки цветик-трёхцветик. Это ваш ребёнок. Каждый лепесток-это один из аспектов развития вашего ребёнка. Физическое, психологическое, интеллектуальное. Но лепесточки раскрашены только наполовину. На цветной половинке напишите, какой ваш ребёнок сегодня. А теперь на белой половинке лепесточка напишите, каким бы вы хотели, чтобы он стал.

А теперь вместе давайте посмотрим, что же происходит с нашим ребёнком на пятом году жизни. К чему нам нужно быть готовыми, чего постараться избежать, а на что нужно особенно обратить внимание.

Первый наш лепесток и первый аспект развития ребёнка – физический.

Родителям нужно особенно внимательно следить за физическим развитием ребёнка и ориентироваться на показатели нормы. Если становятся заметны какие-то отклонения, самое время заняться их корректировкой.

Общие физические возможности ребёнка в этом возрасте заметно возрастают. Движения его становятся всё более уверенными, развивается координация и ловкость.

Движение им по-прежнему необходимо.

Моторика активно развивается.

Ребёнок становится ловким и быстрым.

Мышцы растут быстро, но неравномерно. Из-за этого ребёнок быстро устаёт. Эту особенность необходимо учитывать.

Возрастает потребность организма в кислороде.  Увеличивается ёмкость лёгких.

Сердце ребёнка ещё не совершенно в своём развитии, поэтому легко нарушается ритм. При сильных нагрузках сердечная мышца быстро устаёт. И если вы заметили у ребёнка одышку, покраснение лица, нарушение координации движений, необходимо переключить его на другой, спокойный вид деятельности.

Возраст 4 – 5 лет ещё называют «золотой порой» развития сенсорных способностей. Глаз ребёнка имеет одну особенность – его хрусталик имеет плоскую форму. Поэтому может отмечаться развитие дальнозоркости.

Развитие слухового аппарата так же несовершенно. Барабанная перепонка в этом возрасте нежна и легкоранима. Отсюда — особая чувствительность к шуму.

Стоит учитывать также, что нервные процессы в этом возрасте несовершенны. Преобладает процесс возбуждения. Поэтому не стоит удивляться бурным реакциям на происходящее и протестам.

Знакомство с физиологическими особенностями развития ребёнка поможет вам понять, какие же процессы происходят в маленьком организме и определить план своей деятельности в этом плане, не причинив вреда малышу.

Стоит принять во внимание, что именно начиная с этого возраста, ребёнку нужно объяснить, что такое здоровый образ жизни и приучать к нему. Лёгкая гимнастика, соблюдение режима дня, постоянные прогулки на свежем воздухе, правильное и рациональное питание помогут маленькому человечку развиваться гармонично и полноценно.

Психологическое развитие.

Становление личности маленького человека, его поведение в этом возрасте напрямую зависят от особенностей его психологического развития.

Зная и учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания.

•        Ребёнок этого возраста стремиться к самостоятельности и уже не нуждается в помощи и опеке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.

•     Ребёнок учится понимать чувства других, сопереживать. Он сам ищет выходы из трудных ситуаций в общении.

 •    В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он создаёт целые страны на основе своих фантазий, живёт в собственном мире сказок. Это позволяет ему чувствовать себя героем, главным действующим лицом и компенсирует недостаток внимания в реальном мире. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.

•        Именно бурное развитие воображения и фантазии играет с ребёнком злую шутку, порождая различного рада страхи и кошмары.

•        Игровая деятельность усложняется, становится более многогранной и насыщенной. Преобладает сюжетно-ролевая направленность игры, в процессе которой проявляются различные виды взаимоотношений: дружба, ревность, обиды, примирение, помощь друг другу.

  Особо следует отметить развитие детской любознательности. Множество вопросов дети задают взрослым обо всём, что видят вокруг. Они много говорят, обсуждают увиденное и услышанное. И родителям необходимо учитывать это и ни в коем случае не отталкивать ребёнка. Отвечайте на все его вопросы. Не знаете ответа, найдите его вместе. Обсуждайте, экспериментируйте. И это ребёнок запомнит на всю жизнь.  

В этом возрасте дети одинаково эмоционально реагируют как на похвалу, так и на критику. Поэтому стоит очень осторожно подбирать слова. Иначе не избежать развития внутренних комплексов, которые принесут потом немало неприятностей.

В возрасте 4-5 лет детей начинает интересовать их половая принадлежность. Они начинают выяснять, в чём отличие мальчиков и девочек. Нужно помочь ребёнку в этом, учитывая уровень его восприятия и понимания.

Зная все эти особенности психологического развития ребёнка, вам будет проще избежать многих проблем и выстроить правильную и четкую линию поведения с ребёнком.

Особенно тщательно нужно отнестись родителям к интеллектуальному развитию ребёнка. Ведь именно оно послужит залогом хорошей успеваемости в школе.

В этом возрасте ребёнку вполне по силам определить расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди; назвать основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник; назвать цифры от 0 до 9, сосчитать предметы, соотнести их количество с цифрой; сравнить  разное количество предметов, понимать такие значения, как поровну, больше, меньше.

Для ребёнка 4-5 лет наиболее характерным является наглядно – образное мышление, но к концу 5 года оно постепенно переходит в словесно-логическое. Постепенно увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания.

Ребёнок умеет находить отличия и сходства между картинками, предметами, складывать по образцу постройки без посторонней помощи, разрезные картинки, несложные паззлы.

Но особенности нервных процессов позволяют ребёнку не отвлекаясь заниматься одним видом деятельности порядка 5 минут. Это стоит учитывать.

Кроме того, он способен назвать одну группу предметов обобщающим словом, находить лишние предметы, или недостающие фрагменты.

Речь ребёнка в этом возрасте развивается так же интенсивно. Ребёнок использует в речи примерно тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Его могут понимать не только родители, но и посторонние люди. Кроме того, он может поддерживать беседу, отвечать на вопросы и задавать их сам. Так же может назвать свои имя и фамилию и домашний адрес.

Для малыша не является трудностью запомнить и рассказать небольшое стихотворение, пересказать знакомую сказку, рассказ; описать животное или человека, называя характерные особенности и части тела или найти предмет по описанию.

Ребёнок активно интересуется окружающим миром. Он может отличить овощи, фрукты и ягоды, диких и домашних животных, знает некоторых насекомых,

Также по картинкам может определить время года и назвать его приметы.

В этом возрасте ребёнок уже может самостоятельно застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки, приводить в порядок свой внешний вид, управляться с ложкой и вилкой.

Кроме того, он умеет различать правую и левую руки, аккуратно заштриховывать и раскрашивать картинки, не выходя за контур.

Вы можете, учитывая его возрастные особенности, постараться обеспечить ему полноценное интеллектуальное развитие как залог его готовности к школе, его успешности. Но не забывая при этом о физическом и психологическом аспектах развития.

Не стоит также забывать о том, что именно в этом возрасте важно воспитывать в нём доброту, вежливость, ответственность, отзывчивость, любовь к труду. Именно в возрасте 4-5 лет все недостатки воспитания ребёнка перерождаются в отрицательные черты характера, которые исправить уже практически невозможно.

Если вы, опираясь на возрастные особенности ребёнка, выработаете для себя ряд правил и законов по воспитанию, это будет залогом воспитания полноценной, творческой гармоничной успешной личности в будущем.

На лепестках нашего цветка вы описали, каким видите своего ребёнка и каким бы вы хотели его увидеть. Осталось только определить, какие действия, качества нужны вам, чтобы достичь желаемой цели. Теперь, зная все особенности развития ребёнка в этом возрасте, напишите, как вы будете действовать.

Перед вами ваш цветок, ваш ребёнок. Вы знаете, какой он, понимаете, чего бы вы хотели достичь, и видите, как вам нужно действовать.

Но не стоит забывать, что ребёнок – это полноценная личность со своим характером, со своими предпочтениями, интересами и уровнем развития. Он уникален. И наша задача состоит в том, чтобы не подавить эту уникальность, а лишь помочь ей правильно развиваться.

Дайте детству состоятся!

Дайте детству наиграться

Вдоволь, досыта, не вкратце,

Дайте дождиком умыться,

Дайте, как цветку раскрыться.

Не травите детство спором,

Не нудите разговором,

Не давите злом и страхом,

Не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите,

Зря за шалость не корите

Ни родитель, ни учитель.

Развивая детский разум,

Не влезайте в дебри сразу.

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите.

Дайте детству наиграться,

Насмеятся, наскакаться,

Дайте радостно проснуться,

Дайте в ласку окунуться.

Дайте детству удержаться,

Дайте верой надышаться,

Дайте в рост ему подняться,

Дайте детству состояться!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности развития детей 4-5 лет.

Слайд 2

Моторика активно развивается. Ребёнок становится ловким и быстрым. Мышцы растут быстро, но неравномерно . Из-за этого ребёнок мгновенно устаёт. Этот возраст называется «золотой порой » развития сенсорных способностей. Ребёнок очень чувствителен к шуму и быстро утомляется от него. Причина в тонкой и нежной в этом возрасте барабанной перепонке Значительные физические нагрузки вызывают быстрое утомление, обусловленное несовершенством сердечной мышцы. Физиология

Слайд 3

Имейте в виду! Именно начиная с этого возраста, ребёнку нужно объяснить , что такое здоровый образ жизни и приучать его к его особенностям. Лёгкая гимнастика, режим дня, постоянные прогулки, правильное питание помогут маленькому человечку развиваться правильно и быть здоровым.

Слайд 4

Психология На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания. Стоит обратить внимание , что в 4-5 лет все недостатки воспитания у малыша постепенно укореняются и переходят в негативные и уже, к сожалению, устойчивые черты характера, исправить которые в будущем будет сложно .

Слайд 5

Стремление к самостоятельности . Ребёнок уже не нуждается в помощи и опеке взрослых. Творческие способности . Страхи. У ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазии. Этические представления. Дети учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении . Социализация. Ребёнок вливается в море окружающего мира. Игровая деятельность. Игра становится многогранной и сложной. Приобретает сюжетно-ролевую направленность

Слайд 6

В это время ребенок без усилий может выучить стишок, короткую песенку. Активно развивается воображение, улучшается речь. Это – время разных «детских» вопросов и «почемучек». Интеллект

Слайд 7

Важно! Не устанавливайте слишком много запретов и законов. Сдержанно реагируйте на обиду и гнев, умейте понять его чувства. Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Не внушайте постоянное чувство вины, разбирайте вместе сложные ситуации. Не рассказывайте и не показывайте страшилок. Оберегайте от психотравмирующих ситуаций. Интересуйтесь жизнью ребёнка вне дома, его творческими успехами. Посвящайте как можно больше времени совместным занятиям, будь то прогулка, закрепление каких-то полученных знаний, занятия творчеством, чтение книг или какое-то домашнее дело. Не относитесь к ребёнку как к малышу, не сюсюкайте, учитывайте его мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...

План - конспект родительского собрания по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы. Тема : "Влияние детско - родительских отношений на становление различных сторон личности ребёнка - дошкольника"

Цель:   Укрепление детско - родительских  отношений, создание  безопасной  и благоприятной  обстановки  в семье  в  ходе повышения уровня  педагогичес...

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Родительское собрание«Влияние родительских установок на развитие детей»...

Проект проведения родительского собрания в группе раннего возраста. Родительская гостинная "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста"

Сегодня, следуя принципаи ФГОС, общние педагогов и родителей происходит на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказе от критики и оценке партнера по общению. Данное общение рассматрива...