Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук ребенка.
консультация (младшая группа) по теме

Гусейнова Маина Керемалиевна

Консультация для родителей  " Развитие мелкой моторики рук ребенка".            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Подготовила: Гусейнова Маина Керемалиевна

воспитатель МАДОУ ДС №41 «Росинка»

г. Нижневартовск  ХМАО-Югра

        Уважаемые родители!

 "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».

Доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. К пяти годам речь ребенка должна быть полностью сформирована.


Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров в коре головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи.

Пальчиковая гимнастика помогает ребенку сконцентрировать свое внимание и правильно его распределять, учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребенка.

Выполняя упражнения и сопровождая их короткими стишками, ребенок совершенствует свою речь, ее темп и ритм. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому. У малыша развивается воображение и фантазия.

Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти и пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой. Четко соблюдайте заданный ритм.

Пальчиковая гимнастика полезна не только детям с задержкой в развитии речи, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

С какого возраста можно выполнять пальчиковую гимнастику?

Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев.

Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарика из пластилина.

Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши.

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов.

В более старшем возрасте используют стихотворения, которые сопровождаются движениями кистей рук.

Сначала все упражнения выполняются медленно.

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем – другой рукой.

ПОМНИТЕ! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь не более 5 минут в день!

Деткам нашей группы очень нравятся пальчиковые игры. Мы играем с ними в любую свободную минутку. Они знают много игр и с легкостью заучивают текст, сопровождающий игру. Вот некоторые из них.  Попробуем?  Тогда готовьтесь!

Пальчиковая гимнастика

 «Домик».

1,2,3,4,5

Вышли пальчики гулять.

1,2,3,4,5        

В домик спрятались опять.

Разжимать пальцы из кулака, начиная с большого.

Ритмично сжимать пальцы в кулак.

Сжимать пальцы в кулак, начиная с мизинца.

«Замок»

На двери висит замок .

Кто его открыть бы смог?  

Потянули,

Покрутили,

Постучали

И – открыли!

Руки в замке.Пальчики тянем, не разжимая.
Потянули.
Вращаем руки.
Стучим основанием ладоней.
Руки разжимаются.

«Котик»

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо. Выполнять действия по смыслу               

Массаж и самомассаж «Перчатки». Поглаживание ладоней и пальцев рук.«Надеваем и снимаем перчатки».

 «Домик».

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы.

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины.

Но купили мы арбуз-

Это самый лучший груз. 

Соединение одноименных подушечек пальцев на каждую строку стихотворения.                          Мизинцы, безымянные, средние, указательные.                                                                                                   Все пальцы сжаты в кулак, а большие подняты вверх.

«Ягоды»

С ветки ягодки снимаю,

И в лукошко собираю. 

Будет полное лукошко,

Я попробую немножко.

Я поем ещё чуть-чуть, 

Лёгким будет к дому путь!

Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. Обе ладошки сложить перед собой чашечкой. Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот. Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

«Сорока»

Сорока – белобока        

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,                                

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!        

Ты воды не носил,        

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего! 

дети на ладошке «варят» кашу

поочередно загибают пальцы  с мизинца

показывают большой палец        

грозят указательным пальцем большому пальцу

разводят обе руки в стороны

Массаж и самомассаж

«Игра с карандашами».

Предложить покатать карандаши между ладоней или по столу (сначала одной рукой, потом другой и вместе обеими руками).

 «Капуста».

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

 Резкие движения кистями вверх-вниз.

Имитация движений на терке.

Движения пальцев, имитирующие посыпание солью.

Сжимать пальцы обеих рук в кулаки.

«Дом»                                                                                                                                        Молоточком я стучу,   
Дом построить я хочу.  
Строю я высокий дом, 
Буду жить я в доме том. 

Постукивать кулачками друг о друга.
Соединить кончики пальцев обеих рук.
Поднять выпрямленные ладони вверх.
Похлопать ладонями.

 «Сливы»

Большой пальчик сливы трясёт.

Второй их собирает.

Третий их домой несёт.

Четвёртый высыпает.

Самый маленький – «шалун»

Всё, всё съедает.

Разгибаем большой палец.

Разгибаем указательный палец.

Разгибаем средний палец.

Разгибаем безымянный.

Разгибаем мизинец.

Массаж и самомассаж

«Игра с бумажными шариками».

Предложить сделать из бумаги шарики и покатать между ладонями или по столу.

«Белка».

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Дети по очереди загибают пальцы правой руки, начиная с большого (затем пальцы левой руки, потом одновременно пальцы обеих рук).

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?.

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

«Пять пальчиков»
У детишек – шалунишек,
Девочек и мальчиков,
Знаем мы, на каждой ручке
Пять веселых пальчиков.
Раз, два, три, четыре, пять.

Дети показывают ладони, покачивают
запястьями влево - вправо.Поочередно загибают пальчики.

Массаж и самомассаж

«Игра с мячиками».

Предложить покатать мячики между ладонями и по столу.

 «Пальчики».

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик- прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик – не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Дети по очереди загибают пальцы правой руки, начиная с мизинца. (Затем пальцы левой руки).Обращаются к большому пальчику. Разгибают все пальчики.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребёнком дома. Используйте для этого каж...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка- путь к правильной речи»

   Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша  на потом. Это действительно очень важно для  ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»

Мелкая моторика неразрывно связана со всеми образовательными областями, так как в процессе её развития формируются у детей все психические процессы (внимание, память, воображение,...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для в...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у ребенка 3-х лет с помощью нетрадиционных техник рисования»

Цель: повышение педагогической компетентности родителя по вопросу развития мелкой моторики ребенка 3-х лет.Задачи:Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями;Выработать у родителей умение орга...