Семинар-практикум для родителей "Развиваем мелкую моторику руки ребёнка"
консультация (младшая группа) по теме

Ардамакова Наталья Робертовна

Семинар-практикум "Развиваем мелкую моторику руки ребёнка."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_palchikovaya_gimnastika_ardamakova.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа  город Волгореченск Костромской области

 «Детский сад№5 «Улыбка»

                      Семинар - практикум

 для родителей детей второй группы раннего возраста

                                 на тему:

   «Развиваем мелкую моторику руки ребёнка».

Провела воспитатель: Ардамакова Н.Р.

Цель: Создать условия, способствующие повышению интереса родителей к развитию мелкой моторики руки ребёнка.

Задачи:

  • Познакомить родителей с различными видами заданий, способствующих развитию мелкой моторики руки ребёнка;
  • Доказать необходимость развития мелкой моторики руки ребёнка начиная с раннего возраста;
  • Убедить родителей в важности, совместных занятий с детьми.

Уважаемые родители! Я очень рада видеть  Вас за нашим круглым столом. А начну я наш семинар с загадки. «Двое лебедей, у каждого по пять детей» (руки).

Совершенно верно, это наши руки. Скажите, пожалуйста, что умеют делать ваши руки? (ответы родителей)Да, конечно же, всё что угодно: шить, вязать, готовить, рисовать, писать, мастерить, владеть различными инструментами, управлять техникой – для чего только не могут человеческие руки! Но само либо собой пришло к человеку умение выполнять всю эту работу? Конечно же, нет. Чтобы руки умело, чётко и слаженно работали, нужна тренировка. И тренировка эта необходима с самого раннего возраста. Сегодня мы с вами и поговорим о развитии мелкой моторики руки (РММР) ребёнка.  Что это такое, каким образом развивать руку ребёнка, я Вам сегодня расскажу и покажу. А вот чему способствует РММР  ребёнка, Вы попытаетесь ответить сами в течение нашего семинара

Итак, сейчас мы хотелось бы проанализировать результаты анкетирования. На вопрос – ка Вы понимаете фразу «развитие мелкой и моторики руки ребёнка», Вы ответили следующим образом: подвижностью пальцев, умение работать мелкими деталями и т.п. И, конечно же, очень радует, что Вы этим вопросом интересуетесь, и дома занимаетесь и играете со своими малышами. А сейчас мне хотелось бы поделиться с Вами несколькими маленькими секретами, которые помогут Вам в общении с вашими детьми:

  • Все игровые упражнения должны быть непродолжительными. Не более 5 – 7 минут и не должны вызывать у ребёнка отрицательных эмоций.
  • Все упражнения необходимо обыгрывать.
  • Начинать занятия необходимо, когда у ребёнка хорошее настроение и когда он не занят другой игрой.
  • За малейшие успехи обязательно хвалить малыша.
  • Ни в коем случае не акцентировать внимание на его неудачах, не ругать.
  • Проводить игру – занятие живо, эмоционально, стараться вызвать интерес у ребёнка.

Как же можно поиграть с ребёнком, чем с ним позаниматься, чтобы развить его руку?

  1. Начнём с пальчиковой гимнастики.

Существуют замечательные книжки по пальчиковой гимнастике (показать). Эти книги прекрасно иллюстрированы, в них даётся текст игры и описание действий, которые необходимо производить с пальчиками. Все задания расположены в книге по степени сложности – простых к сложным. Давайте и мы с Вами немножко поиграем. Покажите, в какие игры с палочками Вы играете со своим ребёнком. (Родители показывают). А сейчас, я Вам покажу, некоторые пальчиковые игры, в которые, согласно возрасту, мы играем с детьми нашей группы. Это: «Сорока – белобока», «Идёт коза рогатая…», и т.д. Давайте попытаемся ответить на вопрос: «Что значит развивают игры с пальчиками»?

- ребёнок слушает текст стихотворения. Развиваются слуховое восприятие, внимание.

- ребёнок запоминает текст стихотворения, заучивает его наизусть. Развивается память.

- ребёнок воспроизводит текст стихотворения. Развивается речь.

- ребёнок выполняет действия с пальчиками. Развиваются: зрительное восприятие, мелкая мускулатура пальцев рук.

( на фланелеграфе  составляется схема – чему способствует РММР ребёнка)

  1. Необходимы упражнения с пирамидками, вкладышами.

Существуют различные виды пирамидок:

  • Различные по цвету;
  • На конусообразном стержне;
  • На прямом стержне;
  • С резко контрастными по величине кольцами.

Вкладыши тоже бывают разных видов:

  • Мягкие;
  • Логические кубы;
  • Различные  по форме;
  • Различные по величине;

Давайте попробуем поиграть с пирамидками так, как мы играем с детками в группе. (Родители играют).

Инструкция:

Посмотрите, какая красивая, яркая пирамидка! Сколько на ней разноцветных колечек! Давайте с  ней поиграем. Снимите верхушечку. Положите её рядом с пирамидкой. Теперь снимите самое маленькое колечко. ( Слово «маленькое» выделите голосом, можно спрятать в ладошке). Положите его рядом с верхушечкой. Теперь снимите ещё колечкопобольше. Положите его рядом с маленьким. А теперь снимите самое большое ( выделите голосом слово 2большое») колечко. Молодцы! Посмотрите, какой длинный у нас рядок получился, проведите пальчиком. А теперь соберём пирамидку (в обратной последовательности). Собрали? Давайте посмотрим, правильно ли мы собрали? Проведите ручками по пирамидке сверху вниз. Вот какая ровная получилась пирамидка! Молодцы!

Занимаясь с вкладышами, обращаем внимание на их форму и величину. Полезно обвести фигуру вкладыша по контуру. Полезно использовать словесную инструкцию: «Посмотрите внимательно на игрушку. Обведи её пальчиком. Посмотри внимательно на окошечки. Найди такое же окошечко (выделить голосом) как эта игрушка. Приставь. Если подходит, вставь в окошечко». Если ребёнок затрудняется, вставит игрушку в окошечко, помогите ему. Играя с пирамидками и вкладышами, ребёнок проделывает огромную умственную работу: он сравнивает, анализирует, обобщает, а значит, у него развивается…что? (мышление).

(дополняем схему - чему способствует РММР ребёнка)

  1. Ещё мне хочется познакомить Вас с интересным для детей видом деятельности – это занятия с липучками, наклейками.

Дети очень любят что-нибудь подцепить пальчиками. Посмотрите на этого симпатичного снеговика. Все его части тела крепятся на липучках. Вы можете с ребёнком разбирать его и собирать. Кроме этого, к этой игрушке прилагается ряд других деталей и из снеговика легко сделать например зайку или петушка, или ещё какого-нибудь, что подскажет Вам ваша фантазия. Не говорящих детей можно попросить: «Покажите, где у петушка хвостик, клювик и т.п.». А говорящим детям можно задать вопрос»: «Кто это?»

Детям, которым около двух лет можно предложить раскраски с наклейками.

Желательно приобрести книги – сказки с многоразовыми наклейками. В группе мы пользуемся кавролином (показ). Знакомим детей с геометрическими фигурами – круг, квадрат, треугольник. Учим различать эти фигуры и называть их облегчёнными словами: «кружок», «кубик», «крыша».

  1. Интересное занятие – выкладывание рисунка из палочек.

Можно использовать счётные палочки или спички с обрезными головками. Важно преподнести этот материал так, чтобы он вызвал интерес у ребёнка, т.е. обыграть.

Например: Ванюша, посмотри, кто к нам пришёл! Да ведь это Мишутка! Ух, какой косолапый! Мишка, а что ты нам принёс? Какая красивая коробочка. Да в ней что- то есть – послушай, как она гремит. Мишка, можно посмотреть? (разыгрывается диалог с игрушкой). «Да конечно».

- Ой, да тут палочки!

- Мишка, а зачем тебе палочки?

- А я люблю ими рисовать.

- Да – а, а мы не умеем… Ты нас научишь?

- Конечно.

(раздаю родителям палочки и листы бумаги.Они выкладывают палочками рисунок).

- конечно, картинку ребёнок Вам не создаст, а простые формы вместе с вами сможет изобразить. Например, солнышко, огурчик, яблоко и т.д.

  1. Очень полезна для РММР мозаика.

Желательно крупная во избежание несчастных случаев. Играя с мозаикой учим детей брать пальчиками, по 1 штуке и выкладывать на игровом поле. Если ребёнок совсем маленький, можно научить его выкладывать дорожку из разноцветной мозаики, если же  постарше (после 1,6 мес.) – выкладывать дорожки по цвету. Не стремитесь к тому, чтобы ребёнок назвал цвет мозаики – это пока для него невыполнимая задача, ребёнок пока что должен уметь выполнять практические действия по различению цвета.

  1. Очень хорошо, если вы играете дома с ребенком в конструктор «Лего».

Желательно, чтобы детали его были достаточно крупными. Благодаря игре с конструктором, развивается ММР ребёнка, так как ребёнок захватывает игрушку пальцами рук, пытается соединить детали, что для  маленького ребёнка достаточно трудно. Из конструктора «Лего» Вы можете сделать с ребенком простые постройки: домик, бешенку, дорожку, мостик, воротики и т.д. Не забудьте обыграть постройку.

Например:

- Ой, кто это так жалобно мяукает? Да это котёнок. Какой маленький. Что случилось? Почему ты такой грустный и почему ты дрожишь?

- Я замерз, у меня нет домика, а на улице так холодно…

- Давай, Катюша, порадуем нашего котёнка, построим ему домик.(Идет постройка домика вместе с одним из родителей).

- Спасибо тебе, Катюша, какой замечательный домик ты мне построила. Как в нем тепло! Уж теперь-то я не замерзну! Мяу- мяу.

Можно использовать и художественное слово. Например:

Кто мяукнул у дверей?

Открывайте поскорей.

Очень холодно зимой.

Мурка просится домой.

Ребёнок делает вид, что открывает домик, котёнок забегает в дом. Можно использовать для знаний с детьми геометрический конструктор. С его помощью дети знакомятся, а в дальнейшем закрепляют знания о цвете, форме, величине.

Знания могут быть самые разнообразные:

  • Группировка по цвету, форме, величине;
  • Нанизывание на шнурок деталей определенного цвета, формы или величины, или с использованием чередования деталей по цвету, форме, величине. (Делаем бусы).
  • Постройка башенки, дорожки, воротиков м т.д.
  1. Интересны и полезны для детей упражнения со шнуровкой.

Сейчас в продаже имеются готовые пособия (показ), а можно их изготовить и самим (показать образцы самодельных шнурков). Детей раннего возраста учат правильно брать шнурок (чуть выше наконечника), вставлять в отверстие, протягивать до конца и т.д.. В более старшем возрасте задания усложняются, ребёнок может выполнять задания по схеме или сам, используя своё воображение и фантазию.

  1. Очень любят дети крышки, откручивать их и закручивать.

Предложите малышу для игр бутылочки из под йогурта или витаминов, баночки из под крема и др. предварительно всё помыть. Покажите как откручивать и закручивать крышку. Обязательно обыграйте.

  1. Можно предложить детям задания на сортировку, используя при этом природный материал.

(Например – желуди, орехи, семечки подсолнечника, тыквы, горох, фасоль и т.д..)

Игровой момент. К кукле Кате пришли  гости и она приготовила для них угощенье. Для Хрюши – жёлуди. Показать ребёнку. Пусть проведёт пальчиком по жёлудю, обратите внимание, какой красивый, гладкий, ровный, блестящий. Пусть обведёт пальчиком его контур – длинненький, как огурчик. Для Белочки Катя приготовила орешки, для  мышки – семечки. Да вот беда, выложила Катя всё угощение на одну тарелку и никак не может разделить. Давай ей поможем. Можно группировать пуговицы, бусинки, различные по величине, цвету, форме. Обязательно обыгрывать задание.

  1. И, конечно же, давайте детям почаще карандаши и фломастеры.

Детей после 1г.6 мес., учим правильно держать карандаш, проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии, линии округлой формы – рисуем клубочки, шарики, яблочки и т.д. Обыгрываем упражнения. Например: нарисуем с одной стороны зайчика, с другой – морковку. «Помогите зайчику добраться до морковки». (Родители выполняют задания).

  1. Детям после 1г.6мес. можно предложить пластилин.

Покажите ребенку коробку, сделайте загадочное выражение лица: «Ой, что это там? Какие яркие кусочки! Давай посмотрим». Дайте ребёнку в руку – пусть обследует. Расскажите, что это пластилин, он мягкий, из него можно лепить. Его можно гнуть, отламывать кусочки. Пусть ребёнок попробует. Детишек постарше, около 2-х лет, можно научить делать столбики. (Родители работают с пластилином по показу и словесному пояснению).

- Рука выпрямлена, кусочек пластилина кладём на ладошку, сверху кладём ещё руку. Пальцы прямые, напряжены. Делаем прямые движения руками. Из полученного столбика можно сделать змейку или червячка, или бараночку – кто что придумает. Можете сами скатать шарик, а ребенку предложить сделать из него лепёшку, сжав между ладошками.

12.И ещё, о чём хотелось бы сказать. Как можно чаще предоставляйте ребёнку возможность самому одеваться и раздеваться. Пусть ребёнок сам наденет трусики, носочки, сандалики. Детей, которым около 2-х лет, можно учить расстёгивать и застёгивать пуговки, сандалики, завязывать шарфик. Всё это тоже прекрасно развивает ММР ребёнка, а также способствует совершенствованию навыков самообслуживания. А сейчас мне хотелось бы показать вот такую куклы (показ). С помощью этой куклы ребёнок научится:

  • Расстёгивать и застёгивать пуговицы;
  • Заплетать косички, завязывать бантики;
  • Шнуровать ботинки;
  • Застёгивать молнию
  • Одевать и раздевать куклу.

Одежду на кукле можно менять. Сегодня это комбинезон на пуговках, а завтра – платье с молнией.

И в завершении нашего семинара – практикума, мне хотелось бы подвести итог. Чему способствует РММР ребёнка? Давайте вновь обратимся к нашей схеме (зачитать). Но кроме этого РММР способствует и личностному развитию ребёнка. У ребенка, у которого умелые руки, у которого всё получается, у такого ребёнка не занижена самооценка, к такому ребёнку тянуться дети в группе, им с ним интересно общаться, а это очень важно для психического развития ребёнка. РММР способствует и развитию таких личностных качеств, как усидчивость, терпение. Занятие РММР способствует и эмоциональному контакту со взрослыми, а это тоже очень важно для полноценного психического развития ребёнка.

Итак. Развитие мелкой моторики руки ребёнка способствует:

- речевому, умственному, личностному и психологическому развитию ребёнка,

- укрепляет его физическое и психологическое здоровье,

- отлично подготавливает руку ребёнка к письму, что очень важно при поступлении в школу.

Дорогие родители, от всей души хочется пожелать Вам успехов в воспитании ваших детей. Чаще уделяйте внимание им. Пусть общение с ребёнком принесёт Вам и вашему малышу много радости. Крепкого Вам здоровья. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум: «Пособия для развития мелкой моторики рук своими руками»

В данном семинаре описаны приёмы  и упражнения,   направленные на развитие мелкой моторики; изготовление пособий для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста....

Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...

Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»....

семинар-практикум для родителей "Роль мелкой моторики в речевом развитии детей"

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца...

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем мелкую моторику у детей» (Материал работы «Школа молодого воспитателя»)

Семинар-практикум для педагогов«Развиваем мелкую моторику у детей»(Материал работы «Школа молодого воспитателя»)...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....