Психологическая защита дошкольников
материал на тему

Осипова Наталья Васильевна

Приемы регулирования и снятия мышечного напряжения у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon relaksatsiya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая защита дошкольников.

Приемы снятия психологического и мышечного напряжения в дошкольном возрасте   

Проблема: В нашем детском саду много детей с повышенной двигательной активностью. Для них очень важно научиться приемам психологического и мышечного расслабления.

        

Психологическая защита - это необходимый естественный механизм защиты человека от негативных, отрицательных переживаний. Он сформирован, в той или иной мере, у каждого человека, но особенно он необходим детям. Дети чаще сталкиваются с психотравмирующими факторами, видами деятельности: соревнование ребенка с другими детьми, высокие физические нагрузки, сильные эмоциональные переживания, дефицит родительской любви, что ведет к снижению приспособляемости организма и психики ребенка к окружающим условиям.

        Одной из форм психологической защиты у детей является научение его снятию психофизического напряжения, что требует помощи со стороны взрослого.

  1. Создание позитивной психоэмоциональной обстановки.

         1) Созданная в нашем дошкольном учреждении атмосфера успеха пробуждает у детей  энтузиазм и развивает интерес к занятиям. И, если наши воспитанники уже сейчас добиваются положительных результатов в своих небольших делах, то в дальнейшем они обязательно будут стремиться достигнуть их в более серьёзных начинаниях. А у малышей, постоянно испытывающих разочарование, постепенно формируется устойчивое чувство поражения.

        2) Чередование занятий физическими упражнениями с умственными,  обеспечивают быстрое восстановление работоспособности.

2. Психологическая игра как способ снятия напряжения

В дошкольном возрасте ребенок получает знания и навыки для становления своей личности во время игр. Игра является для него основным видом деятельности. С ее помощью дети активно развиваются, совершенствуется их мировоззрение и мировосприятие. Всякая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности.

Игру для детей дошкольного возраста нельзя заменить другой деятельностью. Игра для ребенка становится смыслом его существования: он общается, развивается физически, укрепляется морально.

Психологической называется игра, которая представляет собой смоделированную ситуацию, в которой ребенок может приобрести определенные навыки, научиться общаться, расширить свои представления как о себе, так и об окружающем мире. Посредством психологических игр можно развивать коммуникативные способности, то есть его способности общаться, включаться в определенный социум-детей и взрослых.

Психологическая игра важна для ребёнка не только потому что она позволяет ему научиться общаться с окружающими детьми и взрослыми, но и потому, что благодаря игре, ребенок познает мир.

С помощью психологических игр у младших дошкольников можно развивать навыки общения, формировать и развивать нравственные и волевые качества личности ребенка, внимание, память, логическое мышление, внутренний мир.

3. Снятие мышечного напряжения посредством тренинговых занятий

         

        Помня о положительном воздействии физических упражнений и в развитии доброты, жизнерадостности, энергичности, собранности, уверенности в себе, обучение расслаблению необходимо проводить по контрасту с напряжением. Например, крепко сжимая кулак, а затем отпуская его, ребенок учится различать состояние напряжения и расслабления и, в конечном итоге, расслаблять мышцы по своему желанию. Расслабление способствует снятию мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.

        Эмоциональная неуверенность ребенка часто выражается не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистом сне и т. п.

 Если игровые методы используются  в основном для коррекции личностных нарушений у детей, таких, как неадекватная самооценка, конфликтность, агрессивность, снятие страхов, то для общего успокоения и снятия мышечного напряжения лучше  использовать тренинги мышечного расслабления.

        За основу тренинга можно взять комплекс упражнений, разработанный И.Г. Выготской, Е.Л. Пилленгер и Л.П. Успенской.

        Ощущение  расслабления будет более сильным, если ему предшествовало напряжение. При этом следует помнить о том, что внимание ребенка должно фиксироваться на расслаблении, как приятном состоянии ненапряженности и спокойствия. Не все дети овладевают навыками расслабления сразу, поэтому надо  быть достаточно терпеливыми.

Тренинги , направленные на снятие мышечного напряжения у старших дошкольников, можно использовать на физкультурных занятиях, особенно  требующих повышенной двигательной активности: тренировочных, ритмических, вне занятий.

1) При возбуждении или волнении воспитатели часто напоминают ребенку знакомые слова: «мы спокойные всегда!», «дышится легко…». Если ребенок капризничает, часто убеждаем: «успокойся, расслабься…», или спокойно, но твердо: «…рот приоткрывается, все в нем расслабляется, и послушный наш язык быть расслабленным привык».

2) Тренинг проводятся  в два этапа: мышечное расслабление по контрасту с напряжением и мышечное расслабление по представлению. Все упражнения лучше  разделить на группы на основании тех мышц, расслаблению которых они способствуют.

3) При выполнении всех упражнений хорошо использовать спокойную мелодичную музыку.

4) Все упражнения периодически повторяются.

5) Ежедневно дошкольникам предлагаются следующие упражнения: «Улыбнитесь друг другу. Произнесите: «Я люблю себя, я люблю своих друзей, я люблю своих родителей, я люблю всех, я люблю мир!»  Особенно это эффективно, когда в группе назревает конфликт.

6) Дети, как и взрослые, могут испытывать разные чувства. Они умеют не только смеяться, радоваться и веселиться, они также ощущают боль, грусть, печаль, страхи, неуверенность. Положительный настрой, можно достичь через аффермацию (слова и предложения, которые имеют положительное, утвердительное значение при многократном повторении), помогает изменить ход мыслей дошкольников в положительную сторону. А это приводит к устойчивому позитивному настрою. Учим детей высказывать все свои мысли и желания в положительной форме: «Я смогу!», «Я сильный и помогаю слабым», «Я уверен в себе». Например. Тренинг «Я все смогу!»  (его часто используют воспитатели перед началом занятия, так как он не только снимает мышечное напряжение, но и настраивает на преодоление трудностей):

Сегодня прекрасный день и у меня все прекрасно. Я чувствую себя хорошо. У меня замечательное настроение. Я готов работать. Я буду настойчиво и упорно трудиться и обязательно всему научусь. Я уверен в себе. Я верю, что у меня получится. Буду настойчивым и упорным в достижении цели. Я чувствую, что с каждым днем я становлюсь умнее, сильнее, красивее, трудолюбивее. Я готов к работе. Я все смогу.

Замечено, что на занятиях, перед которыми проводятся подобные тренинги, на 30 - 40% повышается результативность.

Релаксация мышц шеи.

Наклонить голову влево, зафиксировать напряжение, вернуться в и. п.

То же вправо.

Наклонить голову вперед, зафиксировать напряжение задней части шеи, вернуться в и. п.

                                       Релаксация мышц рук.

Согнуть левую руку в запястье так, чтобы ладонь встала вертикально - «заборчик». Удержать её в таком положении 5-10 сек.

То же с правой рукой.

Руки согнуть в запястье пальцами вниз, удержать 5-10 сек., расслабиться.

Напрячь обе руки, лежащие на полу, расслабиться (повторить 2-3 раза).

Релаксация ног.

Согнуть ногу в колене, напрячь мышцы, удержать 5-10 сек., опустить и расслабить мышцы.

Потянуть ступню носком к себе, удержать 5-10 сек., расслабить.

Напрячь ягодичные мышцы, расслабить.

Слегка приподнять прямую ногу от пола, медленно опустить, расслабить.

После занятий-тренировок дети с большим удовольствием выполняют тренинг «Волшебный сон».

Тренинг «Волшебный сон».

Дети находятся в позе «звезды». Инструктор дает установку: «сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Ты не заснешь по-настоящему. Ты будешь все слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не «проснешься». Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. «Волшебный сон закончится тогда, когда я скажу: «Открой глаза». Внимание, наступает «Волшебный сон»:

  Реснички опускаются…, глазки закрываются….

        Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

        Сном волшебным засыпаем.

        Дышится легко, ровно, глубоко.

        Наши руки отдыхают…, ноги тоже отдыхают…,

        Отдыхают, засыпают… (2 раза).

        Шея не напряжена и расслаблена…

        Губы чуть приоткрываются,

        Все чудесно расслабляется… (2 раза)

        Дышится легко…, ровно…, глубоко….         

         (Длительная пауза. Дети «выходят из волшебного сна».)

        Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали….

        (Громко, быстро, энергично:)

        Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!

        Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.

  Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать.

        Иногда один - два ребенка действительно засыпают. В этом нет ничего плохого, просто малыш действительно хорошо расслабился. Его следует тихонько разбудить.

Упражнение на освоение и закрепление позы покоя  и            расслабления     мышц рук.

  1. Поза покоя.

Сесть ближе к краю стула, опереться о спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно -

Расслабление приятно!

  1. «Кулачки».

Сожмите пальцы в кулачок покрепче (руки лежат на коленях). Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох - выдох! (повторить 3 раза).

        Руки на коленях, кулачки сжаты.

        Крепко, с напряженьем

        Пальчики прижаты (сжать пальцы).

        Пальчики сильней сжимаем -

       Отпускаем, разжимаем

(Легко приподнять и уронить расслабленную кисть)

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики.

                   Упражнение на расслабление мышц ног.                                  3. «Пружинки».

Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются к верху, а пятки продолжают упираться в пол. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Как приятно! Отдыхаем… слушайте и делайте, как я.

        Что за странные пружинки упираются в ботинки?

           (Дети приподнимаются на носки, пятки прижаты к полу.)

        Ты  носочки опускай, на пружинки нажимай,

        Крепче, крепче нажимай, нет пружинок - отдыхай!

Ноги не напряжены и рассла -а бле-ны…

 Упражнение на расслабление мышц рук, ног и корпуса.                        4. «Штанга».

        Будем заниматься спортом. Встань! Представь, что ты поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, возьми её. Сожми кулаки. Медленно поднимай руки. Они напряжены. Тяжело! Подержи штангу… Устали руки и бросили штангу… ( руки опускаются и свободно повисают вдоль туловища).

Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я.

        Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом

        (наклон вперед.)

        Штангу с пола поднимаем… (распрямиться)

        Крепко держим…. И бросаем! (руки резко опускаются вниз.)

        Наши мышцы не устали и еще сильнее стали!

        Нам становится понятно: расслабление - приятно.

Упражнение на расслабление мышц живота

5.«Шарик».

Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение. Нам неприятно. Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит вовнутрь. Выдох свободный, не напряженный.

 Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко… ровно… глубоко…

А еще у нас есть наш любимые тренинг, который нравится не только детям, но и педагогам. Называется он «Прогулка на велосипеде».

Тренинг «Прогулка на велосипеде».

Дети лежат на спине, поза «Звезды». Звучит музыка. Инструктор начинает описывать ситуацию во всех подробностях, как будто это происходит на самом деле:

        Утро. Прекрасная солнечная погода. Я еду на велосипеде по широкой ровной дороге. Вокруг красивые цветущие кусты сирени. Они благоухают. Щебечут птицы. Солнышко пригревает все сильнее и сильнее. Я чувствую его тепло на ногах, туловище, руках, шее, лице. Тепло растекается по всему моему телу. Я абсолютно спокоен и уверен в себе. Все неприятности уходят, настроение чудесное. Я улыбаюсь и радость улыбки дарю всем окружающим. Я еду ровно и красиво, спокойно и уверенно держу руль. Не спеша кручу педали. Все прекрасно!

        При выполнении такого тренинга стараемся воспитать у детей умение воображать описываемую ситуацию, что в свое время дает каждому ребенку возможность успокоиться, снять лишнее напряжение всех мышц тела.

        Итак, все тренинги, применяемые на любых занятиях и перед различными видами деятельности, после высокой психофизической нагрузки пока они соответствуют физиологическим возможностям растущего организма, всегда будут являться оздоровительным фактором.

        Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает, что использование релаксационных приемов для снятия мышечного напряжения после физической нагрузки в работе со старшими дошкольниками значительно укрепляет их физическое здоровье, формирует уверенность себе, своей красивой осанке и, в конечном счете, своем «Я».

Упражнение «Я — сильный и могучий»

Гуляя с малышом в парке, обратите его внимание на большое дерево (дуб например). Скажите: «Посмотри, какое это большое, могучее и сильное дерево! Если подует ветер — только верхушка дерева колышется, а само оно сможет выстоять. Ты знаешь, человек тоже может иногда быть таким же сильным и могучим…Если тебе вдруг захочется когда-нибудь кого-то ударить или сказать грубое слово, что-то сломать — представь, что ТЫ ЕСТЬ ТАКОЕ ЖЕ МОГУЧЕЕ И СИЛЬНОЕ ДЕРЕВО!».

Поиграйте с ребенком: поочередно представляйте себя могучим деревом. Спросите, что чувствует малыш? Что, по его мнению значит быть сильным и могучим? Что значит сохранять спокойствие в сложных ситуациях?

Упражнение «Взял себя в руки»

Расскажите малышу о том, что Вы знаете, как ведет себя выдержанный человек. Затем объясните: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, нервничаешь или тебе захотелось нагрубить или ударить кого-то: обхвати ладошками локти и сильно прижми руки к груди».

Упражнение «День безобразия или разрешается пачкаться»

Внимание!!! Родителям рекомендовано морально подготовиться к данному упражнению. На это упражнение трудно решиться и тяжело сохранять спокойствие…))) Но зато очень весело проведете время!!! А также приготовить пальчиковые краски, старые губные помады, тюбики с кремами и зубной пастой. Расстелить на полу клеенку, одеть ребенка (и самому) в ту одежду, которую не жалко будет испачкать.

Выполнять упражнение стоит в хорошем настроении! Разрешается рисовать помадой и краской на ножках и ручках спинках и животиках. Можно макать в краску ручки и пяточки. Обрисовывать носики и щечки. Разрешается обрисовывать взрослых!

Не забудьте после этого веселого упражнения помыться (лучше конечно подобные упражнения выполнять на даче, возле бассейна или озера).

               

Литература:

  1. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 2006 г.
  2. Староковская В.Н. Помогите малышу подготовиться к школьной жизни - Москва 2009 г.
  3. Са-Фи-Дансе. - Ж.Е. Фирилева и Е.Г. Сайкина, 2011г.
  4. Печерога А.В. «Развивающие игры для дошкольников». -М: ВАКО,2008-192с- (дошкольники: учим, развиваем, воспитываем.)
  5. Хромова С.А. «Психологические игры для детей»/С.А. Хромова –М.: РИПОЛ Классик: ДОМ 21 век,2009. -189с- (Азбука развития)
  6. 3.Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А. С., Козлова И.А. ««Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет». -СПб. «Речь»; М.: «Сфера», 2012-160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов: «Психологическая защита детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей и педагогов:«Психологическая защита детей дошкольного возраста» Педагог-психолог  Чепрасова Л.В. Условия, при которых у ребенка дошкольного возраста вкл...

Механизмы психологической защиты

В данной презинтации представлены механизмы психологической защиты...

Механизмы психологической защиты и их роль в развитии детей.

Информация, которая полезна и воспитателям и родителям...

Семинар-практикум для педагогов "Механизмы психологической защиты у дошкольников"

Каждый из нас испытывал трудности, которые нужно было преодолеть. В таких случаях мы можем испытывать состояние дискомфорта, у нас появляется ощущение тревоги и даже безысходности, вызванное трудностя...

Консультация «Механизмы психологической защиты у детей дошкольного возраста »

quot;Механизмы психологической защиты у детей дошкольного возраста"...

Презентация а тему "психологическая защита".

ull;Термин психоаналитической школы психологии•Подробно изучен Зигмундом Фрейдом и Анной Фрейд.•Цель психологической защиты -снижение уровня тревоги и страха в ситуациях внутреннего конфли...