"Как учить дошкольника"
консультация на тему

Воробьёва Ольга Михайловна

Зона ближайшего развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad.docx14.31 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад: как учить дошкольника?

Зона ближайшего развития ребенка: что это значит на практике

По результатам многочисленных опросов, большинство современных родителей ставят на первое место интеллектуальное развитие детей. Сейчас, популярны различные методики, специализированные детские центры, огромный выбор развивающих игрушек. Однако многие дети продолжают испытывать трудности обучения в школе или детском саду. Почему так происходит?

Дело в том, что однобокое развитие какой-либо функции в ущерб другой может осложнить обучение ребенка. Например, родители большое внимание уделяют развитию речи, а развития крупной моторики, в котором нуждается ребенок, не происходит.

Есть проблема: социальные требования и существующие методы обучения просто не соответствуют возможностям современных детей: родители меньше с ними беседуют, меньше проводят время в совместных занятиях. Компьютеризация отняла большую часть времени от совместного общения.

Какими же в таких условиях должны быть дошкольное образование?

Концепция известного психолога Льва Выготского помогает найти ответы на эти вопросы. Главная идея Выготского: развитие ребенка происходит прежде всего через контакт со взрослыми. Именно родители, воспитатели, старшие братья и сестры учат его общаться, знакомят с культурными ценностями и правилами поведения.

Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. Задача взрослого — привлечь внимание ребенка к новой деятельности и произвести ее с ним совместно. После многократных повторений ребенок научится делать это самостоятельно. Например, самые маленькие дети учатся держать ложку благодаря поддержке и помощи взрослых.

Такой алгоритм лежит в основе обучения ребенка чем угодно, будь то катание на коньках, рисование или игра в шахматы. Однако вряд ли получиться научить трехлетнего ребенка играть в шахматы, потому что данная деятельность пока находится вне его возможностей или, используя термины Выготского, вне зоны ближайшего развития.

У всех детей разная «величина» зоны ближайшего развития, а значит, и разные возможности обучения. Этим они отличаются друг от друга, и именно поэтому каждому ребенку требуется индивидуальный подход.

Обучение в зоне ближайшего развития выявляет сильные и слабые стороны ребенка. Через хорошо продуманное обучение можно сформировать новые способности и умения. Важно определить, какая помощь мотивирует ребенка, — и применять ее в соответствии с потребностями.

Задача взрослого — создать условия, в которых ребенок будет трудиться, преодолевать трудности, прикладывать усилия. Родители и педагоги не должны делать за ребенка то, что можно сделать с ним вместе, — доказано, что это приводит к снижению мотивации и познавательного интереса.

Только обучение ребенка в соответствии с его возможностями окажется развивающим. Слишком легкие и слишком сложные задачи не окажут плодотворного влияния на развитие ребенка. Вне зависимости от выбранной методики или программы обучения важно помнить о потенциальных возможностях зоны ближайшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чему и как учить дошкольников

Консультации для родителей, среднего, старшего возраста....

учим дошкольников понимать пословицы и поговорки

Знакомство детей с пословицей начинается с первых дней дошкольного обучения. Однако, как показывают наблюдения, из-за отсутствия системы работы над пониманием текстов данного жанра интерес детей к пос...

Кружок для детей подготовительной к школе группе: "Учим дошкольников решать задачи"

Среди причин возникновения трудностей при обучении грамоте в школе выделяются и такие, как:  1. Функциональное несовершенство руки ребёнка дошкольного возраста. Не закончено окостенени...

Учим дошкольников творчеству

Обучать детей творчеству можно и нужно. Мы с вами, педагоги дошкольного образования не просто знаем об этом, но и совершенно уверены в этом. Если бы детей не обучали творчеству, то и не было бы у нас ...

Надо ли учить дошкольника читать?

В статье поднимается вопрос, почему нужно учить дошкольников читать....

Нужно ли специально учить дошкольников чтению?

Перед всеми родителями возникают вопросы:нужно ли учить малыша читать и писать до школы?...